Грех ли ехать учиться или работать за границу?
Всё чаще молодёжь отправляется за границу получать образование или работать в интересующей сфере. Однако этот факт часто пугает родителей: многие считают, что лучше реализовываться «на родной земле». Как быть, если учиться за границей хочется, да и возможности позволяют? Что, если пригласили работать, тем более — в нехристианскую страну? Будет ли предательством по отношению к родине развивать науку или медицину чужой страны? Грех ли вывозить за границу мозги? Решили обратиться с этими вопросами к молодому священнику — Олегу Черниченко, настоятелю храма великомученика Димитрия Солунского п. Мироновский.
Сложные вопросы
Надо признать: в нашей стране уровень жизни, образования, научной деятельности невысок. Поэтому перед каждым человеком, имеющим какие-то амбиции относительно жизни и развития, однажды возникает вопрос: что делать? Уезжать ли в другую страну для обучения и повышения квалификации, поиска достойной работы и адекватного уровня жизни? В связи с этим вопросом могут появиться и другие: не будет ли это предательством сточки зрения гражданской позиции? Не будет ли это лукавством перед волей Божией — ведь он родился в этой стране и, несомненно, родился по промыслу Божию? Как же человеку поступать?
Кому служит человек?
Начнём с вопроса, допустима ли вообще религиозно-нравственная оценка такого понятия, как эмиграция — постоянная или временная. Я считаю, что нет. Разделение между людьми по национальному или языковому признаку началось после Вавилонского столпотворения как следствие греха, то есть отпадения от Бога. После Вавилона древний мир начал жить разрозненной жизнью обособленных друг от друга и периодически враждующих народов. И только с появлением Нового Завета, через Христа, через искупление и обновление человека люди снова были призваны к нравственному единству.
Новозаветный человек призван служить Богу, а не государству. Делает он это чистотой своей жизни. Жить честно можно в любой стране, в любом городе, в любой точке планеты. А при современном уровне христианской миссии, когда в каждой провинции мира есть православные приходы, человек, покидая свою страну, не теряет самого главного — церковного единства.
Должен ли христианин быть патриотом?
Что касается национального, или, как сейчас принято говорить, патриотического аспекта эмиграции, то здесь всё намного сложнее. Если человек покидает свою страну в поисках лучшей жизни, становится он после этого предателем или нет? Может ли он называться патриотом? И вообще, должен ли христианин быть патриотом? Дело в том, что слово «патриотизм» подразумевает не просто любовь к своей стране, а деятельное отстаивание её интересов. А интересы страны формируются прежде всего властью. Власть имеет свойство сменяться, в результате чего меняются и представления о патриотизме. Такие трагические переоценки мы видели даже на примере нашей страны. Поэтому первоочередная задача христианина — оставаться учеником Христовым, а уж потом задумываться о том, как послужить своему государству.
Безусловно, у всех граждан конкретной станы, независимо от того, верующие они или нет, есть одно главное обязательство перед государством — соблюдать его законы. Но и у государства есть обязательства перед людьми: обеспечить право на достойную жизнь, свободу вероисповедания, свободу слова и так далее. Если человек посчитал, что государство не способно выполнить базовые условия для жизни, и вследствие этого сменил место проживания, то кто такого человека осудит?
Кто виноват?
Свою жизнь, способности, навыки христианин рассматривает как евангельские таланты, которые Господь ему вручил для того, чтобы он потрудился. Если человек не может осуществить этого из-за неблагоприятной среды, это ощутимо влияет на его жизнь. Ведь многое зависит не только от его способностей и желаний, но и от условий, в которых он живёт. Если эти условия ему не подходят, то перед ним стоит выбор: либо зарыть талант в землю, либо предпринять все возможные усилия для того, чтобы его всё-таки развивать. К сожалению, нередко для этого приходится уезжать. В этом случае уже государство теряет свои таланты в виде способной молодёжи, не имеющей возможности для реализации в своей стране и уезжающей за границу. Думаю, с людей, возглавляющих такое государство, Господь тоже спросит: где все те таланты, которые Он посылал в эту страну, под их ответственность?
Как быть, если родители против?
Если родители против отъезда ребёнка за границу, надо действовать только любовью. Поможет не доказывание своей правоты, не топанье ногами и руками, а открытый диалог. Я думаю, что в глубине сердца родители всё-таки понимают, что у их ребёнка молодость одна. Очень важно, на что он её потратит — реализует себя или закопает таланты в землю. Всем родителям хочется, чтобы их дети оставались рядом с ними, но, помимо эмоций, есть ещё и рассудок, и он должен возобладать. Чтобы это случилось, нужен честный диалог. На это способны и родители, и дети.
Как быть с отъездом в нехристианские страны?
Сейчас во всех странах мира есть христианские храмы, однако не везде есть возможность посещать их часто. Есть регионы, где православный храм открывают всего два раза в год — на Рождество и Пасху. Думаю, верующие, которые живут в таких странах, намного более ценят церковную жизнь, ведь она так редка. А вот когда храм находится через дорогу, кажется, что ничего не случится, если остаться дома в воскресенье — в любом случае можно будет прийти через неделю, и там будет та же служба, тот же священник. В нехристианских странах отношение к службе и таинствам иное.
Я читал о современном положении православия в Таиланде, где храмы открываются всего несколько раз в год. Люди знают это и стремятся непременно попасть на службу, причаститься. Всё время после причастия они готовят себя к новой встрече со Христом. Весь год они ждут Евхаристии, она для них — очень большая ценность. Думаю, что пожить так, в ожидании встречи со Христом, было бы полезно многим.
Конечно, неокрепшему человеку поездка в другую страну не принесёт пользы. Поэтому перед решением уехать надо хорошо подумать: для чего я еду? Многие уезжают с мыслью: здесь плохо, а там будет хорошо — я смотрел телевизор и видел, как в Европе и Америке люди живут. Я поеду туда — и тоже буду жить так. Понятно, что это путь в никуда, поэтому прежде чем ехать, надо внятно и обоснованно ответить себе на вопрос: зачем я это делаю? Если человек едет в зарубежный вуз, ему нужно иметь хорошую подготовку, знать, какие там условия для учёбы. Что касается людей, не окрепших в духовном плане, то им тоже неполезно и даже опасно уезжать. Такому лучше бы набраться опыта на месте, а потом уже ехать осваивать другие страны.
Как быть с желанием миссионерствовать?
Это вопрос призвания. Если у человека есть искра, он горит своим делом и понимает, что без миссионерской деятельности не найдёт своего места в жизни, то такого священноначалие наверняка поддержит и поможет отправиться в другую страну для проповеди и служения.
Главное — наши желания. Господь нас в них не ограничивает, наша свободная воля всегда при нас. Никто не может отнять у человека право развивать таланты. Более того: надо помнить, что мы ответим перед Богом за то, как отнеслись к ним. Поэтому если есть возможность развиваться и совершенствоваться, её надо использовать. Важно правильно оценивать свои таланты, стараться относиться к себе адекватно — не завышая, но и не занижая уровень своих способностей.
Записала Екатерина Щербакова
http://gorlovka-eparhia.com.ua/greh-li-ehat-uchitsya-ili-rabotat-za-gran...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии