Галиция против Петлюры, или Чем закончился «день злуки»?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

О неприглядной истории т.н. «Дня соборности Украины» …

22 января «украинствующие еретики» буйно празднуют «день злуки». Что же на самом деле это такое?
 
На Украине создается мифология, призванная заменить историческую науку. Создаются новые мифы, разделяющие украинцев и великороссов. Придумываются ничего не значащие праздники. Впрочем, иногда даты, призванные укрепить украинскую националистическую мифологию, бумерангом оборачиваются против нее.
 
22 января установлен праздник - «День соборной Украины». Как известно, «Торжественный акт воссоединения суверенных украинских государств Западно-Украинской народной республики (ЗУНР) и Украинской народной республики (УНР) в соборное Украинское государство» провозгласила директория УНР 22 января 1919 года на Софийской площади в Киеве.
 
Какие же субъекты подписали этот Акт?
 
Западно-Украинская народная республика была провозглашена 1 ноября 1918 года после массовых выступлений украинской интеллигенции и военных на территории Австро-Венгерской империи в Галичине. Столицей ЗУНР сначала был Львов, потом Тернополь, а с января 1919 года - Станислав (в настоящее время - Ивано-Франковск). ЗУНР состояла из украинской партии галицийской элиты. Другая партия - русская - была уничтожена.
 
Тут надо сказать, что существует тема, о которой наши оппоненты знают, но предпочитают умалчивать. Широкая же публика о ней вообще не осведомлена. Речь идет, с одной стороны, о русском национальном возрождении Галицкой и Карпатской Руси в ХIХ-ХХ веках, а с другой - об австро-венгерском геноциде русских (политических процессах над «русофилами», концлагерях и массовых казнях, унесших более 60 тыс. жизней) и о роли «украино-австрийской партии» в вышеназванном черном деле.
 
О масштабах русского национального возрождения в Галиции красноречиво свидетельствует собравшая более 100 тыс. подписей русских галичан петиция в Венский парламент: «Высокая палата! Галицко-русский народ по своему историческому прошлому, культуре и языку стоит в тесной связи с заселяющим смежные с Галицкой земли малоросским племенем в России, которое вместе с великорусским и белорусским составляет цельную этнографическую группу, то есть русский народ.
 
Язык этого народа, выработанный тысячелетним трудом всех трех русских племен и занимающий в настоящее время одно из первых мест среди мировых языков, Галицкая Русь считала и считает своим и за ним лишь признает право быть языком ее литературы, науки и вообще культуры. Доказательством этого является тот факт, что за права этого языка у нас в Галиции боролись такие выдающиеся деятели, как епископы Яхимович и Иосиф Сембратович, ученые и писатели Денис Зубрицкий, Иоанн Наумович, Устианович, Дедицкий, Головацкий, Площанский, Добрянский, Петрушевич, Гушалевич, из младших же - Залозецкий, Свистун, Хиляк, Мончаловский, Иван Левицкий, Дудыкевич, братья Марковы, Вергун, Яворский, Святитский, Глебовицкий, Глушкевич, Полянский и многие другие.
 
Общерусский литературный язык у нас в Галиции в повсеместном употреблении. Галицко-русские общественные учреждения и студенческие общества ведут прения, протоколы, переписку на русском литературном языке. На этом же языке у нас сыздавна издавались и теперь издаются ежедневные повременные издания, как: «Слово», «Пролом», «Червонная Русь», «Галичанин», «Беседа», «Страхопуд», «Издания Галицко-русской матицы», «Русская библиотека», «Живое слово», «Живая мысль», «Славянский век», «Издания общества имени Михаила Качковского», расходящиеся в тысячах экземпляров». Далее в петиции приводились требования свободы изучения и преподавания русского языка, истории и права на русских землях, входивших в состав Австро-Венгрии (Ф.Аристов. Карпато-русские писатели. Т. 1. Москва, 1916).
 
Столь же динамично стал развиваться процесс возвращения униатов в православие (на крупные церковные праздники до 400 крестных ходов прорывалось через австрийскую границу в Почаевскую лавру).
 
В ответ на рост русского возрождения в подвластных ей областях Австро-Венгрия развязала геноцид.
 
Сначала было проведено несколько показательных процессов над священниками и мирянами, переходившими в православие и говорившими по-русски. Это так называемые «Процесс Ольги Грабарь» (1882), первый и второй Мармарош-Сигетские процессы (1912-1914) над закарпатскими крестьянами, целыми селами переходившими в лоно Православной Церкви (более 90 человек осуждены, тысячи же крестьян несколько лет жили на осадном положении), процесс Максима Сандовича и Семена Бендасюка (1914), процесс доктора богословия Ф.Богатырца и «Дело братьев Геровских» на Буковине (1912-1914).
 
Затем, когда разразилась Первая мировая война, начался массовый антирусский террор. Была создана сеть концлагерей. (Самый известный из них - Талергоф, близ г. Грац в Австрии.) В первое время было уничтожено более 60 тыс. человек, более 100 тыс. бежали в Россию, еще около 80 тыс. было уничтожено после первого отступления русской армии, в том числе уничтожено около 300 униатских священников, заподозренных в симпатиях к православию и России. Эти сведения приводит польский депутат Венского парламента А.Дашинский. (Все русские депутаты этого парламента были расстреляны.) («Временник», Львов, 1938 г.).
 
Вот что писал об этих событиях галицко-русский историк В.Ваврик: «Австро-мадьярский террор сразу на всех участках охватил прикарпатскую Русь... Наши братья, вырекшиеся от Руси, стали не только прислужниками Габсбургской монархии, но и подлейшими доносчиками и даже палачами родного народа... они исполняли самые подлые, постыдные поручения немецких наездников. Достаточно взять в руки украинскую газету «Дiло», издававшуюся для интеллигенции, чтобы убедиться в этом окончательно. Сокальский уезд был поленом в глазах «украинских патриотов», поэтому доносы с их стороны сыпались на русских людей, как град из черной тучи...
 
Педагог Стенятинский выдавал видных, деятельных крестьян в околице... В селе Маковисках на своих прихожан доносил священник-униат Крайчик. В селе Сосница «мужи доверия» украинцы Михаил Слюсарь, войт Михаил Кушнир и другие донесли на своих односельчан, на основании их доноса крестьян повесили... Двоих - Николая Смигоровского и Андрея Гардого мадьяры-уланы привязали к своим седлам и волокли четыре километра до села Задубровы и обратно, потом повесили на вербах. В Станиславской тюрьме на Дуброве расстрелы шли с утра до вечера... Талергоф... В дневниках и записках талергофских невольников имеем точное описание этого австрийского пекла. Первую партию русских галичан пригнали в Талергоф 4 сентября 1914 года. До зимы 1916-го в Талергофе не было бараков. Сбившийся в кучу народ лежал на сырой земле под открытым небом, выставленный на холод, мрак, дождь и мороз... Священник Иоанн Мащак под датой 11 декабря 1914 года отметил, что 11 человек загрызены вшами. По всей талергофской площади повбивали столбы, на которых довольно часто висели и без того люто потрепанные мученики, происходила «анбинден» - славная немецкая процедура подвешивания за одну ногу. Изъятий не было даже для женщин и священников...
 
Но все-таки пакости немцев не сравнятся с издевательствами своих же. Немец не мог так глубоко влезть своими железными сапогами в душу славянина-русина, как этот же русин, назвавший себя украинцем, вроде официала полиции г. Перемышля Тимчука, доносчика и палача, который выражался о родном народе как о скотине. Он был правой рукой палача Пиллера, которому давал справки об арестантах. Тимчука, однако, перещеголял другой украинец - униатский попович Чировский, обер-лейтенант австрийского запаса... Все невольники Талергофа характеризуют его как профессионального мучителя и палача». (В.Ваврик. Терезин и Талергоф. Филадельфия, 1966 г.).
 
А вот свидетельство еще одного узника Талергофа, М.А. Марко: «Жутко и больно вспоминать о том тяжком периоде близкой еще истории нашего народа, когда родной брат, вышедший из одних бытовых и этнографических условий, без содрогания души становился не только на стороне физических мучителей части своего народа, но даже больше - требовал этих мучений, настаивал на них... Прикарпатские «украинцы» были одними из главных виновников нашей народной мартирологии во время войны» (Галицкая Голгофа. США, Изд. П.Гардый, 1964).
 
Однако лидеры Западно-Украинской республики оказались меньшими русофобами, чем «Украинская народная республика» Симона Петлюры.
 
Первым делом петлюровской власти в Киеве стали расстрелы офицеров Белой армии, выступавших за единую и неделимую Россию. Вторым - уничтожение православия. Один из лидеров «Директории» Владимир Винниченко писал, что «Православие завело Украину под власть московских царей». Поэтому он предлагал декретом запретить православную церковь, ввести унию (насильственный союз с Ватиканом), православных епископов, противников унии, депортировать из Украины.
 
В качестве переходной структуры от Православия к унии «петлюровцами» была создана т.н. «украинская автокефальная церковь», чей главари Василий Липковский кощунственно положил себе на голову мощи св.Климента, Папы Римского, и провозгласил себя митрополитом, позже поддержанная большевиками (вчера в Черкассах Думенко и Порошенко открыли памятник Липковскому, такому же еретику и самозванцу, как и они). Затем «Украинская народная республика», т.е. Петлюра, откалывается от Западно-Украинской и передает Галицию Польше. Это провернули львовский митрополит Андрей Шептицкий, отец «историософской ереси украинства» и его агент Симон Петлюра. А Западно-Украинская республика подписывает договор с Антоном Деникиным на следующих условиях: ЗУНР признает единую и неделимую Россию, в которой территории Малороссии являются обычными губерниями освобожденной от большевиков России. Западно-Украинская республика входит в состав свободной России на правах конфедерации.
 
Однако те, кто придумал праздновать «День соборности Украины», умалчивают об этих фактах.
 
Кирилл Фролов, публицист, глава отдела по связям с Русской Православной Церковью и православным сообществом за рубежом Института Стран СНГ
Взято: Русская народная линия