Глоток шампанского, или Чем Новый год отличается от Рождества Христова. Елена Балаян

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Для людей нецерковных или только начинающих жить церковной жизнью это столкновение дат бывает камнем преткновения. С одной стороны – Новый год со всеми его кулинарными и прочими радостями, с предновогодней сувенирно-продуктовой суетой; с другой – Рождественский пост. Здесь все уже мелькает, играет и празднует, там – все замерло в ожидании: «до первой звезды». Как же тут быть? Как это все, такое несовместимое, совместить? И что же это вообще за такая «несправедливость»?!..

Корпоративные пленники

Рождественский пост – он, конечно, не самый строгий. Мы ожидаем рождение Спасителя, а это такая радость, что можно немного и расслабиться.  Все-таки Рождественский пост – не Великий, там и устав, и настрой совсем иной. Но при всем при этом надо собраться, потому что Рождественский пост – это тоже пост, без всяких «предновогодних» нюансов и поблажек.

Между тем жизнь такова, что «нюансов» вокруг хоть отбавляй. Весь мир готовится к Новому году, украшаются витрины, зажигаются огни, магазины переполняются товарами и покупателями, и так хочется принять во всем этом участие.

А корпоративы? Чего стоят одни только корпоративы! Если вы до сих пор не знали, что такое корпоратив, то знайте: корпоратив – это святое! Не пойти на корпоратив – значит, поставить себя вне коллектива и лишиться массы удовольствий, ведь стол на корпоративных праздниках всегда ломится от яств. Люди, быть может, за весь год не ели такой вкусной дорогой еды и не пили таких соблазнительных напитков…

На отказ от посещения мероприятия, столь скрепляющего, как принято думать, командный дух, коллеги и начальство реагируют соответствующе: «Как? Ты не пойдешь на корпоратив?! Ты с ума сошел (сошла)? Все нормальные люди идут на корпоратив!» «Пост? Какой пост? Ах, пост… » «Слушайте, не идти из-за поста на корпоратив это уже как-то совсем…Может, пора уже нашу Машу (Дашу, Ваню, Иван Иваныча) психиатру показывать? Ну, веришь ты  – верь, но нельзя же так в религию ударяться!..»

На первых порах вас начинают усиленно «лечить», в надежде вернуть « к жизни, к коллективу», но со временем оставляют в покое: «Ну что с него взять? У всех свои тараканы…» «Это уж точно. Каждый сходит с ума по-своему…» Некоторые, вполне возможно, проявят к вам уважение, но не будут понимать, зачем вам это нужно? Какой в этом смысл? Люди, которые были вам близки, скорее всего, близкими и останутся. А может, и не останутся, начнут отдаляться. Не потому, что плохие, а потому что ваши внутренние центробежные силы перестанут совпадать и повлекут вас в разном направлении…

Во всем этом нет никакой трагедии, а есть лишь повод для радости. Но сейчас речь не об этом, не о восприятии нас окружающими. Скорей, наоборот – о нашем собственном восприятии происходящего вокруг нас.

На корпоративе ведь жизнь не кончается. Дальше – больше: Новый год!

Опять метель. И мается былое…

И тут уже надо оторваться «на всю катушку». Потому что Новый год – это вообще святое, еще «святее», чем корпоратив. Собственно, корпоратив – это был разогрев, генеральная репетиция.

Потом – каникулы, долгожданные десять дней, семь из которых приходятся на… самую строгую неделю Рождественского поста. А надо, между прочим, ходить в гости, есть все то, что приготовили родные и друзья, выпивать с ними, танцевать и петь в караоке «Владимирский централ – ветер северный». Ведь это и есть «настоящая жизнь», ведь так? И что? И будет все, как в рекламе? «А что же это у нас граф Суворов ничего не ест?!» «Ждем-с, матушка! До первой звезды!..»

Настоящая жизнь… А что это, собственно, такое? То ли это, о чем мы думаем? И точно ли мы что-то упускаем, отказываясь от признаков всего того, что с этой самой жизнью ассоциируется? Или приобретаем? Если да, то что? И вот еще важный вопрос: а что такое праздник? Где источник праздничной радости? Откуда она берется и куда исчезает? Почему после праздничного шума и веселья бывает так тоскливо возвращаться в нешумные и невеселые будни?

Чтобы ответить на эти вопросы, надо понять, чем Новый год отличается от Рождества.

О чем нам свидетельствует Новый год? Если смотреть на это событие сквозь прорези новогодней маски, украшенной блестками и придающей нашему лицу праздничную игривость и таинственность, то Новый год будет свидетельствовать нам о бесконечном обновлении жизни. О том, что жизнь продолжается и что следующий год будет лучше, чем уходящий. В то, что будет именно так, мы верим свято. И мы поднимаем за него тост, возлагая на него все наши надежды, все чаяния, всю нашу энергию и наше желание жить, все наши мечты о счастье, о волшебстве мы направляем туда – в новый год. Мы даже готовы съесть несъедобную бумажку, на которой под бой курантов написали заветное желание! И запить всю эту гадость шампанским. Как будто календарь волшебник и он может сотворить с нашей жизнью что-то такое, чего не можем мы сами…

Все это вполне простительно и объяснимо, ведь шампанское обманчиво и игриво, оно ударяет в голову – туда, где, по заверениям специалистов, должен находиться мозг… Но если задуматься трезво, сняв с себя остатки праздничной мишуры и серпантина, то мы поймем, что Новый год свидетельствует нам только об одном - о календарности нашей жизни. О том, что вот, еще один год прошел, за ним, даст Бог, наступит следующий, а сколько будет таких годов – никто не знает. Мы дадим себе труд признать, что жизнь наша вопреки количеству выпитых напитков и тостов не хорошеет с каждым годом и не становится похожей на сказку. Она просто продолжается – со всеми ее радостями, и трудностями, и год на год не приходится. Мы не дети и уже по опыту знаем, что волшебства не случится и что и тот, еще не наступивший, год тоже скоро пройдет, не успеешь и оглянуться, как снова надо будет пить…

Белка, новогодняя стрелка и собака Павлова

Мы не дети… Но тогда откуда в нас эта жажда праздника? Эта потребность в волшебстве? Эта вера в чудо? Посмотрите, ведь даже самые прозаичные прозаики и уставшие от жизни прагматики под новый год немножко преображаются и становятся детьми – кто насколько может. Ведь эту потребность нельзя игнорировать? Раз уж она в нас есть, то куда ее денешь?

Думается, что куда-то ее деть или пытаться от нее насильно избавиться было бы большой ошибкой. Если мы посмотрим в себя, то увидим, что потребность в празднике – одна из самых глубинных и естественных наших потребностей. Бог создал человека для радости, для праздника, для счастья, а вовсе не для того, чтобы человек «в поту своем зарабатывал хлеб свой насущный». Этот пот есть издержки свободы - свободы от Бога. Это естественный плод нашей божественной эмансипации, точно так же, как и болезни, и боль, и смерть. И даже само время – тот календарь, о котором мы так много говорили и на который возлагали так много неоправданных надежд – тоже следствие нашего отпадения от Бога, следствие греха.

Календарь не только не добр, он суров и бездушен. Эта жизненная круговерть, в которую мы однажды рождаемся и в которой, как белки в колесе, отчаянно барахтаемся, сама в себе не содержит источника радости. Да, в ней много приятных моментов, но еще больше неприятных. И что симптоматично – неприятных больше. Смерть сама по себе тоже вещь малоприятная, однако, именно на ней все остальные приятности и заканчиваются. Мысль несколько не новогодняя, но попробуйте с ней поспорить.

Даже белка рано или поздно устает радоваться каждому новому кругу. И ей уже не хочется на каждом новом круге делать счастливое лицо и пить шампанское, закусывая орешками. Даже собака Павлова устает реагировать на однообразно мигающую лампочку – собака она, в конце концов, или объект для экспериментов?! От этой круговерти рябит в глазах, от красной лампочки болят глаза…

Нет, можно, конечно, и по-другому сказать: что смысл бега белки по кругу – в самом беге, смысл процесса слюноотделения бедной замученной собаки - в самом процессе слюноотделения, а смысл жизни человека – в самом процессе жизни. И точка. С новым кругом вас, дорогие россияне, точнее, с новым годом…

Но человек – не собака и не белка, он - существо осмысленное, без смысла может сойти с ума. Но если время циклично и из круга нет выхода, то кто или что нас оттуда выдернет? И самое главное – как?

31 декабря не дает ответ на этот вопрос. В наших российских широтах ответ на этот вопрос дает 7 января. Потому что именно в этот день на свет родился Спаситель. По удачному «совпадению» родился как раз для того, чтобы нас спасти. От бессмысленного бега, от колеса, от круга, от календаря и бесконечного слюноотделения. Чтобы от календарной круговерти мы смогли пробиться к бытию, от поверхности нырнуть к глубине, от явления перейти к сущности, от калейдоскопа сменяющихся дней и ночей – прорваться к Первопричине. 

Бог стал человеком, Он стал одним из нас. Как Он это сделал? Вот это чудо из чудес! Вот это точно повод для радости. Потому-то православные люди так берегут свое сердце и свои энергии для этого дня, чтобы не расплескать их по дороге. Потому что порадуешься на корпоративе, сильно осчастливишься в новогоднюю ночь, а к Рождеству-то что останется? Запасы радости в человеке не безграничны!

И когда нам говорят – а давайте откажемся от этого всего ради того, чтоб иметь возможность оторваться на корпоративе, то не безумен ли этот обмен? Сопоставимы ли масштабы? Когда нам говорят – вся просвещенная Европа, весь цивилизованный мир живет по новому календарю, и только эти мракобесы не хотят меняться, мне хочется у них спросить: а с какой стати? С чего вдруг я и вся моя, наша Церковь с ее огромной вековой историей будем «задрав штаны, бежать за комсомолом», если все мои, наши предки тысячу лет жили по этому календарю?

Я лично хочу чувствовать себя их частью, их ветвью. Я не хочу чувствовать себя пылинкой, занесенной неизвестно кем и откуда на просторы глобального мира. Я желаю праздновать Рождество в тот день, в который праздновали они. Я не хочу менять свои гены ради того, чтобы иметь счастливую возможность съесть салат оливье на 7 дней раньше срока вместе со всей страной. И никто из моих церковных друзей этого не хочет, и никто от этого не умирает. С какой, одним словом, стати мы будем, прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас…

Конечно, не все так категорично. Кто-то из верующих, постящихся людей вполне себе ходит на корпоративы и из уважения к коллегам ковыряется вилкой в тарелке, а ест только капусту да грибочки и еще немного рыбку, благо пост не строгий. Кто-то вполне может поднять с родными бокал шампанского, чтобы те не обижались. И, разумеется, мир под христиан прогибаться не будет, он будет идти своим чередом. Но что это меняет? Наша внутренняя установка, наш стержень остается с нами. С нами остается наш Господь, который хрупким незащищенным Младенцем пришел в этот мир, и сердце замирает от умиления, созерцая эту картину.

Советский Союз. Перезагрузка

Может показаться парадоксальным, но вся эта светская радость тостов, подарков и огней, это новогоднее ожидание чуда суть радость и ожидание рождественские. Они у нашего народа в генах. Просто в советский период эта рождественская энергия ожидания была перенаправлена в другое русло – русло светского Нового года. Наша новогодняя елка, к которой мы так привыкли, это ведь тоже елка рождественская. А звезда на ее верхушке – звезда Вифлеемская. Подарки – это те самые дары волхвов. Советские власти поняли, что уничтожить все это в народе нереально, поэтому они решили просто сменить вывеску.

Почему мы так любим, до сих пор ведь любим, смотреть «Иронию судьбы»? Потому, что этот фильм удовлетворяет нашу потребность в чуде. Без христианской риторики, без прямых ссылок на Бога и Его промысел, вполне себе в советской стилистике он обращается к нашему рождественскому ожиданию чуда, смещенному в сторону Нового года. Герои фильма в обычной повседневной жизни никогда бы не нашли друг друга, но мы верим, что в Новый год это возможно и это происходит. Их жизнь меняется чудесным образом, в результате новогоднего переполоха все в их жизни встает на свои места. По сути это рождественская сказка в стиле О’Генри, перенесенная на советскую почву.

Признаться, я до сих пор люблю Новый год во многом из-за «Иронии судьбы». За окном уже летают петарды, а ты садишься тихо на диван и погружаешься в этот незамысловатый, но такой знакомый и трогательный сюжет, в мир удивительной лирики, музыки, поэзии, в мир таких удивительно целомудренных переживаний этих по сути уже очень взрослых людей, их надежд, тоски, одиночества, их любовных мечтаний. Словно проживаешь с героями целую жизнь…

В прежние века все было логично: сначала 7-го января Светлое Христово Рождество, потом 13-го Новый год, теперь он у нас числится как Старый Новый. Так, приоритеты были очевидны: Рождество всегда было главным. Но наше сознание старательно меняли, выхолащивая из него воспоминания о Рождестве, о чуде, а чтобы воспоминания стерлись скорее, заставили жить по новому календарю. Наши советские бабушки и дедушки, мамы и папы не виноваты, что стали частью этого эксперимента. Они тоже наши корни и мы должны их чтить. Но у нас-то есть шанс вернуться к истокам, восстановить историческую справедливость. Мы можем начать радоваться тому, чему действительно стоит радоваться. Нас ведь уже никто не заставляет видеть в Вифлеемской звезде на нашей елке звезду на Спасской башне Кремля! Мы можем выбирать, каким видеть этот мир, мы совершенно свободны. Мы не обязаны радоваться по команде и по команде горевать. Мы имеем право на свой ритм жизни.

И когда со временем понимаешь, насколько бесценнее все то, что связано с Рождением Спасителя, с Его Днем рождения, то и прежних своих новогодних переживаний становится не жалко. Ведь этому есть такая замена!

А как же «Ирония судьбы»? Неужели и с ней придется расстаться? А «Иронию судьбы» у нас никто не отнимал. Пусть остается! Вместе с маленьким глотком доброго советского шампанского…

Газета "Саратовская панорама" № 50 (927)

http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013-12-30-00-31-01-chem-noviy-god-otlichaetsya-ot-rojdestva