Грешница равноапостольная. Ольга Немчикова

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

57323292_1270317283_Obretosha_angela

Эй, старухи, потеснитесь, дайте место!

Дайте место для Марии Магдалины…

Михаил Чегодаев

В мировой истории есть женщины, чьи образы будоражат сознание спустя несколько тысячелетий после завершения их земного пути. В большинстве своем, это античные красавицы или воительницы, сумевшие выбиться в патриархальном обществе в самостоятельную единицу. Новый Завет, не отменяя этих устоев, приносит женщине возможность оставаться в народной памяти благодаря нежности, терпению или смирению. И сонм святых — яркий тому пример (впрочем, не меньше новая эра требует и стойкости в мучениях).

Однако, одна из самых первых и самых ярких христианских святых не укладывается ни в какие рамки и устойчивые представления. В житиях многих святых мы читаем, что те были с детства призваны к подвигу, воспитывались благочестивыми родителями… Это всё, конечно, хорошо, но поистине вдохновить может другое… Об этой святой мы знаем из Предания, что Мария из Магдалы была молода, красива и вела грешную жизнь, но стала спутницей самого Христа, первой узнала о Его Воскресении и пронесла учение о Нем за пределы Иудеи, став не просто святой, но равной самим апостолам – по сути, за то, в чем обычно любят обвинять женский род: за рассказы и разговоры.

Ее имя – Мария Магдалина. Она с одинаковой истовостью и любовью почитается и православной, и католической Церквями. В ее честь с радостью называют дочерей, вверяя их ее покровительству. Она становится героиней рок-опер и бестселлеров. Помогает и поддерживает тех, кто обращается к ней с мольбой. Словом, как будто стоит тут, за плечом, невзирая на два тысячелетия, разделяющие два мира: тот, в котором приходится жить нам, и тот, в котором жила она, такая далекая и такая близкая одновременно… Вчера, 4 августа, мы вспоминали эту удивительную святую, и на страницах журнала Матроны.РУ мы не могли обойти вниманием историю этой поистине непостижимой женщины.

Н. К. Бодаревский «Святая Мария Магдалина», мозаика храма Спаса на Крови

Н. К. Бодаревский «Святая Мария Магдалина», мозаика храма Спаса-на-Крови

***

Как водится с первыми христианскими святыми, о времени появления Марии на свет нет точных данных: то ли конец I века до нашей эры, то ли уже начало новой эпохи. Более того, даже место рождения – Магдала(ныне – Мигдаль), казавшееся безоговорочно известным благодаря «второму имени» — Магдалина, — вдруг оказалось под сомнением. Есть не самые аргументированные, но интересные версии, что прозвание «Магдалина» может восходить вовсе не к географической местности, а к талмудическому словосочетанию «завивающая волосы», то есть, грубо говоря, парикмахер.

Есть еще более фантасмагорические идеи, в основе которых лежит не логичный в этом случае иврит или хотя бы древнегреческий, а внезапная латынь. С ее помощью слово «Магдалина» трансформируется в «manens rea», что означает «постоянно обвиняемая». Чуть менее забавен вариант наделения Марии Магдалины аристократическими чертами на основании того факта, что слово «Мигдаль» дословно можно перевести как «башня», следовательно – сделали вывод рыцарские умы Средневековья – женщина происходит из знатного рода.

Но все это присказки, а главная сказка касается как раз рода занятий Марии Магдалины до встречи с Христом. Удивительно, но, несмотря на тот факт, что в православном вероучении Мария вовсе не отождествляется с несколько раз встречающейся на страницах Евангелия блудницей, народ с упорным восторгом считает святую повинной и раскаявшейся именно в этом грехе. Католичество, напротив, такого прошлого не отрицает – и, особенно в Средние века, с не меньшей радостью фиксирует внимание именно на моменте «Магдалина кающаяся»: этот образ получает огромное распространение в искусстве, преимущественно живописном.

При этом именно европейское сознание рождает множество апокрифов, связанных с этой святой. Ее называют и оставленной ради служения Истине невестой Иоанна Богослова (приводя в качестве косвенного подтверждения этой версии тот факт, что именно в его Евангелии содержится самое большое количество информации об этой женщине), и проповедовать посылают на территорию Франции (ну а куда же еще!), супротив «азиатской» версии Византии.

В католической традиции почитание Марии Магдалины за период Средних веков приобрело неимоверный размах, даже имя ее дробилось: девочек называли и Мариями, и Магдалинами, и производным Мадлен. За право обладания мощами святой боролись несколько аббатств – при этом интересно, что ни одно из нескольких мест, почитаемых в католической традиции, не совпадает с православными. Так, католики могут поклониться святым останкам в Латеранской базилике – кафедральном соборе города Рима — и в нескольких церквях в Провансе. Православные же почитают местами содержания мощей Марии Магдалины стамбульский монастырь святого Лазаря, а так же три обители Афона.

Впрочем, есть и общие места у двух конфессий. Первое и главное из них: женщина по имени Мария и по прозванию Магдалина следовала за Христом. По народной версии – присутствовала при распятии и стояла у Креста. По непререкаемому слову Евангелия – первая увидела Христа после Воскресения, сначала не узнала Его и, приняв за садовника, спросила, не знает ли Он, где можно найти тело Учителя. Узнав, обрадовалась – и хотела с радостью дотронуться до вновь обретенного Иисуса, но услышала повеление не прикасаться к Нему, ибо Он еще не вознесся и не соединился с Отцом, и получила наказ идти и провозвестить апостолам благую весть Воскресения, что и проделала с величайшей радостью. Потому и в акафисте (в котором, кстати, нет ни слова про недостойное прошлое) ей звучат такие слова: «Радуйся, апостолам глаголы радости первее возвестившая».

Фреска Джотто в церкви Сан-Франческо в Ассизи, ок. 1320 года

Фреска Джотто в церкви Сан-Франческо в Ассизи, ок. 1320 года

Мария Магдалина не ограничилась только апостолами в возвещении светлой пасхальной вести. Она прошла всю Италию, рассказывая о том, как ей явился воскресший Господь. Посещение святой императора Тиберия легло в основу еще одной легенды о ней — и праздничной традиции крашеных яиц на Пасху. Дело было так: приветствовав Тиберия словами «Христос Воскресе!», женщина протянула ему скромный дар — простое куриное яйцо. Удивленный император отнесся к приветствую скептически: никто, мол, не может воскреснуть – как это яйцо не может стать красным. Естественно, тут же на его глазах совершилось чудо: подарок сам собой окрасился в багряный цвет.

Святая Мария Магдалина обошла множество городов, проповедуя о Христе, а затем поселилась в городе Эфес в Малой Азии. Существует мнение, что она помогала святому Иоанну Богослову в работе над Евангелием, особенно над  20 главой. Там же, в Эфесе, она тихо и мирно, избежав распространенных в те времена гонений и мучений, отошла к своему небесному Жениху в, судя по всему, довольно преклонном возрасте, но дата смерти так же скрыта от потомков, как и дата рождения.

Память этой святой празднуется не единожды: один раз в общем сонме жен-мироносиц, во второе воскресенье после Пасхи, затем 4 мая – в день перенесения мощей в Константинополь, а потом и вовсе отдельно 4 августа.

***

Почему же так любят эту святую по всему миру, несмотря на все различия и в биографических справках, и в степенях и сложностях почитания, и даже просто в атрибутировании вещей, связанных с ее земной жизнью? Да потому что именно ее житие, век от века обрастая народными дополнениями и «подробностями», дает самое главное: надежду. Можно вести совершенно недостойный образ жизни — и, раскаявшись, получить право первой увидеть Воскресшего Господа. А, значит, и для нас еще не все потеряно.

Паоло Веронезе. «Прощение Марии Магдалины», 1547.

Паоло Веронезе. «Прощение Марии Магдалины», 1547.


Источник: http://www.matrony.ru/ravnoapostolnaya-greshnitsa/#ixzz39KueGjX9