Гонорат, Луп, Цезарий. Французская Ривьера – место христианского подвига. Протоиерей Владимир Долгих
Наш церковный календарь полон имен западных святых, ставших святыми еще до разделения с католической церковью. Они европейцы, но они наши. И нам о них следует знать.
В ответ на вполне резонный вопрос: «А зачем нам эти католики?», – спешу напомнить, что почти за тысячу лет до раскола, последовавшего в 1054 году (хотя и эта дата весьма относительна), Церковь на Западе взрастила немало знаменитых подвижников благочестия.
Если говорить о святых латинской традиции, то в большинстве случаев, православный прихожанин вспомнит о таких светочах Африки как блаженный Августин и священномученик Киприан Карфагенский. Если же мысленно перенестись на Европейскую территорию, то сразу всплывают образы святителя Амвросия Медиоланского и Григория Двоеслова, да и то, последнего мы знаем лишь потому, что его именем сегодня надписана литургия Преждеосвященных Даров, а вот его «Диалоги» или весьма познавательные «Моралии на книгу Иова» вряд ли кто-то читал.
Что ж, давайте двинемся дальше на запад, на Лазурный берег Франции. Одним из поселений здесь была когда-то рыбацкая деревня, а сегодня всемирно известный благодаря кинофестивалю город Канны. Расслабляющая атмосфера дорогого отдыха полностью затуманила память о том, что с V века это было место христианского подвига. Если мы заглянем в календарь, то увидим, что 29 января Церковь празднует день памяти святителя Гонората, епископа Арльского. На его причудливое для нашего слуха имя вряд ли кто-то обратит внимание, а ведь именно он был основателем знаменитого Леринского монастыря, на острове всего в четырех километрах от Канн. В стенах этой обители воспиталось немало святых, достойных упоминания. Но с начала давайте поговорим о самом святителе Гонорате.
Гонорат Арелатский
Происходил он из галло-римской аристократической семьи. Точная дата его рождения неизвестна – что-то около 350 года. У будущего святителя было несколько братьев. Все старались вести благочестивую жизнь, но и мирские удовольствия также их прельщали. Особую ревность к отшельничеству, под впечатлением от жития преподобного Антония Великого, проявили Гонорат и Венаций. Они решили оставить дом и отправиться на восток, дабы познакомиться с тамошней монашеской традицией. Чуть позже братья нашли себе наставника в лице преподобного Капрасия, сопровождавшего их в путешествии. На обратном пути умер Венаций, который теперь также почитается в лике святых, а день его памяти приходится на 12 июня.
Вернувшись в Галлию Гонорат поселяется на уже упомянутом острове Лерин. Остров был необитаем. По одной из версий он пустовал потому, что пираты засыпали там источник пресноводной воды, вторая гласит – что здесь обитало много змей. Как бы там ни было, с появлением святого подвижника источник нашелся, а змеи удалились.
Леринское аббатство. Общий вид монастыря. Фото: wikipedia.org
Создание обители исследователи относят к периоду между 400 и 410 годами. Как это обычно бывает, вокруг Гонората собирается община его учеников, и монастырь постепенно разрастается. На внутреннюю духовную жизнь обители большое влияние оказал преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, в числе аскетических трудов которого есть «Писания к семи другим, посланным к епископу Гонорату и Евхерию». До избрания в епископы будущий святитель лишь единожды покинул свой монастырь ради того, чтоб склонить к подвигу близкого родственника Илария, ставшего впоследствии его преемником по кафедре и оставившего немалое письменное наследие.
В 427 году Гонората избирают в епископы города Арля (еще называют Арелат), где он проявил себя как деятельный и любящий пастырь. Впоследствии святитель Иларий о нем напишет такие слова: «Если бы захотели представить милосердие в виде человеческой фигуры, то надо было бы сделать портрет Гонората». Вскоре, в 429 году, будучи уставшим от трудов старцем, святитель почил.
Луп Труарский
Следуя хронологии, теперь скажем несколько слов о следующем воспитаннике Леринского монастырыя – святителе Лупе Труаском. Как и владыка Гонорат, он происходил из знатной галльской семьи, но был на 23 года младше его. Изначально будущий святитель женился на сестре Илария Арльского Пимениоле, однако после шести лет брака супруги, по обоюдному согласию, оставляют семейную жизнь ради монашеского подвига. Луп, вдохновленный славой святителя Гонората, принимает постриг в Леринской обители. Вообще о жизни святителя Лупа известно немного, но есть один характерный и интересный эпизод.
Около 426 года его избирают епископом небольшого городка Труа, что на севере Франции. Здесь он долго трудится как прекрасный пастырь, учитель и проповедник, пока в 451 году не происходит нашествие гуннов. Эти азиатские кочевники, с их яростью и военным искусством наводили страх на жителей тогдашней Европы. И вот их войско во главе со знаменитым Атиллой приближалось к не имевшему ни гарнизона, ни каких-либо фортификационных сооружений городку Труа.
Святитель Луп, понимая, что его паства совершенно беззащитна перед лицом врага, отважно, во главе вверенного ему духовенства выходит навстречу гуннам. Предание рассказывает нам различные варианты диалога владыки с Атиллой, но суть их в том, что христианский епископ сумел внушить лидеру кочевников такое уважение, что тот не тронул ни город, ни его жителей. В дальнейшем, потерпев поражение, на обратном пути Атилла захотел взять с собой святого человека и просил молиться о нем. В итоге владыка Луп прошел с гуннами до Рейна, после чего вернулся в свой кафедральный город. Всего на своей кафедре святитель трудился целых 52 года и в 479 году мирно предал душу Богу.
Святой Викентий
Другим воспитанником Леринского монастыря стал родной брат святителя Лупа – преподобный Викентий. О его жизни нам известно еще меньше. Нет точных дат ни рождения, ни смерти. Единственное, что известно, так это о военной карьере Викентия, которой была посвящена первая половина его жизни, после чего он принимает постриг в Леринской обители. Преподобный Викентий был плодовитым христианским автором, но, к сожалению, большая часть его трудов не сохранились до нашего времени, а на русский язык переведено и того меньше. Наиболее значимым сочинением, которое я рекомендовал бы прочитать каждому православному, являются «Памятные записки Перегрина», где он доказывает древность и всеобщность православной веры, возможность ее отношения с рациональным знанием и выдвигает критерии истинности Предания, актуальные и по сей день и выраженные в формуле: «В самой же Кафолической Церкви особенно до́лжно заботиться нам о том, чтобы содержать то, чему верили повсюду, всегда, все».
Почил преподобный Викентий мирно между 445 и 450 годами.
Цезарий Арльский
Последний, о ком хотелось бы рассказать – святитель Цезарий Арльский. Он также происходил из аристократической семьи из Бургундии. Постриг в Леринском монастыре он принял в возрасте 19 лет (490 год). Здесь, благодаря сочинениям преподобного Иоанна Кассиана, он знакомится с восточной аскетической традицией и сам предается немалым подвигам. Переусердствовав в посте, будущий святитель сильно подорвал свое здоровье и, по совету настоятеля обители Поркария, отправляется в близлежащий Арль, славившийся в то время своими врачами.
В 501 году, после того как умирает местный епископ Эоний, Цезария, по завещанию почившего владыки, избирают на его место. Здесь он прославился как милосердный пастырь, продававший даже церковную утварь ради выкупа пленных горожан, за что, по доносу, предстал перед судом Теодориха Великого. Однако король принял святителя с большим уважением, сказав впоследствии: «Я видел мужа апостольского». В окрестностях Арля, владыка основывает женский монастырь, первой настоятельницей которого становится его родная сестра Цезария Старшая.
Святитель Цезарий очень любил блаженного Августина и просил Бога сподобить его смерти в день его преставления. Господь исполнил просьбу своего верного раба. Владыка почил 28 августа 543 года. Святитель Цезарий Арльский оставил после себя большое письменное наследие, среди которого сохранились и его проповеди, и аскетический труды, и письма, и догматические, и экзегетические сочинения.
* * *
Стоит сказать, что перечисленными святыми список подвижников Леринского монастыря не ограничивается, но говоря уже о том, что имена многих нам не известны. Обитель на острове, носящем сегодня имя святителя Гонората, стоит до сих пор, являясь памятником утраченному единству восточных и западных христиан. Как видим, Лазурный берег Франции – это не только отели, клубы, пляжи и кафе, но и место подвига многих святых, память о которых, к сожалению, в народе утрачивается.
https://spzh.news/ru/istorija-i-kulytrua/85991-gonorat-lup-i-cezarij-fra...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии