Грехопадение. Иерей Даниил Сысоев

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

После грехопадения Адам пытается обмануть Бога, он хочет сам стать богом. Когда человек начинает грешить, ему очень сложно остановиться. Поэтому говорить, что я согрешу, потом покаюсь, — не надо, ведь еще не факт, что ты покаешься потом, тебя понесет, как Адама. А Адама докуда донесло, знаете? До самого дна ада, где нашел его Христос после Своей Крестной смерти. Бог спросил Адама: «Кто сказал тебе, что «ты наг? Не ел ли ты от дерева, от которого Я запретил тебе есть?» (Быт. 3, 11). То есть Адам уже считает Бога врагом, он стыдится Бога, он Его боится. И даже сейчас люди как, бывает, воспринимают Бога? Какая-то далекая страшная сила, Что-то есть, но лучше бы было оно подальше, это Что-то. Потому что люди боятся Бога, не желая раскаяться. Это идет все с того времени. Мы сейчас как клоны, как испорченная матрица. Первая копия испорченная, и с нее идут испорченные клоны — люди рождаются с внутренней порчей. И вот тогда Бог прямо говорит: покайся, я все знаю уже. А Адам начал с того, что ради жены был готов даже на грех, но тут же переложил вину на нее. Так всегда происходит: человек, отошедший от Бога, неизбежно предает того, ради кого он это сделал. Адам сказал очень красивые слова, что «жена, которую ты мне дал, она дала мне, и я ел» (Быт. 3, 12). Виновата жена, которую мне подсунул Ты, а я-то что, я здесь совершенно ни при чем. Вы замечали, что мы тоже везде ищем виноватых? Бог видит, что в таком состоянии человек не может покаяться в принципе.

Тогда Бог обращается к жене — может, жена покается? А жена отвечает, что «змий обманул меня, и я ела» (Быт. 3, 13). Меня обманули, я не виновата. Вину свалим на другого. Виноват дьявол, змей. Бог видит, что человек уже неисцелим, он отказался каяться, а если б он тогда покаялся, история пошла бы по-другому, Бог бы простил его. Зло только начиналось, и вот с этого момента начинается падение. Бог. Бог-то знает, до чего оно дойдет, желает ограничить зло, которое начинает развиваться. Первое, что Он делает, Он ограничивает самого дьявола, который есть источник зла. Он говорит змею, что «проклят ты между всеми скотами и всеми зверями полевыми. Ты будешь ползать на чреве твоем и будешь есть прах во все дни жизни твоей. И в роду положу между тобою и между женою, между твоими семьями и ее, он будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3, 14–15). Хотел равным быть мне, — а будешь по земле пресмыкаться, питаться всякой гадостью, грехами человеческими, о высоком даже не мечтай. Но союза с людьми у тебя окончательного не получится никогда, потому что Я его разорву. И в конце концов ты будешь ненавидеть даже тех людей, которые будут тебе служить. Мало того, появится Некто, Кто родится только от Женщины без участия мужчины. Семя Жены сотрет голову тебе, хотя ты и ужалишь Его в пяту. Это Иисус Христос, Он уничтожил голову, т.е. все замыслы, хотя дьявол ужалил Его в пяту, возведя на Крест. Он Его довел до смерти. Так и сбылось древнее пророчество, оно называется Первоевангелие.

Потом Бог обратился к женщине. «За то, что ты сделала это, умножая, умножу скорби твои в беременности твоей, и в болезни будешь рожать детей, и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3, 16). То есть в тебя вкладывается бессловесное, т.е. неразумное, влечение, как у животных, к мужу. Ты сама будешь иметь токсикоз во время беременности и муки. Потому что ты хотела встать над мужем, стать командиром мужа, нарушив иерархию, которую создал Бог, вот поэтому тебе положено лекарство. Лекарство, которое называется излечением гордыни твоей женской. И наконец, обратившись к мужу, Он говорит: «За то, что ты послушался голоса жены твоей, и ел от дерева, от которого Я сказал тебе не есть от него, проклята земля за тебя. Тернии и волчцы произрастит она тебе» (Быт. 3, 17–18). Сорняки будет производить тебе земля. Я весь мир за тебя превращаю в большую больницу, где тебя придется лечить. Лечить больно, неприятно, горько, но лечить тебя придется. Ты будешь есть хлеб в поте лица твоего во всей жизни твоей, т.е. труд для тебя больше радостью не будет. Никогда не получится, чтобы ты трудился и труд доставлял тебе радость, как у тебя это было вначале, когда ты был моим сотрудником. Теперь ты будешь мучиться, а то, что у тебя взято из земли, т.е. твое тело, оно будет выращивать страсти и болезни — тернии и волчцы, которые внутри нас растут.

Как говорил Григорий Богослов, мы стали трупоносцами. Наше тело, будущий труп, отягощает нашу душу. Вдруг захотим помолиться ― уже спать хочется; захотим о чем-нибудь подумать — голова заболела; захотели добрыми оказаться — у нас в животе заурчало, и тело мешает. Таким образом, тело нас смиряет. Оно наши высокие порывы осаживает. Утешая, Господь говорит нам, что «это будет не всегда», а будет до тех пор, пока ты не возвратишься в землю, из которой ты взят. Потому что «ты прах и в прах обратишься» (Быт. 3, 19). Ты взят из праха, и ты весь будешь прах. Почему весь? Тело уходит в землю, разлагается в земле, а душа уходит в ад, под землю. Что такое ад? Древний ад, где были все люди до пришествия Христа, — это место, кстати, его одинаково описывают и христиане, и язычники, и иудеи. У него есть ворота, но они, как правило, работают в одну сторону. Всем входить — пожалуйста, а на выход никого не пускают. Ад — место, где всегда тьма, где бессмертные души пребывают в вечном кошмаре. Они имеют сознание, но не властны над окружающим, как мы во сне. Недаром говорят, что сон и смерть — близнецы-братья. Во сне мы видим нечто, что-то ощущаем, но мы не можем сон изменить. Вот так и в аду: люди находятся в некоей страшной реальности, которую не могут изменить, потому что после смерти нет покаяния, от человека остается только обломок.

Все святые до пришествия Христа тоже шли в ад. Это продолжалось до сошествия Господа во ад, Который оттуда вывел праведников. Господь вытаскивает их оттуда рукой, потому что люди были настолько ослаблены, что только рука Бога могла передать им жизнь. Единственная разница между праведниками и грешниками в аду была в том, что праведники имели надежду на то, что Бог ворвется в этот мир. Они в жизни, будучи живыми, встречались с Богом, и эта память, этот опыт Богообщения, который остался у них на душе, наполнял их светом. Лоно Авраамово — это место надежды на спасение в аду. А грешные души, наоборот, пребывали в муках и пребывают там до сих пор. В каких муках? Например, пьяница, который привык пьянствовать и которому уже нечем пить, потому что рта нет, — как он будет жить? Он в похмелье будет вечном. Это и есть ад, который делает сам себе человек.

Божия милость да будет с вами. Помяни Господь вас!

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svyashhennika-daniila-sysoeva.shtml...