Главные добродетели человечества. Ольга Немчикова
Вряд ли кто-нибудь будет спорить, что вера, надежда и любовь – основа человеческой жизни. Даже у самого закоренелого и опустившегося преступника где-то в глубине души живо хотя бы одно из этих чувств: надежда. На прощение, на лучшую жизнь, на помилование, на примирение с самим собой и Богом. А там, глядишь, недалеко уже до веры и любви.
София – дело особое. Мудрость не просто дается, и не каждому – далеко не всякому она и нужна, многим значительно легче без этого отягощающего явления. Однако в истории реальных женщин, мучениц Веры, Надежды, Любви и их матери Софии, нельзя разорвать эту связь, эти святые всегда вместе.
Их житие – история, которая с неимоверным трудом принимается сознанием. И дело вовсе не в том, что наше время как-то излишне ценит человеческую жизнь? или слишком скептически относится к такому явлению, как христианская вера, или ставит во главу угла больше материальные, чем духовные ценности. Нет, описание такой короткой, но такой яркой жизни трех святых девочек леденит кровь именно этим сочетанием: короткая по сроку и яркая по содержанию жизнь. Только вот содержание досталось мученическое, при этом с изощренной фантазией мучителей и неизмеримым, невместимым человеческим разумением и мужеством матери…
***
Во II веке нашей эры, с 117 по 138 год в Риме правил император Адриан, известный не только своими государственными заслугами, но и тем, что его любовником был юноша Антиной, утонувший в реке Нил и не просто обожествленный Адрианом, но ставший последним богом уходящего античного пантеона. Вот к этому-то императору и прилетел донос от итальянского наместника Антиоха о том, что благочестивая вдова София из Милана исповедует христианскую веру и трех своих дочерей воспитывает согласно христианским заповедям. Император разгневался и вызвал семью в Рим, не особо скрывая конечную цель их путешествия.
Мать и дочери прибыли к месту назначения – и все три девочки, невзирая на то, что младшей из них, Любови, было всего 9 лет, а старшая, Вера, достигла 12-летнего возраста, прекрасно понимали, куда они приехали и что их ждет. Сначала император Адриан был довольно любезен и просто предлагал прибывшему семейству поклониться и воздать почести милой его сердцу богине охоты Артемиде. После решительного отказа со стороны Софии и ее дочерей предложил в обмен на это поклонение богатые дары, но и это не принесло успеха – впрочем, надо сказать, особо император на согласие и не рассчитывал. Была предпринята попытка отделить детей от матери и ее влияния – Вера, Надежда и Любовь по приказу Адриана были отправлены к одной знатной и известной язычнице, которая пыталась склонить девочек к отречению от Христа то уговорами, то ласками, то угрозами, а то даже религиозными спорами. Всё было безуспешно: отроковицы твердо стояли на своем, их вера была глубокой и искренней и не зависела от того, есть рядом с ними мама или нет.
Язычница опустила руки, и девочки снова предстали перед Адрианом. В ход пошли угрозы, но Вера, Надежда и Любовь были непреклонны в своей вере. Поняв, что словами ничего не добиться, император отдал приказ, чтобы трех девочек жестоко мучили на глазах их матери. Их жгли на раскаленной решетке, опускали в чан с кипящей смолой, бросали в огненную печь, но все было напрасно: святые девочки оставались тверды в своей вере, а Господь помогал им оставаться стойкими и чудесным образом хранил от смерти. Извращенная фантазия мучителей простиралась далеко – так, например, самую младшую из сестер, 9-тилетнюю Любовь, привязали к колесу и били палками до тех пор, пока ее тело не стало одной сплошной кровавой раной. Мать была вынуждена смотреть на мучения своих дочерей, но из ее уст были слышны только слова поддержки и хвала Господу. На глазах Софии мучители, устав от бесплодных усилий, обезглавили отроковиц, но духовная радость матери была несравнима ни с чем: она понимала, что ее дочери удостоились мученического венца и Царствия Божия.
Император Адриан прекрасно понимал, что материнское сердце все равно страдает, даже при самой сильной радости небесной. Чтобы продлить мучения стойкой женщины, он приказал своим слугам выдать ей тела ее дочерей, чтобы она сама занималась их погребением. Страдающая София погрузила своих мертвых девочек в ковчег и отправилась со своей скорбной ношей за город, где и похоронила святые тела на холме. После этого она провела два дня рядом с их могилами, скорбя, радуясь и молясь Господу. На третий день Он принял и ее душу тоже.
Церковь причислила девочек-мучениц к лику святых, прославляя в один день вместе с ними и их страдалицу-мать. С 777 года мощи всех четверых хранятся в эльзасской церкви Эшо.
***
Современные реалии слишком многое меняют в системе ценностей. Приметами времени является совсем уж ярый феминизм и чаще всего неразумная ювенальная юстиция – то, чему нет никакого места в этой страшной, подчас жестокой, но счастливой для каждого понимающего христианина истории веры, надежды и любви – то есть, мудрости.
Самое страшное, самое безбожное время не отказывалось от трех этих добродетелей. Да, веру в Бога можно было заменять верой в правителя, придавать любви какие-то макабрические порой краски, а надежду возводить на пьедестал такой вышины, что он словно заменял два предыдущих чувства. Но даже самое извращенное сознание понимает, что вера, надежда и любовь являются неотъемлемыми стремлениями, потребностями и способностями человека – и даже не столь важно, верит он в наличие души или только в торжество разума. В конце концов, на то это и главные добродетели.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии