И МЕНЯ ТОЖЕ ВЫЛЕЧАТ?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Александр Ткаченко о психологических проблемах каждого

tema136tka4enko_1

«Знаете, почему сейчас столько душевнобольных?» — «Ну, наверное, жизнь такая пошла — тяжелая». — «Нет, просто врачей, которые ставят диагнозы, теперь больше».
Как ни странно, этот анекдот довольно точно передает христианский взгляд на душевное здоровье. Но, конечно же, не в том смысле, будто врачи безответственно относятся к диагностике. А в том, что душа человека после эдемской катастрофы оказалась серьезно повреждена, и последствия этой травмы каждый из нас несет в себе всю жизнь. С этого, пожалуй, и стоит начать разговор о ловушках, которые XXI век ставит для души современного человека.

ЗЛО ОПОЗНАНО, ОДНАКО…

Хотя такой разговор давно уже начат и без нас. Редкое СМИ не писало или не говорило о том, как травмируют психику современного человека новые реалии, вошедшие в нашу жизнь за последние годы. Тут и сверхактивный ритм жизни, вгоняющий человека в состояние непрерывного стресса, и интернет-зависимость, и желание соответствовать тем критериям успеха, которые непрерывно вдалбливают в его сознание реклама и многочисленные телешоу, и культ потребления в виде шопоголизма, или бесконечного стремления завладеть новыми смартфонами, автомобилями, и вообще — «всем самым модным в этом сезоне».

Информации об угрозах душевному здоровью сегодня более чем достаточно. И рецепт СМИ тут, как правило, незатейлив и прост: «Прочти то, что мы тебе предлагаем, и делай, как написано. Осознай проблему, убери ее из своей жизни — и будешь здоров».

Однако каждый из нас знает, что на практике всё получается совсем не так гладко, а чаще всего — не получается вовсе. Ну, например, кто из активных пользователей социальных сетей еще не осознал, что это тоже вполне реальная зависимость, сродни табачной или алкогольной? Огромное множество людей на собственном опыте убедились, что «зависание» в том же «Фейсбуке» или «Вконтакте» действует на их душевную жизнь неблагоприятно. Они вполне искренне желали бы прекратить эту практику, но, увы, продолжают день за днем часами сидеть в соцсетях, с нотками обреченности публикуя на своих страничках в том же ФБ реплики о том, что социальные сети — зло. Возникает странная ситуация: зло опознано, его разрушительность для здоровья души не вызывает сомнений, желание избавиться от этой проблемы налицо. Но при этом человек почему-то остается ровно там же, где и был до осознания своей зависимости, плюсуя к одной беде другую — горькое чувство собственного бессилия против очевидного зла.
А СМИ тем временем предлагает ему все новые и новые порции рецептов по борьбе с интернет-зависимостью, шопоголизмом, и другими «душевными расстройствами века».
Причина бесполезности этих рецептов достаточно проста: они предполагают, что человек изначально здоров душою, и надо только чуть-чуть его подправить там, где он подвергает себя опасности. Но с точки зрения не популярной, а научной психологии ситуация выглядит куда печальней.

НЕТ ЗДОРОВЫХ, ЕСТЬ НЕДООБСЛЕДОВАННЫЕ

Врачи шутят: нет здоровых людей, есть недообследованные. Как и во всякой шутке, здесь есть лишь доля шутки. Если говорить о душевном здоровье, то идеально здоровый в психическом отношении человек — это очень условное понятие.

В реальности же каждый человек еще с раннего детства (а иногда даже с внутриутробного периода развития) обладает своим индивидуальным набором психологических проблем.

Такой набор впоследствии будет обрастать все новыми и новыми подробностями, видоизменяться, дополняться особенностями, свойственными каждому возрасту. Эти проблемы могут не достигать критических значений, за которыми начинается собственно психическая болезнь или расстройство. Но предпосылки к ним присутствуют в каждом из нас, и игнорировать этот факт было бы крайне неразумно.
К слову сказать, такой взгляд на человеческую психику вполне согласуется с православным учением о человеке. Так, преподобный Симеон Новый Богослов пишет об этой поврежденности нашей психической жизни: «Со времени преступления Адамова растлились все природные силы человеческого естества, то есть ум, память, воображение, воля, чувство, которые все совмещаются в частях души… Растлились, но не уничтожились. Почему человек может умствовать, но не может умствовать правильно; может действовать, но действовать неразумно. По сей причине всё, что он думает и придумывает, что загадывает и предпринимает, к чему сочувствует и от чего отвращается, все это криво, косо, ошибочно». Эта поврежденность человеческой души грехом является, если так можно выразиться, наследственной болезнью, которой со времен Адама страдает всё человечество, независимо от того, какое столетие на дворе.

Я ХОЧУ, ЧТОБ МЕНЯ ЛЮБИЛИ

Значит ли это, что разговор о психологических угрозах XXI века не имеет смысла? Конечно же нет. Да, поврежденность человеческой природы проявляла себя во все времена, однако каждая эпоха создавала наиболее благоприятную почву для совершенно определенных психических отклонений. И если говорить о современности, то одной из основных ее примет можно назвать появление у человека потребностей, которые не являются естественными, но при этом также не являются и следствием какого-либо органического или психического заболевания, хотя и поддаются психологическому объяснению. Говоря проще, это некие «вывихи» в душевной жизни человека, которые в большей или меньшей степени осложняют его жизнь. Именно эти, и так уже расшатанные, наши душевные свойства оказались главной мишенью всех напастей, которые обрушились на человечество в XXI веке. В психологии такие потребности называются невротическими. Многие люди чувствуют их в себе, понимают, что их жизнь отравлена какой-то обидной несообразностью, не позволяющей ощутить себя счастливым и свободным человеком. Однако при этом они считают их частью своей личности и могут даже дорожить ими. Но такие потребности — безусловное отклонение в сторону нездоровья. Поэтому, даже простое осознание этого факта может стать для кого-то открытием, способным помочь сдвинуть ситуацию с мертвой точки, и для начала хотя бы прекратить с трепетом относиться к этим своим душевным вывихам.

Причина всех невротических потребностей заключается в одном печально известном явлении, которое на обыденном языке принято называть недолюбленностью. То есть в детстве человек не получил достаточного количества любви. Вместо колыбельных песен он слышал крик и брань ссорящихся родителей, вместо ласки и поцелуев получал шлепки и грубые окрики, вместо совместной игры с мамой — гнетущее одиночество… Перечислять эти печальные вещи можно долго, но, наверное, каждый из нас знает, о чем тут идет речь.
Все это формирует у человека тотальную неуверенность в том, что он вообще достоин любви. И со временем он создает в воображении некий идеальный образ самого себя — прекрасного, сильного, умного, решительного. И, безусловно, заслуживающего любви и признания. А вот себя, реального, он совсем не любит, даже презирает, и всё время сравнивает с портретом, который нарисовала ему собственная фантазия. Понятно, что рядом с этим фантомом он всегда обречен на сокрушительный проигрыш. И потому столь важной становится для него реакция окружающих, потому так стремится он увидеть или почувствовать, что для них он  тоже — хороший, красивый, сильный, ничуть не хуже того, придуманного. И в таком вот растрепанном состоянии у человека проходит порой вся жизнь…

Фото Lea Chvrl, www.flickr.com

Фото Lea Chvrl, www.flickr.com

Именно недостаток любви в детстве и желание компенсировать его в зрелом возрасте делают душу уязвимой для опасностей, столь щедро раскиданных двадцать первым веком на нашем жизненном пути.

Однако мы не будем предлагать здесь обычных «глянцевых» рецептов по душевному самооздоровлению. Мы лишь попытаемся дать читателю некое «зеркало», в которое можно будет посмотреть на себя с этой, неожиданной для многих, точки зрения.

http://foma.ru/i-menya-tozhe-vyilechat.html