И для чего потеря эта? (Великая Среда)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Страстная Среда посвящена двум противоположным личностям, двум духовным состояниям, двум деяниям: с одной стороны, жена-«грешница» возлила драгоценное миро на главу Иисуса, с другой – один из Его учеников, Иуда, предает Великого Учителя. Эти два деяния взаимосвязаны, потому что именно Иуда жалуется на расточительство, проявленное женщиной.

Megali_Tetarti

Об этом говорит нам Евангелие от Матфея (26:6-16): «Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову”. Ученики вознегодовали. К чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, похвалил деяние женщины, “ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете”. Помазав миром тело Мое, “она приготовила Меня к погребению”. Тогда-то Иуда и пошел встречать священников. “Что вы дадите мне, если я выдам вам Иисуса?” Они предложили ему тридцать сребреников.

Иисус похвалил деяние женщины, главным образом, потому, что она предварила Его смерть и погребение, а кроме того, это деяние было выражением великой, праведной любви к Тому, Кому недолго предстояло быть среди них. Можем ли мы, исходя из сказанного Иисусом, извлечь надлежащий урок для нашей собственной жизни? Похоже, что да. Во-первых, Иисус восхваляет женщину за расточительность по причине некоторых особых обстоятельств: Он совсем недолго пробудет с учениками видимым и осязаемым, Его погребение приближается. Но сегодня, когда этих обстоятельств больше не существует, наша любовь ко Христу должна принять иные формы. Необходимо служить Богу не только при помощи красоты и богатства. Не следует забывать о том, что Главу чествуем мы, главным образом, в лице страждущих членов плоти Ее. Было бы оскорблением для Бога строить роскошные храмы, оставляя при этом бедных умирать с голоду.

Во-вторых, произошедшее в Вифании имеет большее значение, чем один сосуд с драгоценным миром. Мы можем щедро воздать Иисусу, даруя Ему не только материальные блага, но и нематериальные: жизнь в молитве и духовном делании – жертву дорогую, но, может статься, напрасную. Народ возропщет, как ученики в Вифании: зачем такие растраты, зачем такой убыток? Разве обычная, посвященная народу жизнь, не была бы более добродетельной? Тем не менее, эти “бесполезные ценности” продолжают оставаться основой любой, по-настоящему живой веры. Если, в конце концов, мы и обязаны обратиться к материальной помощи ближним, мы вправе лить драгоценное миро на голову Иисуса, дабы “потерять” (на самом деле, обрести) лучшую часть своей жизни.

Наша душа является первым сосудом для мира, который должен разбиться пред Ним и ради Него. Поступок Иуды является настолько чудовищным и темным, что мы даже не смеем вникать в него или как-то объяснять его. Давайте сохраним в памяти речение из стихословия о Женихе на Великий Вторник: ” … в предательство подвигоша Иуду: темже безстудно исхождаше”. Как можно уничтожить благодать после того, как мы ею наполнились? А сколько их, тех нехристиан, что в жизни сказали господствующей страсти своей – плоти, деньгам, себялюбию: “Я готов продать Иисуса. Что вы мне дадите, если я предам Его в руки ваши?”

Лев Жилле, «Пасхальное благоговение”, издательство Aкритас, стр. 72-75

Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания “Пемптусия”.

http://www.pemptousia.ru/2016/04/и-для-чего-потеря-эта-великая-среда/