Говорят, что... воздаяние за грех в христианстве — то же самое, что и закон кармы в восточных учениях

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Говорят, что
воздаяние за грех в христианстве — то же самое, что и закон кармы в восточных учениях.
На самом деле:

Это далеко не одно и то же. Действительно, в христианстве есть мысль о закономерности воздаяния за грех. Вот как пишет об этом святой Марк Подвижник: «Вообще Бог установил, чтоб каждому делу, и доброму, и злому, последовало естественно надлежащее возмездие. Воздаяние не вымышляется при каждом случае, как думают некоторые, не знающие закона духовного».
На первый взгляд, здесь можно усмотреть прямую аналогию с кармическим принципом воздаяния или с атеистическим детерминизмом, при котором каждое событие в жизни мира является неизбежным следствием предшествующих событий. Однако это лишь кажущаяся аналогия. Согласно христианскому вероучению, помимо духовных причин и их следствий в мире действует еще и всемогущий Бог, способный разорвать связь между человеческим грехом и его, казалось бы, неизбежными результатами. Говоря образно, в кармических учениях пущенная стрела обязательно должна поразить цель, даже если пустивший ее человек вдруг с ужасом понял, что эта стрела направлена в его сына. В христианстве же такую «греховную стрелу» Бог может отвратить даже в миллиметре от цели.

 Часто спрашивают:
правда ли, что в христианстве женщину не считают человеком?
отвечаем:
 

Действительно, в истории Церкви был такой любопытный случай, когда на Маконском соборе 585 года, собравшем иерархов Бургундии, «…поднялся кто-то из епископов и сказал, что нельзя называть женщину человеком. Однако после того как он получил от епископов разъяснение, он успокоился. Ибо Священное Писание Ветхого Завета это поясняет: вначале, где речь шла о сотворении Богом человека, сказано: «...мужчину и женщину сотворил их, и нарек им имя Адам», что значит — человек, сделанный из земли, называя так и женщину и мужчину; таким образом, Он обоих назвал человеком. Но и Господь Иисус Христос потому называется Сыном Человеческим, что Он является сыном Девы, то есть женщины. И Ей Он сказал, когда готовился претворить воду в вино: «Что Мне и Тебе, Жено?» и прочее. Этим и многими другими свидетельствами этот вопрос был окончательно разрешен» (святой Григорий Турский. История франков).
Однако из одного исторического курьеза вовсе не следует, будто Церковь когда-либо всерьез решала проблему, считать ли женщину человеком. Шестой век в Западной Европе был веком христианизации варваров. И реплика одного из участников Маконского собора была лишь отголоском языческих представлений о женщине у новообращенных франков и галлов. Так что породило этот нелепый вопрос вовсе не христианство. Наоборот, оно помогло его снять.
 
 Почему в Церкви призывают человека  к покаянию, и в то же время предостерегают
от уныния? Ведь когда человек  кается в грехах, ему всегда грустно.  
Потому, что:

Потому что покаяние заключается вовсе не в том, чтобы загонять себя в депрессию мыслями о собственной греховности. Покаяние — перемена собственной жизни, осознание того, что какие-то факты из этой жизни были греховными и стремление избавиться от этого греха. А пытаться вызвать в себе покаянное чувство, эмоционально «накручивая» свою психику, может быть даже опасно. Так действительно можно довести себя до депрессии или истерики и нервного расстройства. Ничего общего с настоящим покаянием такие упражнения не имеют. Степень покаяния определяется совсем другим: как ты себя ведешь после осознания своей греховности? Изменил ты что-то в своей жизни или не изменил?

Фото 1: comedy_nose, www.flickr.com

Фото 2:Адам и Ева. Роспись по стеклу. Чехия XIX век.

Фото 3: calwest, www.flickr.com

http://www.foma.ru/greh-i-karma.html