Государственно-церковное партнерство в сфере реализации духовно-ориентированных на православное вероучение программ социальной реабилитации наркозависимых лиц на муниципальном и региональном уровнях

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Наркотикам - нет!

Остающийся на крайне высоких показателях уровень потребления наркотических средств и психотропных веществ, появление новых, чрезвычайно высокотоксичных сильнодействующих синтетических наркотиков в современной России стали проблемой выживания ее народов и всей страны в целом. На этот момент неоднократно указывал в своих выступлениях и Президент России В. В. Путин, обращая внимание на необходимость принятии срочных решительных мер в противодействии наркоэпидемии, угрожающей генофонду нации.

9 июня 2010 года Президентом Российской Федерации утверждена Стратегия антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 год [17]. Ряд действенных шагов по ликвидации последствий этого зла международного, транснационального масштаба со стороны антинаркотической коалиции государства, Церкви и общества уже предпринят, однако, требуются усилия всего гражданского сообщества, представителей всех традиционных для России религиозных вероисповеданий при поддержке профильных государственных служб для ведения совместных широкомасштабных действий по выводу из духовно-нравственного кризиса народов, населяющих территорию Российской Федерации.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл перед подписанием Соглашения о взаимодействии между Государственным антинаркотическим комитетом и Русской Православной Церковью 21 декабря 2010 года подчеркнул, что, несмотря на очень ограниченные материальные ресурсы, церковные структуры, сознавая важность работы по реабилитации наркозависимых, могут существовать как независимая система и даже расширять свою деятельность. Тогда Патриарх указал, что необходимо идти по пути координации усилий Церкви и государства, потому что в церковной сфере работы с наркозависимыми нет того, что есть в государственной сфере. В государственной сфере акцент делается на медицинский фактор - это то, чем реально располагает государство: врачами, психологами, педагогами, социальными работниками, квалифицированным персоналом. Церковь занимается духовно-нравственной реабилитацией, восстановлением системы ценностей в сознании вчерашнего наркомана. Ввести человека с разрушенной психикой, полностью дезориентированного нравственно, духовно и мировоззренчески, в социально желательную систему ценностей и смыслов - именно этим занимается сегодня в нашей стране и славянских странах Русская православная церковь. Поэтому предложено сделать особый акцент на сотрудничестве - в сфере, где медицинский фактор может сочетаться с фактором духовной реабилитации [15].

Абсолютно естественно, что Государственный антинаркотический комитет все эти годы с момента своего создания в октябре 2007 года считает своим стратегическим партнером в деле оздоровления российского сообщества, в первую очередь по антинаркотическому направлению в связи со спецификой деятельности, Русскую православную церковь [9]. 21 декабря 2010 года в Москве под председательством председателя ГАК - директора ФСКН России Виктора Петровича Иванова состоялось очередное заседание Государственного антинаркотического комитета, в работе которого принял участие Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Именно тогда было подписано Соглашение о взаимодействии между Государственным антинаркотическим комитетом и Русской Православной Церковью [14].

Соглашением созданы управленческие механизмы по обеспечению эффективного церковно-государственного сотрудничества. В фундамент данного Соглашения были заложены положения из Основ социальной концепции Русской Православной Церкви, утвержденных церковным Архиерейским собором в 2000 году: «С пастырским состраданием относясь к жертвам пьянства и наркомании, Церковь предлагает им духовную поддержку в преодолении порока. Не отрицая необходимости медицинской помощи на острых стадиях наркомании, Церковь уделяет особое внимание профилактике и реабилитации, наиболее эффективных при сознательном вовлечении страждущих в евхаристическую и общинную жизнь» [10].

Стороны договорились осуществлять сотрудничество в сфере профилактики немедицинского потребления наркотиков и реабилитации лиц, потребляющих наркотики, включая социальное, медико-социальное обслуживание, реабилитацию, развитие благотворительности, духовно-нравственное воспитание, а также иных сферах, представляющих взаимный интерес, в том числе по вопросам:

  • организации и проведения мероприятий по профилактике немедицинского потребления наркотиков,
  • просветительской деятельности в области профилактики наркопотребления,
  • благотворительности, добровольческого движения и организации общественной помощи больным наркоманией,
  • пропаганды здорового образа жизни,
  • духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи,
  • реабилитации и постреабилитационного сопровождения больных наркоманией и лиц, потребляющих наркотики,
  • оказания психосоциальной и духовно-нравственной реабилитации, помощи и поддержки больным наркоманией и наркозависимым, нуждающимся в комплексной (психологической, социальной, медицинской) реабилитации, а также их близким родственникам,
  • содействия развитию реабилитационных организаций, создаваемых в целях оказания реабилитационной помощи больным наркоманией,
  • поддержки деятельности существующих и вновь создаваемых при участии религиозных организаций Русской православной церкви групп самопомощи больных наркоманией и лиц, потребляющих наркотики,
  • содействия в организации профессиональной подготовки и переподготовки социальных работников и специалистов в сфере профилактики немедицинского потребления наркотиков и реабилитации лиц, потребляющих наркотики, разработки и реализации образовательных программ в этой области,
  • расширения взаимодействия с православными социальными службами,
  • реализации мероприятий, посвященных проведению Международного дня борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом,
  • развития форм и методов реабилитации больных наркоманией, новых форм и видов психологической и социальной помощи указанным лицам и их близким с участием Русской православной церкви, религиозных организаций, входящих в ее иерархическую структуру, а также созданных ими некоммерческих организаций [14].

Необходимость развития государственно-церковного партнерства в сфере оказания помощи лицам, страдающим наркоманией, признается не только правоохранительными структурами, но и наркологическим сообществом. Так, в своей исследовательской работе «Современные возможности медицины в лечении лиц, страдающих наркологическими заболеваниями», опубликованной в № 1 журнала «Наркология» за 2006 год, ныне покойная академик РАМН, на тот момент директор ФГУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии имени В.П. Сербского Росздрава», доктор медицинских наук, профессор Татьяна Борисовна Дмитриева и руководитель отделения терапии больных наркоманией и алкоголизмом того же научного учреждения, д.м.н., профессор Андрей Леонидович Игонин утверждают: «Роль медицинских методов в борьбе со злоупотреблением психоактивными веществами не следует ни преувеличивать, ни преуменьшать. Как уже неоднократно отмечалось, наркомания является, в первую очередь, духовной, а не физической болезнью. Поэтому только медицинскими средствами задачу прекращения пациентом приема ПАВ решить невозможно». В том же тексте авторы подчеркивают: «Сообщества пациентов на религиозной основе в России более успешно функционируют, когда они идеологически связаны с традиционной для нашей страны религией и, в частности, с религиозными организациями Русской Православной Церкви (РПЦ)» [6].

Активная полемика о принятии или, наоборот, отказе от тех или иных реабилитационных технологий лидерами и сотрудниками православных реабилитационных общин, началась и продолжается с середины 2000-х годов [8]. К середине 2010-х сложилась уже определенная, годами выверенная и подтвержденная святоотеческими наставлениями позиция. Практически на все вопросы скептиков из числа экспертов наркологического звена, психологической службы, правоохранительных структур, сомневающихся в первостепенной значимости духовно-нравственного направления при построении системы лечебно-реабилитационной помощи лицам, допускающим немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, ответили в своей аналитической работе «Духовно-религиозные аспекты реабилитации лиц с психическими и поведенческими расстройствами, обусловленными в том числе злоупотреблением психоактивными веществами» авторы: в прошлом врач-невролог высшей квалификации, д.м.н., в настоящее время - руководитель Душепопечительского православного центра во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, игумен Анатолий (Берестов) и врач психиатр-нарколог, кандидат медицинских наук Н.В. Каклюгин [4, 5]. Обоснование теоретических выкладок исследователей в практическом преломлении представил в ряде публикаций в специализированной отечественной наркологической и психологической литературе протоиерей Сергий Бельков, руководитель епархиальных реабилитационных центров для наркозависимых Выборгской и Приозерской епархии (Ленинградская область), в 2003-2014 гг. возглавлявший Отдел по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии [1, 2, 3].

Понимание невозможности решить проблему наркозависимости одними медицинскими - психиатрическими, наркологическими и психологическими методами есть и у руководящего звена России. Как уже упоминалось выше, 9 июня 2010 г. Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым была утверждена «Стратегия государственной антинаркотической политики Российской федерации до 2020 г.». В указе Президента об ее утверждении сказано, что она создана «в целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан ... по пресечению распространения на территории Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» [17]. В п. 2. Стратегии указано, что потенциал общественных объединений и религиозных организаций на антинаркотическом направлении пока используется недостаточно, а реабилитационная деятельность нуждается в совершенствовании и повышении доступности.

Именно на этот момент, еще в ноябре 2000 г., открывая Всемирный конгресс антинаркотических сил «В XXI век без наркотиков», указал Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, выразив общую позицию Русской Православной Церкви, согласно которой наркомания - это болезнь всего общества, расплата за идеологию потребительства, за культ материального преуспеяния, за бездуховность и утрату подлинных высших идеалов человеческой жизни. И только неустанные усилия духовенства, врачей, политиков, работников правоохранительных органов и представителей других сфер общества дают нам надежду на преодоление того духовного кризиса, который охватил человечество на пороге третьего тысячелетия [12].

С того времени переосмыслено и сделано немало. 21 декабря 2010 г. подписано вышеупомянутое соглашение о взаимодействии между Государственным антинаркотическим комитетом (ГАК) и Русской Православной Церковью (РПЦ), направленное на укрепление организационных предпосылок для развития различных форм сотрудничества между ними. Приоритетной задачей в рамках соглашения названо участие представителей РПЦ в первичной профилактике наркомании и развитие реабилитационных центров под ее эгидой, что должно послужить решению проблемы снижения спроса на наркотики [14].

В любом учреждении, созданном под эгидой Русской Православной Церкви, деятельность в рамках реабилитационной работы с наркозависимыми осуществляется в соответствии с официальным документом «Об участии Русской Православной Церкви в реабилитации наркозависимых», утвержденном Священным Синодом Русской Православной Церкви на заседании 26 декабря 2012 года. В нем указаны цели и задачи, а также допустимые к применению технологии церковной реабилитации лиц, больных наркоманией. В частности, отмечается, что «Церковь, не отрицая подхода наркологии к реабилитации больных и используя методы, выработанные профессиональным сообществом, в своей деятельности делает акцент на духовной составляющей реабилитационного процесса. Выход наркозависимого человека в устойчивую ремиссию, восстановление его социального статуса не рассматривается Церковью в качестве единственной задачи... Реабилитация начинается с преодоления зависимости и восстановления социальных навыков при органичном включении реабилитационного процесса в жизнь церковной общины... Показателем успеха реабилитации с точки зрения Церкви, наряду с устойчивой ремиссией зависимого, является формировавшаяся христианская ценностная мотивация в повседневной жизни» [7].

Такое направление церковно-социального служения в России, как противодействие наркозависимости, насчитывает немногим больше двух десятилетий своей истории. В этом смысле с ним может сравниться лишь помощь ВИЧ-инфицированным людям. По отношению к другим видам церковно-социального служения, например, поддержке пожилых людей или инвалидов, помощь наркозависимым без всякого преувеличения можно назвать самым молодым направлением церковной социальной работы. Отчасти это связано с тем, что наркотическая зависимость как проблема мирового уровня стала угрозой лишь в середине ХХ века, отчасти с тем, что в России она проявилась в начале 1990-х годов. Нельзя исключать и причин, связанных с невозможностью развивать любое церковное служение в советские времена, в противном случае, эта проблема могла быть осознана и нивелирована на десятилетие раньше. В этот ранний период силами энтузиастов, священнослужителей и мирян, в основном активно развивались лишь стационарные реабилитационные долгосрочные программы, как на церковных приходах и в монастырях, так и под их непосредственным окормлением. Только с недавнего времени получили развитие амбулаторные группы поддержки наркозависимых лиц и их родственников на приходах православных храмов.

В качестве наглядного примера становления стационарного реабилитационного учреждения с православным вероучительным наполнением, авторы предлагают ознакомиться с динамикой развития оказания помощи наркозависимым лицам и их родственникам в рамках программы социальной реабилитации на примере сельской реабилитационной общины «Зеледеево», в настоящее время имеющей юридический статус Социально ориентированной автономной некоммерческой организации «Реабилитационный центр "Зеледеево"». Приведенная ниже информация была озвучена одним из соавторов работы, руководителем программы, протоиереем Дионисием Пучниным на прошедшем в Москве в стенах Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 20 апреля 2016 г. под председательством депутата ГД ФС РФ VI созыва, члена думского Комитета по физической культуре, спорту и делам молодежи Н.С. Валуева экспертном рабочем совещании «Профилактика зависимого поведения в молодежной среде в рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года. Проблемные аспекты в условиях оптимизации бюджета» [16].

Опыт работы показал, что в процессе реабилитации необходимо приучать воспитанников соблюдать определенную телесную дисциплину, учить их работать со своим телом. Расслабленное тело расслабляет дух, хотя должно быть ему послушным.

Социально-трудовая реабилитация заключается в обязательном несении трудового послушания, развитии у подопечных трудолюбия, ответственности и приобретении навыков дальнейшей трудовой деятельности вне общины.

Послушание - это не только, и не столько приобретение бывшим наркоманом навыка трудиться, которого у большинства из них нет, но, в первую очередь, постепенное усвоение иного взгляда на труд. Послушание - нечто гораздо большее, чем практикуемая в светских центрах трудотерапия. Приобретая церковный взгляд на мир, воспитанник открывает также, что труд - это, во-первых, тягостная епитимия, наложенная на всех потомков Адама, особенно полезная для тех, кто в своей жизни, подобно наркоманам, активно послужил греху, во-вторых, радостное непосредственное служение Богу и ближним делами рук своих, в-третьих, начальная ступень на лестнице духовного совершенствования человека. При правильном понимании, труд приобретает высокий духовный смысл. Главное в послушании - отсечение своей воли, настроение сделать дело не «как лучше», а «как попросят».

В то же время трудотерапия является важнейшим элементом реабилитационного процесса. Воспитанник, поступающий в реабилитационный центр «Зеледеево», попадает уже в сложившийся и сплоченный коллектив. Как правило, эта малая социальная группа, состоящая из сотрудников центра и реабилитантов имеет благоприятный социально-психологический климат. Межличностные отношения характеризуются в нем взаимным доверием и уважением друг к другу, взаимовыручкой и взаимной ответственностью. У вновь поступившего на реабилитацию довольно быстро происходит социальная адаптация через принятие норм и ценностей новой социальной среды, сложившихся форм социального взаимодействия в реабилитационном центре между сотрудниками, прихожанами и воспитанниками. Это способствует формированию социальных качеств личности и более динамичному ее преображению.

При организации трудового процесса сегодня учитываются личностные и физические особенности реабилитантов. Сотрудники стараются спланировать организацию работ так, чтобы было обеспечено разнообразие трудовых операций для воспитанников. Это стимулирует их творческие мотивы, повышает удовлетворенность трудом и является предпосылкой превращения его самоценную деятельность.

Труд не является самоцелью. Занятия трудом направлены на то, чтобы привить реабилитируемым молодым людям привычку к систематической работе, таким образом, они усваивают все необходимые навыки самообслуживания. Отношение к труду, в духовно-ориентированных программах, является одним из главных критериев оценки воспитанника, выражением его нравственных норм и ценностей.

Понимание значимости всех вышеописанных моментов, индивидуальных особенностей участников реабилитационной программы, их прошлого жизненного опыта пришло не сразу. Знакомство вообще с наркоманией, как с проблемой, у священнослужителя началось около 10 лет назад, в 2007 году.

В начале своего священнического пути отец Дионисий не мог себе представить, что будет работать с наркозависимыми. Считал, как и большинство, ведь есть некие стереотипы большинства, что от них надо держаться подальше. И буквально только одна беседа с таким проблемным человеком, наркозависимым, который проживал в том же селе, где служил отец Дионисий, смогла эти стереотипы разрушить. Необходимо отметить, что к тому моменту этот молодой человек уже успел завершить программу так называемой «реабилитации» в одной из сектантских общин неопятидесятников-харизматов, после чего приехал на разговор со священником крайне воодушевленным, оживленным и сказал: «Батюшка, я тоже хочу помогать таким братьям и сестрам, попавшим в беду». Несколько бесед с ним утвердили его в необходимости с покаянием вернуться в православие Эти встречи убедили и начинающего священника-реабилитолога, что необходимо начать этой проблемой заниматься вплотную, что называется, на передовой линии.

В течение почти года началось совместное изучение разнообразных реабилитационных программ, моделей реабилитации. Задача стояла только одна - разыскать программу, которая помогала бы восстанавливать у ребят навыки трезвой, духовно и телесно здоровой жизни в обществе без помощи большой команды специалистов. Поскольку православный приход, при котором было решено создать реабилитационную общину, находился в сельской местности, то не было возможности привлекать профессиональных психологов, педагогов, врачей психиатров и наркологов на том этапе. И это не потому, что отрицалась необходимость их участия в реабилитационном процессе, а потому что село Зеледеево с храмом находится на расстоянии 50 километров от ближайшего города. На регулярной основе привлекать специалистов было просто невозможно. Тогда и появилось решать данную проблему именно в контексте духовного опыта Церкви в деле борьбы со грехом, с человеческими страстями. Более всего для энтузиастов оказался приемлемым опыт Санкт-Петербургской епархии, Епархиального реабилитационного центра «Саперное» в Приозерском благочинии и курирующего его епархиального Отдела по противодействию алкоголизму и наркомании. Изучив его и получив благословение правящего архиерея, митрополита Кемеровского и Прокопьевского Аристарха, 6 мая 2007 года был открыт свой реабилитационный центр. Началась работа. В 2008 году состоялась первая встреча ядра команды с руководителем Епархиального центра реабилитации «Саперное», протоиереем Сергием Бельковым. Далее такие встречи стали регулярными и всегда продуктивными.

В православном реабилитационном центре «Зеледеево» на первоначальном моменте его зарождения было определено несколько этапов реабилитации: первичное консультирование, загородная реабилитация и после реабилитационное сопровождение. Через некоторое время проект обрел более прочный фундамент и его участники смогли одновременно проводить работу и с родственниками воспитанников. В 2012 году в городе Юрга была открыта адаптационная квартира для ребят, прошедших реабилитацию. Основные задачи этого этапа заключаются во взаимопомощи воспитанников и в контроле над проблемным поведением, улучшение навыков социального поведения, установление социальных отношений при возвращении в «большой» город, помощь в трудоустройстве и приобретении опыта правильного распределения зарабатываемых материальных средств, развитие навыков самообслуживания.

Вызовы времени диктуют необходимость постоянного совершенствования программы. Сегодня не только у нас, у всех смежных специалистов возникла новая проблема - трудность лечения «солевого» наркомана. На избавление от «солевой» зависимости требуется гораздо больше времени, чем, например, от героина. Поэтому для себя выход из данной ситуации на данный момент команда реабилитационной общины «Зеледеево» увидела в открытии дополнительной структуры - загородного стационарного мотивационного центра, где после детоксикации в медицинском учреждении, специалисты могут в течение срока до 3-х месяцев подготавливать наркозависимого, мотивируя его на прохождение реабилитационного курса в православном или светском учреждении. В 2015 году в поселке Заозерный Юргинского района Кемеровской области при храме был открыт такой мотивационный центр. Таким образом, стало возможным проведение на постоянной основе мотивационной работы, с привязкой к конкретному зданию и команде во главе с православным священнослужителем. Там ребята уже в течение трех месяцев, кто-то меньше, кто-то больше, адаптируются к проживанию в условиях загородной реабилитационной общины, мотивируются на более качественное и длительное прохождение программы и обязательную последующую ресоциализацию под контролем специалистов.

Таким образом, для выстраивания комплексной поэтапной многоуровневой системы церковной реабилитации на муниципальном и епархиальном уровнях потребовалось 8 лет.


В апреле 2015 года реабилитационный центр «Зеледеево» зарегистрирован в органах юстиции как одноименная социально ориентированная Автономная некоммерческая организация. На сегодняшний день в команде трудятся два священнослужителя, три консультанта по химической зависимости, два психолога, логопед, преподаватель прикладного искусства и катехизатор - человек, помогающий изучению основ христианской веры и вероучения церкви человеком, готовящимся принять крещение и стать членом Церкви. Заключен договор с наркологической службой города Юрги, откуда в центр к реабилитантам для предоставления консультаций периодически приезжают психиатр и нарколог.

Следует более подробно остановиться на динамике взаимоотношений реабилитационного учреждения «Зеледеево» с органами государственной власти. Первоначально все складывалось очень непросто, с массой проблем. О них автор практически не рассказывал в своем первом материале, созданном по мотивам доклада на заседании секции «Медицинские, социально-психологические, образовательные и духовные подходы к реализации профилактических программ среди молодежи» XX юбилейных Международных Рождественских образовательных чтений 2012 года и впоследствии опубликованном на страницах журнала «Наркология» [13]. Здесь следует отметить, что за эти годы отношения данного учреждения, профильных надзорных служб и местной администрации сильно эволюционировали.

Краткий экскурс в историю. После открытия реабилитационной общины при приходе вверенного отцу Дионисию храма, необходимо было наладить взаимоотношения с местными жителями. Тогда настоятелем храма он был уже 4 года и до этого момента с прихожанами никакой конфронтации не возникало. Наоборот, именно прихожане на первом этапе всячески поддерживали развитие при приходе данного направления и поддерживали зарождающуюся команду приносимыми из дома крупами, выращенными на приусадебном хозяйстве свежими и консервированными овощами и фруктами.

Местные жители, не являющиеся членами прихода при храме, сначала отнеслись недружелюбно к этой идее, сочиняли небылицы, но потом центром всех сплетен стала местная сельская администрация. Проверив несколько конкретных фактов введения в заблуждение окружения общины, стало понятно, что это домыслы отдельных личностей из числа персонала административного аппарата села, и было решено перестать обращать на них внимание.

Через некоторое время в реабилитационное учреждение приехала председатель местного районного Совета народных депутатов, пообщалась с ребятами, убедилась в безопасности для местных жителей данного заведения, по достоинству оценив столь социально значимую работу. Однако, к сожалению, не все сотрудники районной администрации услышали ее отзывы и однажды в приватной беседе заместитель главы района предупредила руководителя проекта, протоиерея Дионисия Пучнина, что, якобы, располагает фактами торговли наркотиками из нашего центра. В этот момент стало понятно, что действовать здесь необходимо оперативно и превентивно, на упреждение впредь провокаций подобного рода. Было решено обратиться в Региональное управление ФСКН России по Кемеровской области с просьбой провести проверку деятельности реабилитационного учреждения «Зеледеево». Такая проверка была проведена - прошли встречи в районной администрации и в реабилитационном центре с участием представителей районной и сельской администрации, сотрудников милиции, сотрудников и участников программы. Проверка показала, что данные факты не имеют отношения к действительности, реабилитационное учреждение на криминогенную обстановку в районе не влияет, а искаженная информация поступила от конкретных сотрудников сельской администрации из числа недоброжелателей.

Вскоре были переизбраны главы села и района - к власти пришли люди здравомыслящие, поэтому теперь к работе входящих в созданную епархиальную систему церковной реабилитации учреждений вопросов нет. Наоборот, если появляются какие-то трудности административного характера, глава района оказывает поддержку в их решении. На данный момент руководитель реабилитационного учреждения «Зеледеево», протоиерей Дионисий Пучнин входит в состав антинаркотической комиссии города и района.

На областном уровне взаимодействие с органами власти осуществлялось в основном через региональное управление ФСКН России. 15 октября 2015 года Социально ориентированная автономная некоммерческая организации «Реабилитационный центр "Зеледеево"» согласно протоколу № 2 рабочей группы Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области включена в реестр областного сегмента Национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, допускающих незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ.

В декабре 2015 года реабилитационный центр получил субсидию от администрации Кемеровской области в размере 100 000 рублей на обустройство двух рабочих мест. На эти деньги было приобретено деревообрабатывающее оборудование.

К сожалению, несмотря на всю оказываемую работе данного реабилитационного учреждения поддержку, приходится признать, что сотрудникам очень много времени приходится тратить на поиск хлеба насущного. Центр реабилитации действует как благотворительная организация, у которой нет и не может быть четко фиксированной оплаты за реализуемую трудами выпускников и приглашенных специалистов программу. После открытия стационарного мотивационного центра, руководство проекта было вынуждено ввести оплату за первые два-три месяца включения в программу, пока человек находится на реабилитации. Тем не менее, за годы работы реабилитационного учреждения в селе Зеледеево ни одному участнику программу, его родственникам не была озвучена определенная сумма, которую он должен регулярно переводить на счет организации за оказываемые реабилитационные услуги. Сохраняется возможность у добрых людей, меценатов помогать, жертвовать на обеспечение реабилитационной деятельности, оплату основных бытовых нужд, коммунальных услуг и они делают это. При этом из 17 воспитанников регулярно оказывают помощь только 1-2 их родителя, что, безусловно, осложняет своевременную выдачу заработной платы сотрудникам и приглашенным на контрактной основе специалистам.

Как бы то ни было, работа продолжается. Центр «Зеледеево» осуществляет свою деятельность за счет средств сельского храма, возможности которого весьма ограничены, и небольшие пожертвования. Решать текущие вопросы питания, оплаты коммунальных платежей, ремонта помещений, еще получается, хотя порой и с трудом. Но осуществить какие-то более серьезные проекты коллективу энтузиастов по-прежнему не под силу. Например, покупка трактора с насадками решила бы несколько проблем, ведь центр находится в сельской местности, но многие годы об этом приходится только мечтать. Для кого-то оказание лечебно-реабилитационных услуг - способ зарабатывания сверхприбылей, для кого-то - зов души и следование заповедям Божиим.

Если бы государственные структуры взяли на себя хотя бы часть материальных затрат на оплату тех услуг, которые предоставляет Социально ориентированная автономная некоммерческая организация «Реабилитационный центр "Зеледеево"», этот и подобные ему некоммерческие стационарные учреждения, работающие в сельской местности в условиях скудного финансирования, смогли бы оказывать помощь гораздо большему числу людей, возвращая их в общество трезвыми и, самое главное, здравомыслящими гражданами Российской Федерации, снижая тем самым в перспективе нагрузку на социальные, правоохранительные и пенитенциарные службы, обязанные сопровождать жизнедеятельность наркозависимых лиц в активном потреблении, в моменты заключения их под стражу, в местах лишения свободы и после освобождения из таковых.

Как бы то ни было, авторы уверены, что в любом случае центр «Зеледеево» будет расти и количественно, и качественно. При этом не могут не радовать руководителя проекта и команду вместе с приглашенными внешними специалистами те изменения, которые происходят у ребят. Их первая исповедь бывает часто очень тяжелой, но время идет, и вчерашние наркоманы, которые ради дозы были готовы на все: хитрые, подлые и наглые, меняются кардинально, причем не только внутренне, но даже и внешне. Никто в них не найдет даже следы ушедшей в прошлое наркомании.


В своем приветственном обращении к участникам III Общецерковного съезда по социальному служению 24 сентября 2013 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил, что «в последние годы растет число инициатив в сфере социального служения, которое становится не просто уделом отдельных подвижников, а системной работой, организуемой, как на общецерковном, так и на епархиальном и приходском уровнях» [11]. Это без всяких натяжек можно отвести и к направлению помощи наркозависимым людям. Церковь приняла новый вызов времени, связанный с необходимостью вынести помощь наркозависимым людям и их близким на иной, более серьезный уровень.

Без помощи государства, всех подконтрольных ему служб, как на федеральном, региональном, так и на муниципальном уровне, священнослужителям с этой общегосударственной задачей не справиться.

Список литературы:

1.         Бельков С.Н. Духовно-нравственная программа реабилитации наркозависимой молодежи // Сборник научных сообщений «Служба практической психологии в системе образования»? вып. 13 // СПб, АППО, 2009 - С.74-80

2.         Бельков С.Н. Духовно-ориентированная психотерапия патологических зависимостей (на основе эмпирического опыта православных реабилитационных центров Санкт-Петербургской епархии) //Наркология. - 2009. - №11. - С. 86-91

3.         Бельков С.Н. Фенотипические особенности духовно-ориентированной реабилитации наркозависимых женщин (на примере женского реабилитационного центра для потребителей наркотиков «Торфяное») //Наркология. - 2011. - №2. - С. 94-99

4.         Берестов А.И., Каклюгин Н.В. Духовно-религиозные аспекты реабилитации лиц с психическими и поведенческими расстройствами, обусловленными в том числе злоупотреблением психоактивными веществами. Часть 1. //Наркология. - 2013. - №4. - С. 79-97. [Электронный ресурс]. URL: http://www.narkotiki.ru/5_42994.htm

5.         Берестов А.И., Каклюгин Н.В. Духовно-религиозные аспекты реабилитации лиц с психическими и поведенческими расстройствами, обусловленными в том числе злоупотреблением психоактивными веществами. Часть 2. //Наркология. - 2013. - №5. - С. 81-96. [Электронный ресурс]. URL: http://narkotiki.ru/5_43102.htm

6.         Дмитриева Т.Б., Игонин А.Л. Современные возможности медицины в лечении лиц, страдающих наркологическими заболеваниями. - Наркология. - №1. - 2006. - С.56-60. [Электронный ресурс]. URL: http://www.narkotiki.ru/50_627.htm

7.         Документ «Об участии Русской Православной Церкви в реабилитации наркозависимых». Принят на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви от 26.12.2012 г., журнал №128. [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2674661.html

8.         Каклюгин Н.В. О Круглом столе «Современные методики реабилитации лиц с химической зависимостью. Концепция профилактики алкоголизма и наркомании в Русской Православной Церкви» //Наркология. - 2008. - №1 - С. 96-99. [Электронный ресурс]. URL: http://www.narkotiki.ru/5_6583.htm

9.         Каклюгин Н.В. Стратегия снижения спроса на наркотики как базовый элемент снижения уровня наркотизации в России: проблемы и перспективы. //Наркология. - 2011. - №5. - С. 100-112. [Электронный ресурс]. Стратегия снижения спроса на наркотики как базовый элемент снижения уровня наркотизации в России: проблемы и перспективы

10.     Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Утверждены Архиерейским Собором 13-16.08.2000 г., г. Москва [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html

11.     Патриаршее приветствие участникам III Общецерковного съезда по социальному служению 24.09.2013 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3256750.html

12.     Подоровская И.А. Духовный аспект социальной реабилитации. Здоровое поколение - международные ориентиры XXI: Сборник трудов международной научно-практической конференции 9-10 июня 2003 г. - Самара: СИПКРО. - 2003. - С. 34

13.     Пучнин Д.С. Об опыте работы Кемеровской и Новокузнецкой епархий в сфере противодействия наркотизации населения. Реабилитация на сельском приходе. //Наркология. - 2012. - №3. - С. 70-72. [Электронный ресурс]. URL: http://www.narkotiki.ru/5_6981.htm

14.     Соглашение о взаимодействии между Государственным антинаркотическим комитетом и Русской Православной Церковью, г. Москва, 21.12.2010 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1345742.html

15.     Слово Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии подписания соглашения между Государственным антинаркотическим комитетом и Русской Православной Церковью 21.12.2010 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1346535.html

16.     Стенограмма рабочего совещания депутата ГД ФС РФ VI созыва, члена Комитета Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодежи Н.С. Валуева «Профилактика зависимого поведения в молодежной среде в рамках Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года. Проблемные аспекты в условиях оптимизации бюджета», Часть 5. //г. Москва, 20.04.2016 г. [Электронный ресурс]. URL: http://narkotiki.ru/5_84281.htm

17.     Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. «Об утверждении стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» //Российская газета - Федеральный выпуск №5207 (128) от 15.06.2010 г. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2010/06/15/strategiya-dok.html

Костюкова Татьяна Анатольевна - доктор педагогических наук, профессор, преподаватель кафедры психологии Томского государственного университета,

Протоиерей Дионисий Пучнин - руководитель Отдела социального служения и благотворительности Мариинской епархии; директор Социально ориентированной автономной некоммерческой организации «Реабилитационный центр "Зеледеево"»

Опубликовано в журнале РАМН «Наркология», №10, 2016 г., с. 3-10

http://www.narkotiki.ru/