Готовы ли мы на жертвы?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Апостолы шли на проповедь без денег, запасов пищи, даже смены одежд. Взамен Бог давал им Свою помощь. По мнению епископа Смоленского и Вяземского ПАНТЕЛЕИМОНА, это возможно тогда, когда миссионер готов на жертвы.
 

— Владыка, сегодня Церковь свободна, храмы открыты — почему люди не идут в Церковь?

— Я сам все время мучаюсь над этим вопросом: почему люди не идут в Церковь? Сам все время ищу на него ответ. Когда я иду по улицам Смоленска или Москвы и вижу людей, хороших, умных, ищущих, я не понимаю, почему они по воскресеньям не ходят в храм, почему не интересуются Евангелием, почему не хотят радости Царства Божия и не думают об опасности попасть в ад? Но когда я заглядываю внутрь себя, начинаю думать о том, почему я не достиг святости, почему я не имею даров Духа Святого в ощутимой полноте? Я вижу свои собственные грехи и понимаю, почему это происходит. Я думаю, что другие люди, когда так же, как и я, задаются вопросом, почему другие не приходят, почему другие не делают, в этот момент забывают о себе.

— Вы служите в Москве и в Смоленске и области — чем должна отличаться миссионерская работа в городе и в деревне, в рабочей среде или среде интеллигенции в наше время? Что в миссии должно быть главным?

— Миссия — это не методики, основанные на знании психологии человека. На таких методиках основывается пиар и рекламные кампании, и Церковь ни в коем случае не должна им уподобляться.

Миссионерство должно быть основано на любви, сочувствии и сострадании. Например, в XVIII веке группа монахов из Валаамского монастыря поехала миссионерствовать среди коренного населения американского Севера. В группе были священники, были люди ученые, умеющие доходчиво говорить о нашей вере. И был простой монах Герман. В результате в тех местах почитают в основном преподобного Германа Аляскинского. Конечно, для миссии очень важно образование, умение говорить на языке тех людей, с которыми предстоит общаться, но главное — подвиг, жертва. Без жертвы миссия невозможна. Германа Аляскинского помнят, потому что он этих людей просто любил. Он говорил: «Я им нянька». Он хотел сделать из диких волков Севера овец Христова стада. Святой Герман приехал не миссионерствовать, он приехал с этим народом жить, помогать ему, в том числе и в его мирских делах, например, защищать от лукавства и обмана российских компаний, которых интересовала только пушнина, а не души людей.

Настоящий миссионер — это преподобный Симеон Новый Богослов, который говорил, что он нищий, который получил от некоего Господина золотую монету, и бежит к своим собратьям, другим нищим, указывает на Того, Кто дал ему эту милостыню, и говорит: вот, Он всем дает, вы тоже можете у Него получить золотую монету. Такое миссионерство может осуществляться, конечно, в зависимости от того, какие способности есть у человека.

Есть и такой миссионер, как святитель Николай Японский. Он изучил японский язык, чужую для него японскую культуру, перевел на японский Евангелие, но главное, он принял тех, кому проповедовал, в свое сердце. Об этом сохранилось замечательное воспоминание: во время Русско-японской войны православные японцы попросили у святителя Николая благословение служить молебен о победе Японии. Святитель Николай их благословил, а сам в алтаре молился о победе России. Он сделал это для людей, с которыми враждовала его страна, родственники которых, может быть, в этой войне убивали его близких, потому что любил их. Для него это было очень непросто: в своих дневниках он признается, как психологически трудно ему было с японцами, как тяжело было воспринимать их обычаи, их необычную пищу, сам стиль жизни. По сути, вся жизнь святителя Николая в Японии была жертвой, отказом от себя. И какой обильный плод она принесла.

Можно, конечно, сделать и так: я приехал, поговорил с этими людьми, покрестил и уехал, а они остались. Мы так ездили в миссионерские походы, и мало что сделали, к сожалению.

— Пока людей, готовых пожертвовать собой ради миссии, немного. До революции прибегали к помощи власти. Есть ли сейчас в Церкви тенденция (может, скрытая) опереться в вопросах миссии, веры на поддержку государства? Насколько, вы думаете, мы пережили внутри Церкви «силовое Православие»?

— Известно, к чему такая опора на власть нас привела в 1917 году. Это было одной из причин того, что храмы стали рушить, люди от Церкви отрекаться, отождествляя Церковь с властителями этого мира. Для них тогда не было разницы: помещик, фабрикант или поп, — это была одна команда. Церковь, конечно, во все времена была защитницей угнетенных, но в 1917-м это знамя из рук Церкви выхватили революционеры. Нам надо учесть этот опыт и идти дальше, делать то, о чем говорил Святейший Патриарх Кирилл на своей интронизации: «Церковь научилась говорить на языке богатых, теперь ей нужно научиться разговаривать на языке бедных».
— Господь сказал апостолам: «Идите и научите все народы». Но — «ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды». (Лк. 9: 3). Христос лишает своих миссионеров всех человеческих ресурсов (власти, денег, даже комфорта), но взамен дает силу Божию. Отчего Он предостерегает миссионеров?

— Отец Паисий Святогорский, когда его спрашивали о том, что в священнике должно быть главным, сказал: отсутствие сребролюбия. Он не назвал красноречие, ученость, умение совершать литургию, какие-то еще пастырские таланты. Он назвал только отсутствие сребролюбия и добавил, что за эту добродетель Господь даст и все другие дары. Если священник не сребролюбив, его никогда никто не будет осуждать. Если он будет добрым, всем будет помогать, его обязательно будут любить.

Опасность сребролюбия есть у всех. Сребролюбивым может быть и нищий. Ведь сребролюбие — это не просто имение денег. Сребролюбие — это когда ты от ерунды какой-то не можешь отказаться ради другого. Можно быть сребролюбивым, имея одну одежду, а можно не быть сребролюбивым, хотя у тебя фабрики-заводы, и ты все это используешь для того, чтобы помочь другим.

— Почему миссия апостолов была так успешна? Ведь народ приходил к апостолам не только из-за исцелений, но и из-за проповеди.

— Потому что через апостолов действовал Дух Святой.

Я думаю, что Господь не зря предупреждал своих учеников: «берегитесь закваски фарисейской». Он об этом предупреждал так часто, потому что осознавал опасность появления этого духа в Церкви. И если мы не боимся этой закваски, становимся фарисеями, лицемерами, если возлагаем на людей бремена неудобоносимые, а сами забываем о том, что, по словам Иоанна Предтечи, плодом покаяния является отказ от двух одежд, тогда мы лишаемся силы благодати. Тогда мы имеем только лик благочестия, а от силы благодати мы отреклись.

— Есть ли у миссионера задача обратить в свою веру во что бы то ни стало?

— Обратить всех в свою веру — нет такой задачи у миссионера. Задача миссионерства правильно формулируется апостолом Иоанном Богословом: «в веру истинную». А не в свою.

Господь всем людям дал свободу. Нельзя человека насильно заставить любить, и Господь этого не делает. Он всех призывает к любви, всех призывает к вере, но не делает это насильно. И Церковь не может этого делать. Задача Церкви — свидетельствовать об истине, и тем людям, которые готовы слышать, конечно, надо об этом говорить. Миссионерство прежде всего, как мне кажется, должно осуществляться внутри церковных приходов. Мы должны каждого человека, приходящего в храм, встречать с любовью и каждому человеку стараться помочь, а не ходить по улицам, хватать за пуговицы всех проходящих и втолковывать им наше вероученье. Мы ведь хотим сделать так, чтобы эти люди пришли в храм? Но если они придут в храм и встретят там грубость, лицемерие, сребролюбие, они уйдут. Сделать храмы живыми общинами, в которых есть любовь, — вот наша задача.

— Перед революцией епископ Самарский Константин (Булычев) писал, что мы в своей миссии очень мало говорим о любви Бога к нам. Мы пугаем, учим, наставляем, обличаем — все по-ветхозаветному, а про любовь Бога говорим очень мало. И это он считал одной из причин, что наша миссия и вера — ветхозаветные, по сути, мертвые.

— Да говорить вообще надо поменьше. Надо не говорить, а делать. Конечно, должна звучать проповедь, но и она должна призывать к деланию, а не к слышанию красивых слов, к плодам покаяния, к изменению себя и помощи ближним — как проповедовал Иоанн Предтеча.
 

Подготовила Ирина СЕЧИНА, фото Екатерины СТЕПАНОВОЙ


Источник: Нескучный сад