"Грёзы океана": экологический кризис глазами скульптора Айдына Зейналова
В океане выброшенный мусор может выглядеть неожиданно эстетично, словно подводные сокровища. Но красота эта смертельна. Выставка скульптора Айдына Зейналова в галерее Ruarts заставляет задуматься, какое будущее ждет нашу планету. "Грёзы океана" увидела Юлия Струкова.
На пляжном черном песке как будто кто-то рассыпал клад, кажется сначала. Как будто золотые, здесь ушные палочки, пластиковые стаканы, трубочки – чьи-то изобретения для комфорта, чьи-то сокровища, которые в этом случае не попадут в Мировой океан: рядом мусороуборочная машинка. Да они и не золотые вовсе, а бронзовые. "Я еще нигде не видел бронзовых ушных палочек. Если не ошибаюсь, еще ни разу не видел – я прошу прощения, что прикоснусь к этому, – бронзовых коктейльных трубочек", – говорит скульптор Айдын Зейналов.
А вот как человек меняет формы и образ жизни обитателей океана, когда "сокровища" от него уплывают. Об этом размышляет Айдын Зейналов. Он много наблюдает и тщательно исследует подводный мир. "Всё началось с моего увлечения морской аквариумистикой. Это было лет 15-20 назад, когда я впервые завел небольшой аквариум. Впоследствии коллекция увеличилась почти до восьми тонн морской воды. Поглощая информацию, связанную с рифами, с рыбами, я пришел к пониманию и осознанию того, что происходит в действительности на рифах", – рассказывает Айдын Зейналов.
Раки-отшельники, всегда борющиеся за квадратные сантиметры и осваивающие новые жилища, приспосабливают под дом любой хлам – так рождаются причудливые, бродящие по дну морскому существа. А вот еще один фантазийный образ – смесь единорога с осьминогом. Символа мечты с образом устрашающего гиганта, пожирающего корабли на старинных гравюрах. Кто кого здесь спасет? "В этой скульптурной композиции вопрос открыт. Это лошадь мечты, которую сейчас утащат в глубины океана, или же это осьминог, который сейчас съест фрагмент пластика и погибнет? Кто опаснее, кто страшнее?" – задается вопросом Айдын Зейналов.
Мусор в океане – неопознанный объект для хрупких и изящных морских коньков. Они путают эти предметы с рифами, в которых живут и за которые цепляются своими хвостиками. Плавучий хлам уносит коньков далеко от мест обитания. Беззащитные, они становятся добычей хищников. Еще один трансформер, созданный человеком древним, современным и природой. Голову Аполлона, затонувшего, возможно, несколько сот лет назад, дополнил пластиковый пакет с весьма эффектными в воде драпировками – почти античными. "В океане он показался очень красивым, независимым, самостоятельным. Он больше не смят, он плывет, он наполнен водой, а вода сама по себе – это магия: что бы она ни наполнила, появляется жизнь", – отмечает Айдын Зейналов.
"Грёзы океана" не столько повествование о катастрофе XXI века, это созерцание ее результатов из будущего. "Вся экосистема как будто бы уже перестроилась, и вот он этот мир – новый, таким каким мы его видим на этой выставке. Мне кажется, что это очень важно в состояниях критических, когда тяжело и больно смотреть на какие-то вещи, немножко абстрагироваться и попробовать посмотреть на ситуацию извне", – считает арт-директор галереи и фонда Ruarts Катрин Борисов.
В океане, так же как во всей нашей жизни, слишком много хлама. Всему живому приходится приспосабливаться и сосуществовать с тем, что человек разумный сотворил в разное время.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии