Горькая вода. Ольга Шульчева-Джарман

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Не рыдай Мене, Мати. Новгородская фреска 14 века

Чашу, которую пьет Христос – сможете ли пить?

Никто не может этого совершить – только Церковь Его может совершить это.

Церковь Его – единая с Ним, с Богом Воплощенным. Она, в мафории царственной Жены – перед немудрыми и нецеломудрыми старцами, как Сусанна до прихода судии-Даниила. И пьет она чашу горечи, чашу страстей Судии смиренного и Кроткого, который не возопиет на улицах и не преломит трости надломленной (Ис. 42:2-3).

И пьет Она чашу горькой воды, чашу страстей Его, вода с землей в глиняном сосуде, но голова ее не обнажена – не дерзнула рука первосвященника обнажить ее. Он взирает в трепете на то, как Она причащается смерти – и остается невредима, ибо Сын Ее восхотел причаститься смерти, чтобы подать Церкви Своей жизнь. И, потому, если что и смертное испиет Церковь – не вредит ей (Мк.16: 18). Два свидетеля этого деяния Его – первосвященник Захария, полный трепета, и Мария, зачавшая во чреве от Духа Свята.
Пьет Она чашу горечи, чашу страстей Того, Кто теперь – един от плоти Ее. Пьет чашу горькой воды Мария, чревоносящи Христа.

Во чреве Ее, которое никогда не опадет и не опухнет от древнего проклятия (Числ. 5:21-22), во чреве Ее – под сердцем Ее – Сам Законодавец, Сокровенный Человек, Христос. Законодавец истинный испытывается горькой водой, как неправедный плод, который должен погибнуть по «закону нашему» (Ин.19:7). Ибо мы имеем закон, говорят они, служители смертоносной буквы, и по закону нашему, не по закону Бога, а по нашему человеческому закону, Он, Плод Марии, должен умереть – Он сделал Себя Сыном Божьим в нашем мире, Он разрушил все наши планы и правильца.

Но Он – сильнее смертоносных вод, вод горьких – Он, давший сладкую воду Мерре и Мериве. Он – оправдатель той, которую зовут старейшины «блудницею» и хотят побить камнями.
Он оправдывает Церковь Свою вовек. И пусть законники тащат ее на ордалии – Плод во чреве Ее сильнее мертвой воды, и Церковь Его не преткнет о камень ногу свою при каменовании, при побиении камнями, когда жертву сначала сбрасывали на камни со скалы, а потом добивали…

Он оправдывет силой Своей Ту, которую человеческий, по жестокосердию данный закон желает испытать.

Он оправдывает – потому что Он – теперь тоже Человек, и нарек Ее Сестрою и Голубицей, для того, чтобы она не пила одна горькую воду испытания.

И свидетельствует она, а с ней и Захария (а при устах двух свидетелей верен глагол всякий!) – о том, что воистину Она приобрела Человека от Господа, а не от похоти плоти и похоти мужа. Человека, который исправит братоубийственную рану Каина тем, что душу положит за каждого брата Своего (Быт.4:1).

И Он, Третий Свидетель Истинный, свидетельствует о Ней, неразрывно и вместе, неразлучно и навек, а с Ним свидетельсвует Дух Божий, осенивший Мать. А свидетельство Трех - истинно.

По слову священномученика Иринея Лионского, великая Церковь есть всякая душа во всяком народе, познавшая Бога. И это – путь и образ каждого христианина, каждого из тех, кто Христов.

А по слову преп. Симеона Нового Богослова "Содержащий все поселяется внутри человека, и человек становится как бы беременной женщиной". Или: "Человек сознательно носит в себе Бога. И, сжимая снаружи руки вокруг себя, этот человек ходит посреди нас, не знаемый всеми, кто его окружает... Мы, когда веруем от всей души и каемся, зачинаем в сердцах своих Бога Слово, как Дева. Он, имея в себе Христа младенца, будет считаться Его матерью, как Он, неложный, обещал:"Мать Моя и братья и друзья, вот они!"  И это – развитие удивительных и таинственных слов преподобного Максима Исповедника, величайшего богослова Византии – «Всякая верующая душа зачинает и порождает Слово Божие по своей вере. Христос – плод всех нас, все мы – матери Христовы».  А икона Богоматери Взыскание погибших являет Приснодевство-Присноматеринство Церкви, чрево Ее не опало после рождения Христа Младенца, но все рождает Церковь Христа в чадах своих – присно в муках рождения, пока не изобразится в них Христос.

Да, «человек ходит, незнаемый всеми» посреди людей, но приходит час свидетельства его, час мартирии, час испития чаши Христовой, которую Он прежде всех век уготовал Себе и еще не родившись, испил.

Богоматерь испила чашу горькой воды свидетельства, нося Христа – Плод Духа  - под сердцем Своим, в Своей утробе. И Она славит Его всем сердцем Своим и всей возлюбившей Его утробой и крепостью Своей – и эту радость не могут простить ей законники, поднося и поднося вновь мертвую, смертоносную, горькую воду.

И невредима Она вовек, ибо если что и смертоносное выпьет, не вредит Ей.

И Он – с Нею, с Церковью Своей, до скончания века.

И скажет Она:

Аминь! Аминь!

____
Фреска из Македонии, (Курбиново, храм св.Георгия).
Иллюстрация пока недоступна

Испытание горькой водой (Числ. 5:11—31). Испытание, целью которого было установить виновность или невиновность женщины, обвиненной в прелюбодеянии. Согласно апокрифическому Протпоевангелию от Иакова (15:1—4; 16:1—3), первосвященники потребовали, чтобы Мария и Иосиф (из Назарета) удостоверили свою невиновность, пройдя через это испытание, потому как Мария, пребывая в Храме (и поэтому находясь под опекой первосвященников), носила под сердцем дитя. Изображения Испытания горькой водой, хотя и редко, встречались в искусстве раннехристианской эпохи и искусстве Византии. На этих полотнах Марию изображали с поднесенной ко рту чашей с горькой водой. К удивлению первосвященников, выдержавшая испытание Приснодева осталась живой и невредимой. Этот эпизод в раннем средневековом искусстве стали изображать вместе с Первым сном Иосифа, позже он изображался достаточно редко.

(Числ. 5:11—31).
И сказал Господь Моисею, говоря: 12. объяви сынам Израилевым и скажи им: если изменит кому жена, и нарушит верность к нему; 13. и переспит кто с ней и излиет семя, и это будет скрыто от глаз мужа ее, и она осквернится тайно, и не будет на нее свидетеля, и не будет уличена; 14. и найдет на него дух ревности, и будет ревновать жену свою, когда она осквернена, или найдет на него дух ревности, и он будет ревновать жену свою, когда она не осквернена; - 15. пусть приведет муж жену свою к священнику и принесет за нее в жертву десятую часть ефы ячменной муки, но не возливает на нее елея и не кладет ливана, потому что это приношение ревнования, приношение воспоминания, напоминающее о беззаконии;   
16. а священник пусть приведет и поставит ее пред лице Господне; 17. и возьмет священник святой воды в глиняный сосуд, и возьмет священник земли с полу скинии и положит в воду; 18. и поставит священник жену пред лице Господне, и обнажит голову жены, и даст ей в руки приношение воспоминания,- это приношение ревнования, в руке же у священника будет горькая вода, наводящая проклятие; 19. И заклянет ее священник и скажет жене: если никто не переспал с тобою, и ты не осквернилась и не изменила мужу своему, то невредима будешь от сей горькой воды, наводящей проклятие; 20. но если ты изменила мужу твоему и осквернилась, и если кто переспал с тобою кроме мужа твоего;-  21. тогда священник пусть заклянет жену клятвою проклятия и скажет священник жене: да предаст тебя Господь проклятию и клятве в народе твоем, и да соделает Господь лоно твое опавшим и живот твой опухшим; 22. и да пройдет вода сия, наводящая проклятие, во внутренность твою, чтобы опух живот [твой] и опало лоно [твое]. И скажет жена: аминь, аминь.   
 
23. И напишет священник заклинания сии на свитке, и смоет их в горькую воду; 24. и даст жене выпить горькую воду, наводящую проклятие, и войдет в нее вода, наводящая проклятие, ко вреду ее; 2.5 И возьмет священник из рук жены хлебное приношение ревнования, и вознесет сие приношение пред Господом, и отнесет его к жертвеннику; 26. и возьмет священник горстью из хлебного приношения часть в память, и сожжет на жертвеннике, и потом даст жене выпить воды; 27. и когда напоит ее водою, тогда, если она нечиста и сделала преступление против мужа своего, горькая вода, наводящая проклятие, войдет в нее, ко вреду ее, и опухнет чрево ее и опадет лоно ее, и будет эта жена проклятою в народе своем; 28. если же жена не осквернилась и была чиста, то останется невредимою и будет оплодотворяема семенем.   
29. Вот закон о ревновании, когда жена изменит мужу своему и осквернится; 30. или когда на мужа найдет дух ревности, и он будет ревновать жену свою, тогда пусть он поставит жену пред лицем Господа, и сделает с нею священник все по сему закону; 3.1 и будет муж чист от греха, а жена понесет на себе грех свой.

Комментарий БИБЛИЯ-Центра
Перед нами интересный способ дознания о верности супруги, и притом, весьма древний. Это — так называемые ордалии, «суд Божий», когда подозреваемого, вину которого невозможно доказать на суде человеческом, подвергали различным испытаниям, чтобы узнать, поможет ли ему в этих испытаниях Бог, или нет, чтобы тем самым, выявить его вину или невиновность. Этот метод использовался практически во всех древних языческих культурах, и то, что его использование было признано не противоречащим Божьим заповедям, должно наводить нас на мысль, что сама идея несет в себе определенную истину о Боге и человеке. Конечно, как всякая языческая практика, она претерпела определенные искажения, однако понимание того, что суд Божий праведнее суда человеческого, приводит нас к пониманию заповеди Христовой о неосуждении (Мф 7:1), и к преданию всякого суда в руки Божьи (Рим 12:19). А Бог всегда знает обстоятельства дела куда лучше, чем мы с вами.

http://www.proza.ru/2011/02/05/526