Генрих VIII, Анна Болейн и Англиканская церковь: история одного раскола. Протоиерей Владимир Долгих
Имя Анны Болейн известно всему миру. Однако не все знают, что оно связано с появлением Англиканской церкви. Какой же урок можно извлечь из этой печальной истории?
19 мая 1536 года в Лондоне была казнена Анна Болейн – супруга короля Англии Генриха VIII из династии Тюдоров. Как известно, не особо продолжительное увлечение второй из шести жен этого «любвеобильного» монарха окончившееся отрубанием ее головы, послужило формальной причиной разрыва общения, изначально довольно ревностного католика, с папским престолом и создания Англиканской церкви.
В определенной мере, познание основ вероучения различных еретиков позволяет глубже осознать, каким сокровищем обладаем мы, православные. Поэтому об этой ветви протестантизма и стоит сказать несколько слов.
С чего все началось
Генрих VIII — отец англиканской церкви. Портрет работы Ганса Гольбейна Младшего. Фрагмент. Фото: wikipedia.org
Безусловно, образование Англиканской церкви не было делом одного дня. Еще в XIV столетии идеи, похожие на те, которые впоследствии распространял Мартин Лютер, высказал Джон Уиклиф. Однако он так и вошел в историю как предтеча Реформации. Самые решительные действия, как было сказано, предпринял именно Генрих VIII.
А началось все с того, что монарх взял себе в жены вдовствующую супругу своего старшего брата Артура, принца Уэльского Екатерину Арагонскую. Для заключения этого брака понадобилось особое разрешение римского первосвященника. Через 17 лет он увлекся фрейлиной королевы Анной Болейн. Генрих ищет повод для расторжения брака и пытается подтолкнуть папу Климента VII, как раз на основании тех самых родственных связей, признать союз с Екатериной недействительным. Понтифик отказывает пойти на поводу у похотливого монарха, но в 1533 году брак аннулирует тогдашний архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер.
Не смотря на то, что он занял эту должность по желанию короля и с одобрения папы, в душе Кранмер был горячим сторонником реформации, а историческая обстановка только способствовала ее реализации. Послушный архиепископу собор удовлетворяет все брачные пожелания Генриха VIII и объявляет о выходе Англиканской церкви из-под подчинения папе Римскому.
С 1529 по 1536 гг., по инициативе короля, парламент принимает ряд законов ограничивающих влияние, юрисдикцию и финансовые права католиков.
Политический протест
Томас Кранмер – идейный вдохновитель церковной реформы. Фото: wikipedia.org
Как мы помним, к XVI веку у латинян действительно назрел немалый ворох различных проблем, спровоцировавший целую волну реформаторских движений в Германии, Франции, Чехии, Швейцарии и пр. Но только вот Англиканская церковь здесь выделяется, так как ее «протест» носил более политическую, нежели религиозную окраску. Церковный переворот на туманном Альбионе первоначально заключался только лишь в отвержении папской власти и провозглашении короля главой церкви. Это потом уже английские реформаторы взялись за вероучительные вопросы.
Честно говоря, все эта история выглядит весьма неприглядно. Я понимаю, что в различные исторические эпохи политика вторгалась в церковные дела, но здесь это носит какой-то тотальный характер и это притом, что католические священнослужители добровольно подчиняют себя светской власти, идя на поводу у похотливого короля.
Жизнь и смерть монарха
Екатерина Говард – пятая жена Генриха. Фото: wikipedia.org
Так грубо говорить об английском монархе меня подталкивают образ его жизни и смерти. Из шести жен Генриха VIII Анне Болейн и Екатерине Говард были отрублены головы. Екатерина Арагонская, не признавшая развод, скиталась по ссылкам. Джейн Сеймур умерла при родах. За неудачный брак с Анной Клевской головы лишился Томас Кромвель. И только Екатерина Парр прожила более спокойную жизнь и даже пережила своего мужа.
Ясно дело, что официальными женами блудные связи короля не ограничивались. С определенной долей вероятности можно сказать, что за развратную жизнь Бог послал Генриху VIII тяжелую смерть. Ко времени заключения брака со своей шестой супругой король сильно ожирел и мог передвигаться лишь при помощи специальных механизмов. Считается, что причиной тому послужила полученная им во время охоты рана, в которую попала инфекция, препятствовавшая ее заживлению. Также у короля развилась подагра, а впоследствии и сильная депрессия, из-за чего монарх стал крайне деспотичен. К концу жизни все его тело покрыли болезненные опухоли и в 1547 году, в возрасте 55 лет, он скончался.
Таков вот был отец-основатель Англиканской церкви. Каким же на его фоне святым представляется мне равноапостольный князь Владимир. Даже не смотря на его дохристианскую жизнь, сравнивать историю жизни и смерти святого крестителя Руси с историей жизни и смерти короля Англии просто невозможно.
Англиканский символ веры: 39 пунктов противоречий
Естественно, что с таким началом какого-то качественного духовного и вероучительного роста ожидать не приходится. Догматическая система англикан прошла несколько стадий своего развития на протяжении царствования того же Генриха VIII, а также Эдуарда VI и королев Марии и Елизаветы.
Возьмем, к примеру, англиканский символ веры. Многие его члены выражены двусмысленно и неопределенно, заключают в себе и лютеранские, и кальвинистские, и католические элементы. Рассмотрим некоторые из них.
«Мы признаёмся праведными перед Богом только благодаря заслугам Господа и Спасителя Иисуса Христа через веру, а не нашими делами или заслугами», – говорится в 11-м члене. Таким образом, англикане полностью отвергают необходимость совершения добрых дел для спасения, достаточно лишь уверовать и все.
Конечно же, они не признают Священного Предания, считая Священное Писание единственным источником вероучения, вот как об этом говорится в 6 пункте их символа: «Священное Писание содержит всё, необходимое для спасения. Таким образом, нельзя требовать от человека, чтобы он веровал или считал необходимым для спасения то, что не содержится в Писании или не может быть доказано на основании Писания». Естественно тот факт, что авторитет Предания легко доказывается ссылками на Писание, ими остается незамеченным. Отсюда уже истекает отвержение почитания икон, святых и мощей. Из всех таинств англикане признают только два – Крещение и Евхаристию. Остальные же таинства нельзя считать таковыми, так как «они возникли как в результате искажения апостольской веры, так и в силу обычных жизненных обстоятельств, дозволенных Писаниями» (п. 25).
Вполне естественно, что такое нагромождение вероисповедных формулировок (у них аж 39 пунктов символа), да еще и позаимствованных у других деноминаций, да еще и «пересыпанных» собственными измышлениями, не могло не привести к их внутренней противоречивости.
Вот, например, берем 21 пункт и читаем следующую формулировку: «Вселенские соборы не могут быть созваны без указания и воли правителей. Будучи созваны, эти соборы, являясь собранием людей, не всегда водимых Духом и словом Божиим, могут ошибаться и иногда ошибались, даже в вопросах о Боге», – при этом, в предыдущем члене идет речь об авторитете Церкви: «Церковь имеет право устанавливать обряды и церемонии, а также обладает авторитетом в спорах о вере». И как, спрашивается, согласовать эти положения?
* * *
О несуразностях и откровенных ересях англиканского вероисповедания можно говорить еще долго и довольно подробно, но для этого есть соответствующая литература. Здесь же хотелось бы как-то отобразить общую картину, а для этого нельзя не коснуться современного состояния церкви Англии. Вспомним пословицу: «Как начнешь, так и закончишь». Нельзя сказать, что рассматриваемая нами деноминация «закончила» физически, но она точно «закончила» морально. Точнее она и «начинала» не особо нравственно, а сейчас ситуация только усугубляется.
Преподобная Роуз Хадсон Уилкен, епископ Доверский. Фото: irishcatholic.com
Отвержение Священного Предания, а отсюда и свободная трактовка Писания, а также подчинение светской власти и, соответственно, подверженность «модным» веянием современного общества не могли не отразиться на жизни англиканской церкви. Еще в середине ХХ века у них началось обсуждение возможности введения женщин в литургическую жизнь, т.е. попросту «рукоположения» женщин в «священники». В итоге, в 1994 году Роуз Хадсон Уилкен стала первой женщиной принявшей «сан», а в 2015 «преподобная» Либби Лейн была уже удостоена «архиерейства». Естественно не обошла англикан и тема однополых браков, которые они считают нормальными, а потому в 2013 году и извращенцев стали допускать к «рукоположениям».
Все это не может не вызывать отвращения, но справедливости ради скажу, что чувство омерзения описанные факты возбуждают не только у нас, православных, наблюдающих со стороны, но и у самих англикан. Поэтому напоследок расскажу маленькую историю.
Среди студентов заочной формы обучения Киевской духовной семинарии есть священник Сергий Мироненко – де-факто настоятель храма в честь преподобного Колмана Оговальского в городке Страдбалли в Ирландии. Именно он рассказал мне, что этот храм – первый на территории острова, задуманный и основанный именно как православный. Инициатором его строительства выступил коренной ирландец с чудесным православным именем – Адриан Косби. Изначально он был англиканином, но после описанных нововведений и прочих негативных тенденций понял, что так дальше нельзя.
После определенного времени духовных поисков Адриан принимает Православие. Возникает необходимость строительства храма, тут же находится и участок земли, и ирландский господин Андрю Бонд, который его выкупает и дарит в собственность РПЦЗ, сам при этом становиться диаконом на приходе. Так, постепенно, была сформирована православная община в городке Страдбалли, существующая и по сей день.
Как видим, если человек искренне ищет Истину, то Господь ради него разрушит и самые непреодолимые преграды. Дай Бог, чтоб мы, православные, умели ценить то сокровище, которым обладаем, а среди них, англикан, было побольше таких людей как неприметный православный ирландец Адриан Косби.
https://spzh.news/ru/istorija-i-kulytrua/71503-genrih-viii-anna-bolejn-i...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии