И щит веры возьмите... Худиев С. Л.

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Юбилейная годовщина киевского майдана вызвала довольно предсказуемый набор реакций, детерминированных политическими предпочтениями комментаторов. Майдан является частью текущей трагической истории, и смотреть на него отстранено — как мы смотрим на дела давно минувших дней и преданья старины глубокой — невозможно.

Многие занимаются политическим анализом — каковы были интересы вовлеченных сил и чего они добились — но мне кажется важным взглянуть на ситуацию с психологической и духовной стороны.

Люди, которые приняли участие в Майдане — и которые, несмотря ни на что, прославляют его сейчас, выражают свои убеждения одним ключевым словом — «достоинство». Они хотели показать — и, по их убеждению, показали, что они свободные, гордые, достойные уважения люди, украшенные такими добродетелями как свободолюбие и смелость.

Те, кто находятся с другой стороны политического разлома, разделившего вчерашних родственников, друзей и одноклассников, видят ситуацию по другому.

Могущественные международные игроки (и, прежде всего, США) добились своих целей, прежде всего, «сдерживания России», за счет манипуляции лучшими чувствами людей — или, по крайней мере, чувствами которые сами люди воспринимали, как лучшие.

Во время майдана распространялась серия картинок, в которых привольная и богатая жизнь в Евросоюзе противопоставлялась унылой, бедной и унизительной жизни в таможенном союзе который предлагала Россия. Но мотивы людей — с которыми можно было напрямую общаться через Сеть — не сводились и не определялись желанием заполучить знаменитые «кружевные трусики».

Европа виделась, прежде всего, не как место достатка, а как место достоинства.

Мошенники нередко ловят людей на желании заработать легкие деньги. В этом случае не было ничего подобного. Конечно, были люди, которые поднялись и обогатились на Майдане — но большинство участников, в материальном отношении, только потеряли. Более того, они и шли туда, чтобы потерять и пожертвовать ради дела, которое представлялось им совершенно правым, которое наполняло их жизнь чувством смысла и достоинства.

Конечно, это не первый — и не последний — случай революционного и патриотического воодушевления, но по времени наиболее близкий к нам.

Конечно, многие из нас еще помнят 1991 год, распад СССР и непередаваемое чувство творящейся на наших глазах истории — более того, истории, творимой нами.
Участники массовых выступлений против ГКЧП могли переживать что-то, что выглядело лучшим в их жизни.

Люди, которые говорят, что «Майдан — это лучшее, что случилось с Украиной», у нас часто вызывают насмешки. Но в каком-то отношении они говорят правду — это лучшее, что у них было, самый яркий, пиковый опыт. Те дни, когда они были абсолютно счастливы, когда их жизнь была полна, когда она было цветной — а не черно-белой, когда они не смотрели фильм на экране — а были его главными героями.

Это то, что по уровню накала похоже на первую любовь или религиозное обращение.
Неслучайно Майдан описывался его участниками в религиозных терминах — он де «перерос все украинские церкви».

Похожее упоение описывали участники революции 1917 года.

Что делает людей уязвимыми для революционного экстаза?

Можно прочитать о том, что у «Партии Регионов» не было яркой, увлекающей массы идеологии — а у майдановцев она была. Поэтому нам тоже надо завести государственную идеологию.

Это довольно спорный вопрос — СССР был тотально идеологизированным государством, и это его не спасло.

Вопрос о том, когда пропаганда вызывает неверие и цинизм, а когда она поджигает массы, как сухую солому, еще нуждается в подробном исследовании.

Можно заметить, однако, что успешная пропаганда, как вирус, встраивается в те структуры личности, которые предназначены для религии.

Она удовлетворяет те же потребности — в смысле жизни, в достоинстве, в единстве с другими. Она вписывает жизнь человека в контекст великой истории, делает его участником грандиозного Замысла, в котором у него есть своя роль и свое место, славным воином в космической битве добра и зла. Она дает ему — хотя и кратковременное — переживание настоящей, подлинной жизни.

Поэтому естественный антидот для нее — вера.

Однако нельзя сказать, что он срабатывает автоматически; на Майдане были представлены все религиозные сообщества Украины (кроме Украинской Православной Церкви), люди горячо молились за победу — как-то упуская из виду, что бывают такие победы, которых лучше бы и не одерживать.

Человек может быть верующим — то есть не сомневаться в бытии Божием, признавать за истину все христианские догматы, регулярно молиться и участвовать в богослужениях — но при этом мотивация, стоящая за его поступками, определяется не верой, а тем мощным потоком околополитических эмоций, в который он попал.

Вера приобретает служебный характер — ссылки на Господа Бога и жизнь вечную нужны для того, чтобы воодушевить борцов за «наше правое дело», мысли о том, что Бог, возможно, хочет от человека чего-то совсем другого, немедленно отгоняются.

Бог просто обязан поддерживать нас в нашей борьбе, по-другому и быть не может.
Опасение оказаться неправым, согрешить, причинить вред, решительно подавляются, негодяи и подлецы, пытающиеся посеять сомнения в правоте (и безоговорочной богоугодности) «правого дела», отвергаются с негодованием.

Вера сохраняет человека от помрачения только когда она является главным, а не подчиненным и сопутствующим мотивом.

Тогда зажигательная пропаганда смуты, те «раскаленные стрелы лукавого», о которых говорит Апостол, отскакивают от щита этой веры, не причиняя вреда.
У человека уже есть дело, которому он служит — дело Божие, его жизнь уже исполнена достоинства и смысла, которые он обретает во Христе, у него уже есть идентичность — чада Божия, у него уже есть свои — Бог, Его ангелы и святые, Небесный Иерусалим.

Конечно, такая вера — это личный выбор, и никто из нас не может сделать его за другого. Но каждый может сделать его за себя. И тогда Бог будет действовать через нас — меняя жизни других людей. Именно такова миссия, которую Он на нас возлагает, как на православных христиан.

https://radonezh.ru/2023/11/23/i-shchit-very-vozmite