Глоток шампанского, или Чем Новый год отличается от Рождества Христова. Елена Балаян
Для людей нецерковных или только начинающих жить церковной жизнью это столкновение дат бывает камнем преткновения. С одной стороны – Новый год со всеми его кулинарными и прочими радостями, с предновогодней сувенирно-продуктовой суетой; с другой – Рождественский пост. Здесь все уже мелькает, играет и празднует, там – все замерло в ожидании: «до первой звезды». Как же тут быть? Как это все, такое несовместимое, совместить? И что же это вообще за такая «несправедливость»?!..
Корпоративные пленники
Рождественский пост – он, конечно, не самый строгий. Мы ожидаем рождение Спасителя, а это такая радость, что можно немного и расслабиться. Все-таки Рождественский пост – не Великий, там и устав, и настрой совсем иной. Но при всем при этом надо собраться, потому что Рождественский пост – это тоже пост, без всяких «предновогодних» нюансов и поблажек.
Между тем жизнь такова, что «нюансов» вокруг хоть отбавляй. Весь мир готовится к Новому году, украшаются витрины, зажигаются огни, магазины переполняются товарами и покупателями, и так хочется принять во всем этом участие.
А корпоративы? Чего стоят одни только корпоративы! Если вы до сих пор не знали, что такое корпоратив, то знайте: корпоратив – это святое! Не пойти на корпоратив – значит, поставить себя вне коллектива и лишиться массы удовольствий, ведь стол на корпоративных праздниках всегда ломится от яств. Люди, быть может, за весь год не ели такой вкусной дорогой еды и не пили таких соблазнительных напитков…
На отказ от посещения мероприятия, столь скрепляющего, как принято думать, командный дух, коллеги и начальство реагируют соответствующе: «Как? Ты не пойдешь на корпоратив?! Ты с ума сошел (сошла)? Все нормальные люди идут на корпоратив!» «Пост? Какой пост? Ах, пост… » «Слушайте, не идти из-за поста на корпоратив это уже как-то совсем…Может, пора уже нашу Машу (Дашу, Ваню, Иван Иваныча) психиатру показывать? Ну, веришь ты – верь, но нельзя же так в религию ударяться!..»
На первых порах вас начинают усиленно «лечить», в надежде вернуть « к жизни, к коллективу», но со временем оставляют в покое: «Ну что с него взять? У всех свои тараканы…» «Это уж точно. Каждый сходит с ума по-своему…» Некоторые, вполне возможно, проявят к вам уважение, но не будут понимать, зачем вам это нужно? Какой в этом смысл? Люди, которые были вам близки, скорее всего, близкими и останутся. А может, и не останутся, начнут отдаляться. Не потому, что плохие, а потому что ваши внутренние центробежные силы перестанут совпадать и повлекут вас в разном направлении…
Во всем этом нет никакой трагедии, а есть лишь повод для радости. Но сейчас речь не об этом, не о восприятии нас окружающими. Скорей, наоборот – о нашем собственном восприятии происходящего вокруг нас.
На корпоративе ведь жизнь не кончается. Дальше – больше: Новый год!
Опять метель. И мается былое…
И тут уже надо оторваться «на всю катушку». Потому что Новый год – это вообще святое, еще «святее», чем корпоратив. Собственно, корпоратив – это был разогрев, генеральная репетиция.
Потом – каникулы, долгожданные десять дней, семь из которых приходятся на… самую строгую неделю Рождественского поста. А надо, между прочим, ходить в гости, есть все то, что приготовили родные и друзья, выпивать с ними, танцевать и петь в караоке «Владимирский централ – ветер северный». Ведь это и есть «настоящая жизнь», ведь так? И что? И будет все, как в рекламе? «А что же это у нас граф Суворов ничего не ест?!» «Ждем-с, матушка! До первой звезды!..»
Настоящая жизнь… А что это, собственно, такое? То ли это, о чем мы думаем? И точно ли мы что-то упускаем, отказываясь от признаков всего того, что с этой самой жизнью ассоциируется? Или приобретаем? Если да, то что? И вот еще важный вопрос: а что такое праздник? Где источник праздничной радости? Откуда она берется и куда исчезает? Почему после праздничного шума и веселья бывает так тоскливо возвращаться в нешумные и невеселые будни?
Чтобы ответить на эти вопросы, надо понять, чем Новый год отличается от Рождества.
О чем нам свидетельствует Новый год? Если смотреть на это событие сквозь прорези новогодней маски, украшенной блестками и придающей нашему лицу праздничную игривость и таинственность, то Новый год будет свидетельствовать нам о бесконечном обновлении жизни. О том, что жизнь продолжается и что следующий год будет лучше, чем уходящий. В то, что будет именно так, мы верим свято. И мы поднимаем за него тост, возлагая на него все наши надежды, все чаяния, всю нашу энергию и наше желание жить, все наши мечты о счастье, о волшебстве мы направляем туда – в новый год. Мы даже готовы съесть несъедобную бумажку, на которой под бой курантов написали заветное желание! И запить всю эту гадость шампанским. Как будто календарь волшебник и он может сотворить с нашей жизнью что-то такое, чего не можем мы сами…
Все это вполне простительно и объяснимо, ведь шампанское обманчиво и игриво, оно ударяет в голову – туда, где, по заверениям специалистов, должен находиться мозг… Но если задуматься трезво, сняв с себя остатки праздничной мишуры и серпантина, то мы поймем, что Новый год свидетельствует нам только об одном - о календарности нашей жизни. О том, что вот, еще один год прошел, за ним, даст Бог, наступит следующий, а сколько будет таких годов – никто не знает. Мы дадим себе труд признать, что жизнь наша вопреки количеству выпитых напитков и тостов не хорошеет с каждым годом и не становится похожей на сказку. Она просто продолжается – со всеми ее радостями, и трудностями, и год на год не приходится. Мы не дети и уже по опыту знаем, что волшебства не случится и что и тот, еще не наступивший, год тоже скоро пройдет, не успеешь и оглянуться, как снова надо будет пить…
Белка, новогодняя стрелка и собака Павлова
Мы не дети… Но тогда откуда в нас эта жажда праздника? Эта потребность в волшебстве? Эта вера в чудо? Посмотрите, ведь даже самые прозаичные прозаики и уставшие от жизни прагматики под новый год немножко преображаются и становятся детьми – кто насколько может. Ведь эту потребность нельзя игнорировать? Раз уж она в нас есть, то куда ее денешь?
Думается, что куда-то ее деть или пытаться от нее насильно избавиться было бы большой ошибкой. Если мы посмотрим в себя, то увидим, что потребность в празднике – одна из самых глубинных и естественных наших потребностей. Бог создал человека для радости, для праздника, для счастья, а вовсе не для того, чтобы человек «в поту своем зарабатывал хлеб свой насущный». Этот пот есть издержки свободы - свободы от Бога. Это естественный плод нашей божественной эмансипации, точно так же, как и болезни, и боль, и смерть. И даже само время – тот календарь, о котором мы так много говорили и на который возлагали так много неоправданных надежд – тоже следствие нашего отпадения от Бога, следствие греха.
Календарь не только не добр, он суров и бездушен. Эта жизненная круговерть, в которую мы однажды рождаемся и в которой, как белки в колесе, отчаянно барахтаемся, сама в себе не содержит источника радости. Да, в ней много приятных моментов, но еще больше неприятных. И что симптоматично – неприятных больше. Смерть сама по себе тоже вещь малоприятная, однако, именно на ней все остальные приятности и заканчиваются. Мысль несколько не новогодняя, но попробуйте с ней поспорить.
Даже белка рано или поздно устает радоваться каждому новому кругу. И ей уже не хочется на каждом новом круге делать счастливое лицо и пить шампанское, закусывая орешками. Даже собака Павлова устает реагировать на однообразно мигающую лампочку – собака она, в конце концов, или объект для экспериментов?! От этой круговерти рябит в глазах, от красной лампочки болят глаза…
Нет, можно, конечно, и по-другому сказать: что смысл бега белки по кругу – в самом беге, смысл процесса слюноотделения бедной замученной собаки - в самом процессе слюноотделения, а смысл жизни человека – в самом процессе жизни. И точка. С новым кругом вас, дорогие россияне, точнее, с новым годом…
Но человек – не собака и не белка, он - существо осмысленное, без смысла может сойти с ума. Но если время циклично и из круга нет выхода, то кто или что нас оттуда выдернет? И самое главное – как?
31 декабря не дает ответ на этот вопрос. В наших российских широтах ответ на этот вопрос дает 7 января. Потому что именно в этот день на свет родился Спаситель. По удачному «совпадению» родился как раз для того, чтобы нас спасти. От бессмысленного бега, от колеса, от круга, от календаря и бесконечного слюноотделения. Чтобы от календарной круговерти мы смогли пробиться к бытию, от поверхности нырнуть к глубине, от явления перейти к сущности, от калейдоскопа сменяющихся дней и ночей – прорваться к Первопричине.
Бог стал человеком, Он стал одним из нас. Как Он это сделал? Вот это чудо из чудес! Вот это точно повод для радости. Потому-то православные люди так берегут свое сердце и свои энергии для этого дня, чтобы не расплескать их по дороге. Потому что порадуешься на корпоративе, сильно осчастливишься в новогоднюю ночь, а к Рождеству-то что останется? Запасы радости в человеке не безграничны!
И когда нам говорят – а давайте откажемся от этого всего ради того, чтоб иметь возможность оторваться на корпоративе, то не безумен ли этот обмен? Сопоставимы ли масштабы? Когда нам говорят – вся просвещенная Европа, весь цивилизованный мир живет по новому календарю, и только эти мракобесы не хотят меняться, мне хочется у них спросить: а с какой стати? С чего вдруг я и вся моя, наша Церковь с ее огромной вековой историей будем «задрав штаны, бежать за комсомолом», если все мои, наши предки тысячу лет жили по этому календарю?
Я лично хочу чувствовать себя их частью, их ветвью. Я не хочу чувствовать себя пылинкой, занесенной неизвестно кем и откуда на просторы глобального мира. Я желаю праздновать Рождество в тот день, в который праздновали они. Я не хочу менять свои гены ради того, чтобы иметь счастливую возможность съесть салат оливье на 7 дней раньше срока вместе со всей страной. И никто из моих церковных друзей этого не хочет, и никто от этого не умирает. С какой, одним словом, стати мы будем, прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас…
Конечно, не все так категорично. Кто-то из верующих, постящихся людей вполне себе ходит на корпоративы и из уважения к коллегам ковыряется вилкой в тарелке, а ест только капусту да грибочки и еще немного рыбку, благо пост не строгий. Кто-то вполне может поднять с родными бокал шампанского, чтобы те не обижались. И, разумеется, мир под христиан прогибаться не будет, он будет идти своим чередом. Но что это меняет? Наша внутренняя установка, наш стержень остается с нами. С нами остается наш Господь, который хрупким незащищенным Младенцем пришел в этот мир, и сердце замирает от умиления, созерцая эту картину.
Советский Союз. Перезагрузка
Может показаться парадоксальным, но вся эта светская радость тостов, подарков и огней, это новогоднее ожидание чуда суть радость и ожидание рождественские. Они у нашего народа в генах. Просто в советский период эта рождественская энергия ожидания была перенаправлена в другое русло – русло светского Нового года. Наша новогодняя елка, к которой мы так привыкли, это ведь тоже елка рождественская. А звезда на ее верхушке – звезда Вифлеемская. Подарки – это те самые дары волхвов. Советские власти поняли, что уничтожить все это в народе нереально, поэтому они решили просто сменить вывеску.
Почему мы так любим, до сих пор ведь любим, смотреть «Иронию судьбы»? Потому, что этот фильм удовлетворяет нашу потребность в чуде. Без христианской риторики, без прямых ссылок на Бога и Его промысел, вполне себе в советской стилистике он обращается к нашему рождественскому ожиданию чуда, смещенному в сторону Нового года. Герои фильма в обычной повседневной жизни никогда бы не нашли друг друга, но мы верим, что в Новый год это возможно и это происходит. Их жизнь меняется чудесным образом, в результате новогоднего переполоха все в их жизни встает на свои места. По сути это рождественская сказка в стиле О’Генри, перенесенная на советскую почву.
Признаться, я до сих пор люблю Новый год во многом из-за «Иронии судьбы». За окном уже летают петарды, а ты садишься тихо на диван и погружаешься в этот незамысловатый, но такой знакомый и трогательный сюжет, в мир удивительной лирики, музыки, поэзии, в мир таких удивительно целомудренных переживаний этих по сути уже очень взрослых людей, их надежд, тоски, одиночества, их любовных мечтаний. Словно проживаешь с героями целую жизнь…
В прежние века все было логично: сначала 7-го января Светлое Христово Рождество, потом 13-го Новый год, теперь он у нас числится как Старый Новый. Так, приоритеты были очевидны: Рождество всегда было главным. Но наше сознание старательно меняли, выхолащивая из него воспоминания о Рождестве, о чуде, а чтобы воспоминания стерлись скорее, заставили жить по новому календарю. Наши советские бабушки и дедушки, мамы и папы не виноваты, что стали частью этого эксперимента. Они тоже наши корни и мы должны их чтить. Но у нас-то есть шанс вернуться к истокам, восстановить историческую справедливость. Мы можем начать радоваться тому, чему действительно стоит радоваться. Нас ведь уже никто не заставляет видеть в Вифлеемской звезде на нашей елке звезду на Спасской башне Кремля! Мы можем выбирать, каким видеть этот мир, мы совершенно свободны. Мы не обязаны радоваться по команде и по команде горевать. Мы имеем право на свой ритм жизни.
И когда со временем понимаешь, насколько бесценнее все то, что связано с Рождением Спасителя, с Его Днем рождения, то и прежних своих новогодних переживаний становится не жалко. Ведь этому есть такая замена!
А как же «Ирония судьбы»? Неужели и с ней придется расстаться? А «Иронию судьбы» у нас никто не отнимал. Пусть остается! Вместе с маленьким глотком доброго советского шампанского…
Газета «Саратовская панорама» № 50 (927), 2013 г.
https://eparhia-saratov.ru/Articles/glotok-shampanskogo-ili-chem-novyjj-...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии