ГМИИ имени Пушкина открывает выставку "Подруги. К юбилею Варвары Степановой"
Экспозиция призвана расширить представление о творчестве Степановой через работы художниц, судьбы которых пересекались на протяжении 10-х – 30-х годов XX века. Ольгу Розанову, Любовь Попову и Александру Экстер связывали с Варварой Степановой дружба, совместные интересы и участие в художественных поисках. Выставка представляет зримый диалог ярких художниц-авангардисток. Здесь и совсем новые для того времени книги, и рисунки для тканей, и сконструированные ими женские и театральные костюмы.
"Значение этой выставки очень простое. Мы всё время страдаем по поводу того, что мы чего-то не изобрели, что мы чего-то у кого-то позаимствовали. На самом деле, очень многое из того, что мы потом заимствовали, было придумано в России. Просто по каким-то причинам не было востребовано в тот момент, когда это было придумано. Эта выставка о возвращении ко времени середины 10-х – 30-х годов, когда в том числе творили и подруги, когда они создавали ту среду – вещевую, вещную так называемую, в которой мы до сих пор живем. Люди ходят, смотрят на манекен и говорят: я бы надела", – рассказала Елизавета Лихачева, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина.
https://smotrim.ru/article/4058947
Выставку в Пушкинском музее посвятили 130-летию со дня рождения Варвары Степановой
"Подруги. К юбилею Варвары Степановой". В Музее изобразительных искусств имени Пушкина открылась выставка к 130-летию со дня рождения художницы. Экспозиция посвящена не только творчеству Степановой, но также рассказывает о художественном сообществе "амазонок авангарда". Валерия Кудрявцева – подробнее.
Про них говорят: подруги, совершившие революцию в искусстве 1910-х – 30-х годов. Главная героиня выставки Варвара Степанова была самой младшей из круга подруг: Ольги Розановой, Любови Поповой и Александры Экстер. Тем не менее их крепко связывала дружба, совместные интересы и участие в общих художественных поисках.
"Меня укоряют в том, что на выставке не представлены ведущие работы Степановой. Мы решили идти совершенно по другому принципу. Мы показали те области, в которых они сказали новое. Области, которые считались второстепенными, и даже отчасти маргинальными. Это мода, которая перестала быть задачей, так сказать, богатых барынек, а превратилась в общенародное дело. Это ткани другие – кстати, раскупались они великолепно", – рассказывает Алексей Савинов, сокуратор выставки "Подруги".
Живопись, графика, театральные костюмы, дизайн тканей и конструкция женской одежды – интересы художниц были разнообразны и часто имели прикладной характер. Они меняли устоявшиеся правила и каноны. Так было, например, в книжном дизайне – одной из важных для Варвары Степановой сфер. Увлекаясь "визуальной поэзией", она писала стихотворения заумью, в духе футуристов, мечтала о новом языке на грани поэзии и изобразительного искусства, чтобы рисунок и живопись отражали звучание текста.
"Василий Катанян вспоминает замечательную историю, как Степанова на спор переверстала "Комсомольскую правду". Она приезжает ночью в редакцию с уже готовым набором и его перекладывает. Она делает акцентные шрифты, она немножко меняет заголовки, и в результате оказывается, что на полосу входит еще 30 процентов", – говорит Александра Данилова, куратор выставки.
Эти художницы своими работами формировали новое художественное мышление в каждой из областей, их идеи намного опередили время. И до сих пор – актуальны.
"Мы все время страдаем по поводу того, что мы чего-то не изобрели, что мы чего-то там у кого-то позаимствовали. На самом деле очень многое из того, что мы потом заимствовали, было придумано в России. Просто по каким-то причинам не было востребовано в тот момент, когда это было придумано. Когда люди ходят и говорят, вот они смотрят на манекен и говорят: "Я бы надела" – вот это как раз про это. Здесь половина вещей, которые совершенно спокойно можно сейчас сшить и в серию пустить", – уверена Елизавета Лихачева, директор ГМИИ им. Пушкина.
На стенах выставки – цитаты Варвары Степановой о ее коллегах по цеху, проявляющие личные оттенки отношений подруг. Все они – из ее книги с говорящим названием "Человек не может жить без чуда". Которое отлично описывает вообще все ее творчество.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии