И дам вам сердце новое. Худиев С. Л.
В это воскресенье Церковь совершает великий праздник Пятидесятницы — сошествия Святого Духа на Апостолов. Это событие, которое обещает Господь Иисус в Евангелии:
«И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Иоан 14:16-17)
Кто такой Утешитель? Прежде всего, как нам открывает Священное Писание, и как учит Церковь, это Личность — а не безличная сила, как полагали некоторые еретики. Он, например, дает повеления от Своего Лица, и прямо говорит о Себе «Я»:
«Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян.13:2)
Он обладает мыслями (Рим.8:27), волей (Деян.15:28), его возможно огорчить (Еф.4:30), то есть в Писании речь последовательно идет о Личности. Люди могут жаловаться на то, что учение о Троице непонятно и не укладывается в голове — но такова реальность, открытая нам в Священном Писании: Святой Дух — как и Отец, как и Сын — целиком и полностью Бог, при этом существует не три Бога, а один Бог — Святая Троица, Единый по Существу и Троичный в Лицах.
Что совершает Святой Дух? Прежде всего, Он обновляет Сердца верующих и созидает Церковь. Как обещает ветхозаветный пророк Иезекииль:
«И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез.36:25-27)
О чем здесь идет речь? Люди, по природе своей, религиозны, и падшее человечество создало великое множество религий. Христианство тоже может восприниматься людьми как одна из религий — которая обслуживает потребность в коллективных ритуалах, утешении и смутной надежде на помощь потусторонних сил. Но существо нашей веры — другое.
Бог сверхъестественным, могущественным и действенным образом входит в жизнь человечества — и отдельных людей — совершая самый глубокий из всех возможных переворотов — от смерти к жизни, от глубокой отчужденности от Создателя — к богообщению, от каменного сердца — к плотяному.
Люди часто ищут в религии некоего дополнения к своей обычной жизни, с ее страстями, тревогами и интересами — чтобы привлечь веру в качестве дополнительного ресурса для решения своих задач. Но Святой Дух приходит не как дополнение к нашей прежней жизни — а как Новая Жизнь, в которой у нас совершенно другие интересы и цели. Он совершает переворот, который слово Божие описывает как «новое рождение» или даже «новое сотворение».
Мы научаемся видеть мир совсем по-другому — так, как его видит Бог. Самая глубина нашей личности — там, где мы принимаем важнейшие решения, «сердце» радикально меняется, из черствого оно становится милующим. Как говорит об этом святой Исаак Сирин,
«Сердце милующее — это горение сердца о всем творении: о людях, птицах, животных, [даже] о демонах и всяком создании Божием. При воспоминании о них или при воззрении на них, глаза человека проливают слезы. От сильной жалости умиляется его сердце, и не может он слышать или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемой тварью. А посему и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред он постоянно молится, чтобы сохранились и были помилованы, а также и о естестве пресмыкающихся молится с великой жалостью, какая без меры возбуждается в сердце его до уподобления во всем Богу»
Конечно, это находится в самом резком контрасте с реалиями падшего мира — который живет ненавистью и враждой, и где люди готовы по любому поводу растерзать друг друга. Но благодать Божия и приходит из другого мира — где святые пребывают со Христом — и приуготовляет другой мир. Тот, о котолрмо говорит Пророк: «волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис.11:6-9)
Благодать Божия совершает в человеке глубочайшую личную перемену, о которой говорит Апостол: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22-23)
Эта перемена является чем-то гораздо большим, чем личным духовным опытом — благодать Святого Духа созидает Церковь, сообщество совершенно новое, которое строится иначе, чем все человеческие племена, нации, государства или корпорации.
Чудо Пятидесятницы — когда слово Божие возвещается на языках, понятным самым разным людям — противоположно тому, что произошло при строительстве Вавилонской Башни. Тогда люди перестали понимать друга — и их начинание рухнуло. Во время Пятидесятницы люди, напротив, начинают друг друга понимать — и возводится Церковь, которая стоит до сих пор, и будет стоять всегда.
Различие в языках — символ более глубокой проблемы; того греховного разделения и обособленности, которое вошло в жизнь людей вместе с отпадением от Бога.
Нередко люди не понимают друг друга, хотя они говорят, вроде бы, на одном и том же языке. Беда в том, что утратив Бога, каждый человек избирает себе каких-то идолов для служения им — национальных, политических, идеологических, финансовых — которые могут дать ему иллюзию смысла в его жизни, и, даже на какое-то время, единства с другими людьми, сотоварищами в идолослужении.
Но это неизбежно означает острое, враждебное разделение с теми, кто поклоняется другим идолам — или даже тем же самым, как это бывает с острой конкуренцией между теми, кто хочет занять первое место в списке «форбс».
Святой Дух совершенно по другому ориентирует человеческое сердце, разворачивая его к Богу, Которого человек утратил в грехопадении, и Которого он обретает через веру во Христа. «От всех идолов ваших очищу вас» — говорит Бог через Пророка, и благодать Святого Духа освобождает человека от всех ложных ценностей и привязанностей, которым он посвящал свою жизнь, за которые был готов убивать или умереть.
Бог открывает нам глаза — и мы видим Церковь Божию уже не как одну из человеческих организаций, но как ковчег спасения, как место пребывания Бога, где на каждой Литургией сам Христос преподает верным Свое Тело и Кровь.
И мы научаемся ценить Церковь больше, чем что бы то ни было — больше, чем нашу (реальную или предполагаемую) правоту в том или ином конфликте, больше, чем наши (справедливые или нет) обиды.
Все этой пройдет — нации и государства, их споры и битвы — а те, кто был верен Господу Иисусу, войдут в блаженную вечность. И благодать Святого Духа, которую мы призываем в великий Праздник Пятидесятницы, удостоверяет нас в этом.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии