Где равнодушие, там молчаливое одобрение зла

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

 22 октября — память праведных Авраама и Лота

Мы знаем из книги Бытия о гибели Содома и спасении Лота. Все начинается с молитвы Авраама, который взывает ко Господу, чтобы Он не погубил праведников вместе с грешниками. Если найдется в этих городах хотя бы десять праведников, то Господь ради них пощадит эти города.
 
Нам открывается одна из самых страшных картин Священной истории. Небесные вестники, ангелы, приходят к Лоту. Он убеждает их остаться в его доме. Этот дом окружают жители Содома, разжигаемые противоестественной похотью, и требуют, чтобы тот вывел к ним прекрасных пришельцев. Перед нами поругание святого гостеприимства, неслыханное оскорбление ангелов. Эта мерзость противоестественной похоти определяет судьбу городов Содома и Гоморры. С гибелью этих городов, посылаемой с небес, мы видим одновременно спасение Лота с семейством, выходящего из огня. Спасаются все, кроме жены Лота, которая медлит и оглядываясь назад превращается в соляной столп. Так «вспомнил Бог об Аврааме и выслал Лота из среды истребления» (Быт. 19, 29). Это событие, как бы далеко ни отстояло оно от нас, очень близко к нашим временам. Сам Христос говорит, что последние времена будут подобными временам Лота.
 
Праведный Лот жил среди зла. Он ежедневно мучился в своей душе, видя нечестие, которое творилось вокруг. Безопасность нашей души зависит от того, насколько способна она реагировать на грех и содрогаться от мерзости греха. Всякий нормальный человек, когда он в первый раз совершает тяжкий грех, с ужасом смотрит на то, что он натворил. Но проходит время, и потрясение ослабевает. И если случится повторение этого греха, душа реагирует уже не так, потому что она утратила нечто в способности восприятия греха как ужаса. А если грех повторяется еще и еще раз, то человек постепенно начинает воспринимать его уже как обычное явление. И не ужасается.
 
Мы видим, что сегодня в мире есть много, чему можно ужасаться. Неслыханному развращению молодежи и детей, которое порой можно сравнить с Содомом и Гоморрой, только масштабы иные. Жестоким экспериментам над целыми народами, обрекающим их на вымирание. По существу, идет небывалая война против нашей России и православия. Снова на наших глазах совершается попытка узаконивания содома — уничтожение человека в личности, в семье, в народе.
 
Но самая большая трагедия заключается даже не в этом. Люди привыкают к любому непотребству как к нормальному обыденному явлению. Эта опасность — не только для миллионов погибающих душ, а для тебя лично, если ты утратил способность реагировать на зло и на грех. Мы должны услышать гневное слово пророка Исаии: «Когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу. Перестаньте делать зло; научитесь делать добро» (Ис. 1, 15—17). Ибо где равнодушие — там молчаливое одобрение зла.
 
И вот что самое существенное. Лот жил среди зла, и не заразился им. Он жил в Содоме, и остался верен Богу. Это напоминание каждому из нас, как мы должны жить, и как мы можем спастись. Наступает такое время, когда душа может быть сохранена от заражения грехом, только если она будет причастна благодати Божией. Это единственное противоядие тому смраду, который окружает нас в мире.
 
И мы не должны быть рабами среды, в которой живем. Христиане призваны видеть то, что происходит в мире, и называть вещи своими именами. Не закрывать глаза на грозящее многим гибелью зло. Мы должны быть способными сострадать каждому человеку. Но живя в мире, мы должны быть не от мира. Может наступить такое время, когда зло достигнет своего предела, и потребуется полный разрыв с той средой, в которой мы живем. Для самой этой среды будет невыносимо наше пребывание среди нее. По этой причине бывают гонения на Церковь.
 
Это время, согласно Писанию, неизбежно снова придет. И мы должны быть готовыми выйти из этой среды, помня пример жены Лотовой. Она замедлила, у нее не хватило мужества совершить полный разрыв с растленной средой. И потому она погибла.
 
В повествовании о гибели Содома и Гоморры есть одно изумительное место. Когда Лот медлил — он тоже медлил, как и жена его, — святые ангелы взяли его за руку. Бывают обстоятельства, когда само небо, сама Божественная благодать вмешивается в нашу жизнь. Господь берет нас за руку, как бы выталкивая оттуда, где мы обязательно погибнем.
 
Дай Бог обрести нам хоть каплю этой благодати. Будем помнить, что для любого человека рано или поздно наступает момент, когда он должен расстаться со своим мнимым благополучием и пойти на полный разрыв с греховной средой. Только это может быть спасением для души.
 
Среда, в которой мы живем, может стать настолько греховной, что невозможно будет спастись в ней даже самому праведному человеку, «если бы Господь не сократил тех дней» (Мк. 13, 20). Но Промысл Божий все совершает ради нелицемерно ищущих спасения. О, если бы дано нам было быть в числе тех недостающих в Содоме десяти праведников, которыми чудом Божиим могли бы спастись и другие!
 
Протоиерей Александр Шаргунов