ГДЕ КРЕСТ — ТАМ ГОСПОДЬ. Протоиерей Андрей Ткачёв

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Христос Воскресе!

Дорогие братья и сестры, как вы слышите, мы каждый раз поминаем огромное количество святых людей. И нам не хватит с вами всей жизни, чтобы со всеми ими познакомиться, в течении наших суетных времен земного жития. Но надо, конечно, о них говорить. Иначе будет совсем худо.

Когда Христос на страдания шел, дети кричали пророческие слова, и фарисеи говорили Иисусу Христу: «Пусть замолчат!» Но Господь сказал, что если они замолчат, то камни возопиют (см. Лк.19). Есть такие вещи, о которых нельзя молчать. Если мы будем молчать, то ослы заговорят. Как однажды ослица Валаамова заговорила, чтобы остановить пророка от пути греха. (см.Чис.22:22-28). Заговорить может и камень, и осел, и канарейка будет разговаривать, если человек будет молчать. Поэтому нам нужно какие-то вещи говорить.

Сейчас я хочу сказать вам о том, что сегодня вспоминает Церковь. В сегодняшний день много лет назад, в триста пятьдесят первый год от Христова Рождества (отнимайте от 2018 351 … сколько это будет лет назад?). Семнадцать веков назад в Иерусалиме было чудесное знамение на небе – явление Креста Господня. Крест засиял всеми цветами радуги на небесах. И сиял он (кто более-менее представляет себе топографию Святой Земли и города Иерусалима) – от Елеонской горы до Храмовой горы. Это довольно большое расстояние. От «Елеона» –это там, где Господь плакал перед Страданиями, до места, где Его погребли, и Он воскрес; среди белого дня сиял огромный крест на небесах. Несколько часов. Это запомнили, записали, зафиксировали в анналах.

Триста пятьдесят первый год – это время, когда христиане в Иерусалиме большинства не составляли. Там жили иудеи. Но не много, потому что иудеям было запрещено селиться на камнях Иерусалима. После разорения Иерусалима Титом, императором, евреи были разогнаны и под страхом смерти им было запрещено там селиться. Правда, они любили свой город. Любили царя Давида. Любили память своих отцов, могилы своих предков. Поэтому они там селились — но «под страхом». И жили там в меньшинстве. Еще были там язычники, безусловно. При Юлиане Отступнике в Иерусалиме была великая попытка восстановить еврейский храм — тот самый, который разрушили римляне для того, чтобы насолить христианам. Эта попытка было предотвращена. Но с тех пор евреев стало больше. И христиане там жили с язычниками и евреями вместе.

Я имею в виду: «евреи» — не как национальность, а как вера — иудеи. Неважно, какой национальности человек является: русский, белорус, казах, удмурд — какая разница. Это для нас совсем не важно. Христиане вообще никакие не националисты. Грешно и стыдно даже об этом лишний раз напоминать. Я имею в виду – веру.

Так вот – там были евреи, язычники и христиане. Христиан было немножко. И вот каким-то образом Богу захотелось, чтобы показано было явно знамение нашего спасения. То, что мы на себе изображаем. То, что мы на теле носим. То, без чего мы жить не можем. Нарисуй крест – и сразу понятно: здесь были христиане. Что еще можно нарисовать – простое и доступное для каждого, что бы сразу про Христа говорило. Больше ничего. Ну, ничего больше! Кружок нарисуешь – непонятно, кто здесь был, — хоккеисты может шайбу нарисовали. Что еще? Пятиугольник нарисуешь, красную звезду – ну, понятно – коммунисты были! А вот крестик нарисуешь – понятно, здесь были христиане. Нет ничего проще, ничего доступнее, чем крест, — чтобы сказать о своей вере. Если человеку, не дай Бог, язык вырвать – то человеку легче крест изобразить. Одним ли пальцем, пятью ли – чтобы было понятно – он Христов человек. Крест!

И вот Господь показал это знамение — огромный крест несколько часов сиял. «Это» не от земли. Это — от Неба. И было понятно, что это — от Бога. Было понятно, что это — святое. И было понятно, что те, кто верит «вот в это», — они Богом любимые. Богом милые. Это событие было большой такой поддержкой, христианской поддержкой для города Иерусалима. Оно вошло в церковные праздники, в календари. И вот сегодня совершается уже «тысяча семьсот какая-то» годовщина этого явления Креста на небе.

Это не единственное явление Креста на небе. Когда царь Константин колебался сердцем: принимать ему христианство или не принимать ему христианство, ему тоже явился Крест на небе. Среди белого дня. В светлый полдень. В полное сияние солнца. Поверх солнца был крест. Который затмевал своим сиянием свет солнечного диска. И были буквы вокруг креста – «Сим победиши». И он, как вы помните, нарисовал эти знамения на одеждах своих воинов. И с этим знаком победил.

И еще – самое важное. Когда Христос придет нас судить, то до этого события, до пришествия Христа (как пишется в Евангелие от Матфея в главе 24), появится на небе знамение Сына Человеческого. Потом и силы небесные поколеблются, и мертвецы начнут подниматься. Но прежде всего этого, прежде явления самого Иисуса Христа, появится на небе знамение Сына Человеческого. А что такое – знамение Сына Человеческого? Какой такой знак обозначает Христа? Именно крест, и — больше ничего. Больше ничего! Ничто не сравнится по простоте, силе и понятности с крестом, как со знамением Сына Человеческого.

Поэтому, когда Господь будет на землю идти, со Славою великою и ангелы с Ним; когда все придет в большое смятение: мертвецы начнут подниматься из гробов, люди меняться начнут; до того, как весь этот священный ужас наступит — на небесах появится знак креста. Вот видимо поэтому, Церковь нам напоминает о том, что крест уже появлялся на небе, появлялся. Не для всей Вселенной, а только для жителей одного города, — чтобы они укрепились в вере.

Трудно веровать, когда вокруг все неверующие. Вы сами знаете – как трудно веровать, когда кругом неверующие. Даже, когда тебя никто не бьет, не гонит – все равно трудно веровать, когда кругом неверующие. Вечная борьба – надоедливая такая, бытовая. А когда тебя еще и бьют за веру – это совсем трудно.

Для царя Константина было отдельное явление креста. И для всех нас, для каждого, тоже будет отдельное явление креста.

Христос настолько с крестом соединен, что даже, гляньте: на всех иконах святых над головами – нимбы, и только у Господа – нимб с крестом. Тройчатый, так называемый, нимб. Даже в нимб Иисусу Церковь рисует крест. Потому что – нельзя Христа от Креста отделить. Вот придет Антихрист, он же распинаться не будет за нас. Он будет обманывать, обольщать. Он будет сулить удовольствия. Блага, деньги – что хочешь. Будет обещать человеку: «Делай что хочешь. Я тебе все прощу. Только поклонись мне – и все». Он же не будет распинаться за нас. Вот Антихрист и Крест – это невозможные вещи. Ты скажешь: «А ручки покажи! Дырочки есть от гвоздей! Ножки покажи! Разуйся!» Он тебе ничего не покажет. Он за эти слова тебя растешет на две части. Потому что он прекрасно знает – что он не распинаться придет. Он придет обманывать. Один только Христос пришел для того, чтобы распинаться. Только у Него в руках и ногах были язвы гвоздиные. Как Фома говорит: «Вот вложу пальцы в следы от язв – буду знать, что это Ты!» (см.Ин.20:25).

Поэтому и Иисус Христос, и страдания Его крестные – они неразделимы. Они говорят об одном. Мы, когда про Господа помним, мы всегда вспоминаем и то, что Он самый сильный, и то, что Его распяли. И так говорим: «Слава Господи, Кресту Твоему честному и Воскресению Твоему!» Одно от другого мы не отделяем. У нас Крест и Воскресение – они рядышком. Они вместе. Даже, повторяю, и на иконах. Вроде бы и мелочь. Но очень важная мелочь. Вообще – в Церкви все очень важно. Начиная от того, чем мы кадим – ладаном и кончая тем, что мы поем. Все, что в Церкви есть, – все очень важно для человека. Очень бы хотелось, чтобы все люди знала это. Хотелось бы, чтобы на всех языках – на китайском, на корейском, на арабском, на персидском, везде проповедовалась Церковь. И чтобы каждый это понимал. Это очень важно. Так, конечно, не будет — и очень жалко. Тому, кто знает это, ему очень жалко, что многие этого не знают, и знать не хотят – это еще хуже.

Итак, мы сегодня вспоминаем явление Креста на небе. В триста пятьдесят первом году от Христова Рождества в святом городе Иерусалиме. В городе великого Царя. Господь Сам так сказал: «Не клянись волосами на голове, потому что ни одного волоса не можешь сделать белым или черным. Не клянись Небом – это Престол Божий. Не клянись землей – это подножие ног Его. И Иерусалимом не клянись – это город великого Царя. Царя Соломона, царя Давида и самого Христа. Христос – Царь Иерусалима» (см. Мф.5:34-36).

В этом святом городе было явление Креста на небе. И это нам с вами тоже напоминание о том, что: «Люди Божии! Когда вам будет тяжело, вы на крест смотрите и вспоминайте, Кто на нем распялся; и за что, и за кого; и что потом получилось.

Грехи наши прощает Христос. И из мертвых Господь воскрес. К кресту подходя, можно все Евангелие сразу вспомнить. За чем проходил, к кому приходил, за что распяли, когда воскрес и что будет дальше. Все понятно возле креста — для наученного человека. Книжек можно уже не читать. Если тебя однажды научили, у тебя вместо всех книжек крест Господень. К кресту подойди: постой, подумай, все вспомни — и все поймешь. На кресте все видно. Для этого всего мы и чтим крест Господень – похвалу всех. Как мы поем в Стихире Кресту: «Иже крестом ограждаеми, врагу противляемся, не боящеся того коварства, ни ловительства, яко бо гордый упразднися и попран бысть на древе силою распятого Христа».

Ограждайтесь крестным знамением. И да хранит вам Крестная Сила. А также всех тех, кого вы любите. Детей своих крестите. Пищу крестите. За руль садитесь – дорогу крестите. Все крестите. Где крест – там Господь. Где креста нет – там…все сложно. С праздником!

19.06.2018 г.

https://www.andreytkachev.com/gde-krest-tam-gospod-propoved-19-06-2018/