И есть, и нет: храм апостолов Петра и Павла на Якиманке
Церковь святых апостолов Петра и Павла в Хвостове. Фото из альбома Н. А. Найденова, 1882 г.
Большая Якиманка. Прекрасная и потерянная. Было время, когда эта улица и примыкавшие к ней переулки впечатляли своими усадьбами в ореоле пышных садов и дивными храмами, поэтому ехавший по Якиманке человек постоянно крестился и дивился красоте церквей. Одна из них носила посвящение апостолам Петру и Павлу. Сегодня она есть, и ее нет.
Замоскворечье. Якиманка – «Стрелецкий город»
От Кремля одна из дорог шла на Серпухов и Калугу. Рядом луга, перелески, озера, затапливаемые водой низины. Кроме наводнений, существовала и постоянная опасность вражеских набегов войск Литвы и Золотой Орды. Желающих поселиться здесь было немного, да и те выбирали места на возвышенности. Тогда князь Василий III решил разместить на этих землях стрельцов и казаков, чтобы жили и служили, обороняя Москву на южном рубеже. Такой была знаменитая Якиманка – часть Замоскворечья, называемая еще и «Стрелецким городом» по дислокации трех стрелецких полков. Она получила свое название по приделу святых Иоакима и Анны Благовещенского храма, который построили в 1495 году и с легкостью утратили в 1969 году.
Исторически сложилось, что, кроме стрельцов, проживали здесь самые разные люди: дворцовые бондари и конюхи, выходцы из Речи Посполитой, приглашенные царем Иваном Грозным иностранные наемники. Находилось и подворье Коломенского Голутвинского монастыря.
Но самым первым поселением в конце XIV – начале XV века стало сельцо Хвостовское (Хвостово), по имени его хозяина – тысяцкого Алексея Хвоста Босоволкова (Алексея Петровича Хвоста). В княжение Симеона Гордого село конфисковали после убийства боярина Хвоста в 1357 году. В 1389 году село фигурирует в завещании князя Димитрия Донского. О селе и сегодня напоминают сохранившиеся улочки: 1-й и 2-й Хвостовы переулки. Впрочем, они назывались по-другому. Это были Петропавловские переулки, в 1922 году ставшие Хвостовы. В селе Старом Хвостове стоял храм Петра и Павла, по двум сторонам которого шли переулочки. Посреди Якиманки, на ее левой стороне, на углу первого Петропавловского стоял дивный храм. Но где же он?
Храм Апостолов Петра и Павла. Судьба стрельцов и церкви
Первую деревянную церковь построили еще при боярине А. П. Хвосте в XV веке. Дальнейшая ее судьба была связана со стрельцами. По традиции в своей слободе стрелец должен был возвести дом с огородом и постройками, поэтому для «дворовой селитьбы» ему выдавались деньги. За службу московские стрельцы получали денежное и хлебное жалованье, то есть считались достаточно зажиточными.
Но какая слобода без церкви? Храм Петра и Павла стал стрелецким. В ведомостях Окладов церковной дани для стрелецких приходских храмов есть запись: церковь святых апостолов Петра и Павла в Хвостове, в Стрелецкой слободе, в 1624–1625 годах заплатила 1 рубль 8 алтын 2 деньги, а в 1634–1635 – 5 рублей 6 алтын 2 деньги. В то время командиром проживавших здесь стрельцов был А. И. Веков.
В XVII веке храм сильно обветшал, поэтому на средства стрельцов приказа П. Д. Образцова (по другим сведениям – И. Ф. Полтева) отстроили и освятили 24 января 1651 года каменную церковь. В память об этом событии на ее наружной каменной плите была выбита надпись. В храме с первых лет его существования было два придела: святого Алексия, человека Божия, и святого Николая.
Стоит сказать, что в то время в слободе проживало 500 стрельцов и много хороших ремесленников: каменщиков, плотников, оружейников, шорников. И вполне возможно, что кто-то из них строил храм Петра и Павла. В 1654–1655 годах жители этой стрелецкой слободы с большими жертвами перенесли эпидемию чумы, что сказалось на состоянии русского войска в целом, на самом приказе и на сохранности многих документов, в том числе и церковных.
Проходили десятилетия трудной стрелецкой службы. В 1698 году случился стрелецкий бунт, волнения в Москве и Азове. А через год вышел Указ Петра I о ликвидации семи московских стрелецких полков, что положило начало «стрелецкому разорению»: высылке стрельцов и предписание записываться в посадские люди в других городах, а значит – продаже их дворов в Москве. В 1699 году началось расформирование приказа 18-го стрелецкого полка у Калужских ворот на Якиманке и отправка стрельцов в Азов и Смоленск. Последним командиром приказа (полка) был Михаил Протопопов, поэтому еще долгое время земля, на которой стояла Петропавловская церковь, называлась «протопоповой».
В начале XVIII века жизнь слободы, в которой насчитывалось 370 стрелецких дворов, изменилась, что сказалось на положении Петропавловского храма. Из государственной казны на его содержание стали выделять ругу (выплату) с припиской: до тех пор, пока на стрелецких дворах не появятся новые жители. Словно чувствуя потерю своих строителей и прихожан, храм стал разрушаться. В 1711 году упала одна из его глав, таким ветхим стал храм. При ее падении повредились стены здания. В 1713 году встал вопрос о возобновлении храма, и начались работы. Однако удалось устроить только новый придел мучеников Кирика и Иулитты, раннехристианских святых мучеников, почитаемых 14 (27) июля. Указ о запрещении каменного строительства по всей России был принят 20 октября 1714 года. Восстановление Петропавловского храма пришлось остановить.
Церковные приделы смогли перестроить и освятить только в 1737 году, главное здание – в 1740 году. В середине XVIII века Якиманка начинает меняться: появляются важные государственные учреждения, дома важных персон и богатых купцов, ставших новыми прихожанами и ктиторами церкви апостолов Петра и Павла.
XIX век. Комета, война, французы и восстановление Петропавловского храма
В 1811 году на небе появилась большая яркая комета, скрывшаяся после 28 сентября 1812 года. Она получила название Понса-Брукса. Именно ее явление описал Л. Н. Толстой в романе «Война и мир». Люди сочли звезду с длинным хвостом за дурной знак: то ли эпидемии, то ли войны. Оказалось, пришла Отечественная война. «Большую звезду» видела и Елена Похорская, супруга диакона церкви Петра и Павла на Якиманке, и описала ее. Сохранились и свидетельства Елены Александровны, как от французов в храме пытались спрятать сокровища не только церковные, но и богатых прихожан. Под тяжелые плиты пола поместили церковную утварь. Соорудили ложные стены, обив их зеленым сукном, а верхнюю часть побелив. За стенами ставили сундуки с добром.
Мимо Петропавловского храма шествовали конница 5-го корпуса генерала Понятовского и 1-й корпус французской армии маршала Луи Николя Даву. И если московский пожар 1812 года пощадил церковь, то ее разорили французские солдаты, устроившие там конюшню. О том, нашли ли они сокровища, сведений не сохранилось. Одну из икон в иконостасе Алексиевского придела – образ святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста пронзила пуля, прошедшая через сердце святого Григория Богослова.
После Отечественной войны, как и вся Москва, Петропавловская церковь ждала восстановления. Но только поздней осенью 1852 года под руководством архитектора Петра Петровича Буренина завершилось строительство обширной трапезной с двумя приделами. Появилась и прекрасная шатровая колокольня с тринадцатью колоколами. На ней установили часы. На восточной стороне колокольни находился образ Боголюбской иконы Божией Матери, выполненный на металле, на западной – образ Спаса Нерукотворного. 30 ноября освятили трапезную и колокольню.
Церковь свв. Иоакима и Анны и церковь свв. Петра и Павла на карте 1859 г. retromap.ru
Во всех трех приделах установили новые одноярусные иконостасы. Главный иконостас храма Петра и Павла сохранял формы XVIII века, был трехъярусным, впечатлял искусной резьбой, колонками и полуколонками. Была в храме и своя святыня: ковчег с частицами мощей архангела Рафаила, святителя Иоанна Златоуста и мученицы Акилины. 18 октября 1859 года после реконструкции освятили главную церковь.
Петр Петрович Буренин как один из зачинателей поиска идей национального русского стиля в архитектуре для Петропавловской церкви выбрал псевдорусский стиль. Существует предположение, что облик Петропавловской церкви оказал влияние на стилистическое решение дома промышленника Н. Игумнова.
В конце XIX столетия обновление коснулось внутреннего пространства храма. В нем появилась новая утварь. 30 апреля 1892 года был освящен придел мучеников Кирика и Иулитты. При ремонте древние царские врата этого придела передали в дар Археологическому обществу, учрежденному в 1864 году и занимавшемуся, в том числе, реставрацией и охраной памятников старины. Одноярусный иконостас заменили двухъярусным, из орехового дерева. В нем появились иконы художника, иконописца, академика Императорской академии художеств Василия Вячеславовича Шокорева. Чтобы представить его работы, можно посмотреть на икону Пресвятой Богородицы, почитаемой ныне как чудотворная в Костомаровском Спасском женском монастыре (Воронежская область).
Октябрьский переворот. Обновленцы
В 1917 году произошел октябрьский переворот. В течение первых пяти лет после него службы в Петропавловском храме продолжались. Но в 1922 году с разрешения Моссовета его захватили «живоцерковники». Это были представители «Живой церкви», обновленческой организации, созданной в мае того года при поддержке ГПУ НКВД после одобрения плана Троцкого от 30. 03. 1922 года по борьбе с Церковью. Деятельность «живцов» свелась к искоренению контрреволюции в Церкви, а значит – к доносительству и борьбе за привилегии белого духовенства.
Храм начали переоборудовать согласно идеям обновленцев. В 1924 году протоиерей Сергий Махаев, возглавлявший православную общину Петропавловской церкви с 24 июня 1919 года, организовал активное сопротивление: в частности – охрану храма, а также подал апелляцию в Нарком юстиции. Однажды он даже запер обновленцев в храме, чтобы затем сдать в милицию. Отец Сергий хлопотал о передаче в храм имущества закрытой домовой церкви благоверного князя Александра Невского и преподобного Сергия Радонежского в бывшем доме генерал-губернатора. Результаты этих хлопот, к сожалению, неизвестны.
Появилась другая проблема, которую настоятель храма старался решить. В 1922 году во время сдачи ценностей, которую в Петропавловской церкви он представил как добровольную, смогли сохранить Евхаристический набор.
Но ничего не помогало в борьбе с обновленцами. И 1 марта 1924 года отец Сергий подал прошение митрополиту Крутицкому причислить к церкви святого Марона Чудотворца, что в Старых Панех, прихожан Петропавловского храма и причт – настоятеля, диакона и просфорницу. В том же году по доносу епископа Антонина (Грановского) протоиерея Сергия арестовали за противодействие обновленцам. Это был второй арест. Первый – за подозрение в преподавании детям Закона Божия.
Делегаты VI Всесоюзного съезда Адвентистов седьмого дня на фоне церкви свв. Петра и Павла в Хвостове, 1928 г. Фото: pastvu.com
Во второй половине 1920-х годов обновленцы получили новый храм – Заиконоспасский собор закрытого монастыря. А в церкви Петра и Павла появились христиане-евангелисты. Это произошло по воле тяжелобольного епископа Антонина, одного из деятелей обновленческого раскола, который поддерживал связь с евангелистами-прохановцами. Это было религиозное движение протестантского христианства, близкого баптизму (не евангелики). Так в Петропавловской церкви на Якиманке разрешили проводить службы и читать проповеди евангелистам. В 1927–1928 годах из Петрограда сюда приезжал Иван Степанович Проханов, чтобы проповедовать.
В 1926 году храм Петра и Павла закрыли и отдали под склад. В 1929 году приняли вполне ожидаемое решение – снести!
1930-е годы: безликий дом, поглотивший храм
Однако снос храма отменили. У кого-то возникла другая мысль: здание перестроить и приспособить под жилье.
В 1930-е годы церковь приобретает вид четырехэтажного здания. А тем временем последний настоятель Петропавловской церкви отец Сергий был арестован по обвинению в контрреволюционной агитации и расстрелян 2 декабря 1937 года в Бутово.
В 1940-е годы у дома, поглотившего церковь, появляется еще одна пристройка, так что не стоит искать в нем черты конструктивизма.
В 1960-е годы после капитального ремонта и реконструкции простое по виду здание на улице Димитрова (Большая Якиманка, 31/18) заняло Торгпредство дружеской ГДР, которое размещалось здесь до конца 1970-х. В настоящее время здание стоит и ничем не напоминает о том, что внутри находятся стены древнего храма. А рядом – «осколки» прошлой жизни: № 33 – дом С. М. Сухотина, в котором размещалась московская мужская гимназия № 10; дом № 29 – 2-е Городское училище, а еще усадьбы и доходные дома. Значит, здесь были люди, жившие в них и посещавшие учебные заведения. Они могли быть прихожанами храма Петра и Павла или просто заходить в него, чтобы помолиться о здравии и удаче.
Мозаика с изображением церкви святых апостолов Петра и Павла в Хвостове. Большая Ордынка, дом 25, стр. 2. Фото: monastery.ru
Что сохранилось? Крайне мало. Рисунки и фотографии до 1917 года и до разрушения храма Петра и Павла, которые рассказывают о том, каким он был прекрасным.
И славно, что в память о его явлении в московской православной жизни создано мозаичное изображение, размещенное в медальоне на фасаде здания МГТС на Большой Ордынке (дом 25, стр. 2).
Ольга Сокиркина
10 июля 2024 г.
Источник: Московский Сретенский монастырь
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии