Футурошок. Иеродиакон Иоанн (Курмояров)
Свобода – это сбрасывание уз, но это и ограничение. Не стоит быть рабом мимолетностей, бесконечных новых впечатлений, потока перемен. Жаль человека, который посадит дерево, но так и не увидит, как оно растет.
П.С. Гуревич
Еще в начале 1970-х годов в США вышла в свет книга известного футуролога и социолога Элвина Тоффлера «Шок будущего». За короткое время книга стала несомненным бестселлером, и это неудивительно: в отличие от своих многочисленных коллег, делающих стандартные прогнозы будущего человечества, Тоффлер предложил довольно нестандартный. Конкретно речь шла о том, что человечество захватывает неведомое ранее психологическое состояние, которое по своему воздействию может быть приравнено к заболеванию. Есть у этой болезни и название – «футурошок», или «шок будущего». По мнению автора, человечество может погибнуть вовсе не от того, что рано или поздно окажутся исчерпанными кладовые земли, выйдет из-под контроля атомная энергия или умрет истерзанная природа. Э. Тоффлер настаивал на том, что уже в самом ближайшем будущем люди будут не в состоянии выдерживать те огромные психологические нагрузки, постоянное возрастание которых им приходится испытывать. Именно это, по мнению автора, и приведет к гибели как каждого отдельного индивидуума, так и всего человечества в целом.
Исследования установили: у человеческого организма есть определенный предел восприятия происходящих вокруг него изменений
Недавние исследования в области психологии установили тот факт, что у человеческого организма есть определенный предел восприятия происходящих вокруг него изменений. И если этот предел бывает пройден, наш мозг, попросту говоря, отключается и мы перестаем нормально, адекватно оценивать то, что делается вокруг.
В определенном смысле в этом нет ничего страшного. Часто подобная защитная реакция организма бывает даже полезна и необходима, так как с ее помощью человек может без видимых психологических и даже физиологических потерь безболезненно пережить ту или иную стрессовую ситуацию. В истории Церкви известны случаи, когда выжившие в пытках христианские мученики не помнили того, что с ними происходило, и с недоумением спрашивали окружающих, когда же их поведут на съедение львам.
Заметим: такие истории вовсе не сказки. И в наше время нередко отмечаются удивительные происшествия подобного рода. Так, например, во время Второй мировой войны был отмечен случай, когда американский солдат по имени Чиндит, сражавшийся в тылу линии японской армии, уснул во время шквального пулеметного огня, буквально бушующего вокруг него. Более позднее исследование показало, что данный случай вовсе не был единичным и что этот солдат не был уставшим или невыспавшимся. Он был сражен чувством сверхмощной апатии, которая возникла из-за того, что его мозг не смог справиться с мгновенно меняющейся окружающей обстановкой.
Точно так же неадекватно ведут себя люди во время опасностей или стихийных бедствий и в мирное время. Например, известен случай, когда во время внезапно налетевшего урагана «девочка забралась в музыкальный магазин через разбитое окно, спокойно купила пластинку и вышла наружу, хотя стекла здания разбивались порывами ветра и осколки летали по воздуху внутри магазина».
Многие люди, попавшие в похожие ситуации, говорят о том, что не испытывали ни страха, ни паники, что их сознание было как бы частично затемнено. И не исключено, что именно такая реакция человеческого организма позволила им выжить в трудную минуту.
Длительное пребывание в быстроменяющейся обстановке приводит к распаду психики, к потере жизненных ориентиров
Однако другое дело, если человек будет находиться в подобном положении постоянно. Тут речь уже не может идти о защитном механизме, так как длительное пребывание человека в быстроменяющейся обстановке приводит чаще всего к распаду человеческой психики, к распаду личности и потере жизненных ориентиров.
Именно это и происходит сегодня в мире. То, что было прогнозом будущего в 1970-е годы, стало реальностью в наше время. Дело в том, что последние 20 лет принесли такое огромное количество перемен в нашу жизнь, что зачастую большинство людей просто не в состоянии справиться с этими внезапно навалившимися изменениями.
Ни для кого не секрет, что сегодня многие наши соотечественники потеряли ощущение стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Ни миллионер, ни последний нищий не может быть твердо уверен за свое будущее. И это неудивительно, так как за такой короткий период на наших глазах произошло просто невиданное доселе количество перемен: рухнул Советский Союз, подорвано доверие практически ко всем социальным институтам, люди лишились вкладов, нормального медицинского и социального обеспечения. Теперь всё решают деньги и только деньги, но и на них нет уже никакой надежды, так как мировую экономику постоянно лихорадит: то растет, то падает курс доллара и рубля, а от политических изменений, выборов, оранжевых революций у многих уже просто кружится голова.
Однако столь стремительные изменения произошли не только в общественной, экономической и государственной жизни. Сам наш быт, то есть простая повседневная жизнь, претерпел и претерпевает фактически ежедневно огромное количество изменений.
Живя в обществе потребления, вместо того чтобы в течение длительного времени быть привязанным к чему-то одному, мы на короткие промежутки имеем в своем распоряжении предметы и вещи, непрерывно вытесняемые другими. Меняется всё вокруг: одежда, мебель, средства коммуникации и т.д. И хуже всего – меняются люди, и меняются не в лучшую сторону.
Кидаемся на всё новое – в надежде, что это новое принесет ощущение полноты жизни. Увы, но чуда не происходит…
Сегодня самый важный и насущный вопрос, будоражащий умы многих людей, – это вопрос о том, как получить максимальное чувственное удовольствие от жизни. Движимые этим желанием, мы кидаемся на всё новенькое и блестящее. Стремимся с нескрываемым вожделением во что бы то ни стало обладать вот этим, только что появившимся и таким привлекательным, в надежде на то, что оно уж на этот-то разобязательно принесет ощущение полноты жизни и более нам не придется лихорадочно гоняться за ощущением счастья.
Увы, но чуда не происходит, и разочарование наступает довольно быстро: новый мобильный телефон скоро надоедает, новая машина уже через полгода не такая новая и красивая, как это казалась во время ее приобретения (кстати, среднестатистический владелец автомобиля в США меняет машину через три с половиной года, а более богатые люди меняют свой автомобиль каждый год или еще чаще)… А кругом реклама предлагает многочисленные замены старым вещам. Как же тут устоять перед соблазном!
И вот мечутся люди в поиске чего-то новенького и интересного, в надежде обрести истинную гармонию и непреходящую радость жизни, меняя в этом сумасшедшем поиске всё и вся (дома, мебель, одежду, друзей, мужей, жен и т.д.). А если что не удается поменять, мы волей или неволей начинаем ненавидеть это (вот так и живут люди – ненавидя всё, что нельзя поменять, и начиная ненавидеть друг друга).
При этом большинство из нас попросту не замечает (или не хочет замечать) того разрушающего воздействия, которое оказывает на наше психическое и физическое здоровье вся эта стремительная лихорадка.
Находясь в условиях постоянных изменений, человек оказывается выбитым из лона семьи, из привычного ландшафта. Чаще всего такой человек утрачивает привязанность к близким, теряет друзей и ощущение стабильности жизни, и всё это происходит в силу того, что теперь «с большинством окружающих нас людей мы вступаем в отношения ограниченного участия. Сознательно или неосознанно, но мы строим свои отношения с другими людьми по функциональному принципу», – подчеркивает Э. Тоффлер. Именно поэтому человек, реализующий свою беспредельную свободу выбора, как раз и оказывается психопатом, эгоистом, не умеющим любить ближнего и ценить дружбу, привыкшим только приобретать, не умеющим отдавать и дарить радость людям, находясь как бы в постоянной спешке, погоне за тенью призрачных благ.
Всё это поистине напоминает болезнь, и эту болезнь Э. Тоффлер назвал «шоком будущего»! Шок будущего – это не отдаленная потенциальная опасность, а реальная болезнь, от которой уже страдает всё возрастающее число людей. Это психобиологическое состояние можно описать в медицинских и психиатрических терминах. Это болезнь перемен или даже болезненная жажда перемен. «Мы можем определить шок будущего, – пишет Э. Тоффлер, – как страдание – физическое и психологическое».
«Люди всегда куда-то едут без особой причины. Путешествие – это наркотик нашего времени…»
Описывая стремление современного человека к переменам, автор книги подчеркивает: «Люди, которые привыкли к ускоренному темпу городской жизни… не могут долго выносить жизнь на сельскохозяйственном Юге (речь идет о США. – и. И.К.). Вот почему люди всегда куда-то едут без особой причины. Путешествие – это наркотик нашего времени…»
Нередко ситуация доходит до курьеза: не имея четкого представления о том, какие потребности он хотел бы удовлетворить, человек испытывает смутное желание перемен во что бы то ни стало, и, движимый этим желанием, он мечется как сумасшедший, теряя при этом контроль и над самим собой, и над окружающей его действительностью. Последствия этого, безусловно, печальны, так как в итоге желание перемен превращается в неудержимую, неконтролируемую человеком страсть, превращается в смертельный наркотик, под воздействием которого люди становятся уже неспособными совершать осознанный выбор и попросту начинают кидаться на всё, что предложит реклама. «В будущем, – пишет исследователь, – человек будет, очевидно, сведен к роли записывающего устройства. Лишенный выбора, он будет не действовать, а подвергаться действиям. Он станет жить в тоталитарном государстве, которым правит гестапо в бархатных перчатках».
Всё это вполне может произойти – и, по правде сказать, уже происходит в нашей жизни. Шок будущего – это болезнь, разрушающая человеческую личность, болезнь, приводящая не просто к потере ориентации в окружающем нас мире, но хуже того – она является признаком медленного умирания человека. Умирания не только его души, но и тела.
Дело в том, что человек, поставленный в условия сильных изменений и постоянного обновления, ведет себя нерационально, явно действуя против своих собственных интересов. Он становится слишком возбудимым и раздражительным, проявляет излишнюю напряженность в действиях и необоснованный страх, а бывает, доходит и до крайней точки психического и физиологического истощения – апатии к жизни и потере эмоциональности, что нередко приводит людей или к самоубийству, или к помешательству. «Не случайно то, что немало обычных людей относятся к окружающему нас миру как к “сумасшедшему дому”», – пишет Э. Тоффлер.
Вот почему всё чаще и чаще мы видим вокруг себя «поразительные знаки нарушения работы человеческой психики, вызванные частичным затемнением сознания: мы видим вокруг себя увеличение потребления наркотиков, рост мистицизма, периодические вспышки вандализма и неспровоцированного насилия, политику нигилизма и ностальгии по тираническим режимам, болезненное равнодушие миллионов людей – всё это может быть понято лучше, если выявить связь этих явлений с шоком будущего».
Говоря о современной ему Америке, Э. Тоффлер подчеркивает: «Таким образом, несмотря на свои экстраординарные успехи в искусстве, науке, интеллектуальной, моральной и политической жизни, США являются страной, в которой десятки тысяч молодых людей спасаются от действительности, выбирая наркотическое отупление; страной, в которой миллионы взрослых ввергают себя в постоянный телевизионный ступор или в алкогольный туман; страной, в которой легионы пожилых людей прозябают и погибают в одиночестве, в которой бегство из семьи и от принятой ответственности становится массовым…» Читая эти строки, так и хочется воскликнуть: как это напоминает нашу сегодняшнюю действительность!
И всё же, говоря по правде, для православного человека тут нет ничего удивительного, так как на церковном языке это определяется как суета сует!
Другое дело, что эта окружающая нас суета (которую западные социологи и называют «шоком будущего») приобретает всё более и более устрашающие и угрожающие размеры. Наверное, и сам Экклезиаст ужаснулся бы суете современного мира. И действительно, где ж ему было знать о тех многочисленных соблазнах, которые практически ежедневно предлагает человеку современная жизнь. Разве мог он предположить, что XX и XXI века предложат нам телевидение, полеты в космос, суперсовременные технологии, всеобщую компьютеризацию и интернет, мобильную связь, постоянно меняющиеся модели телефонов и автомобилей, евроремонты, туризм и возможности путешествовать по всему миру, изобилие продуктов питания и бытовой техники и т.д. и т.п.?
Как ему было просто сказать после прожитых дней: «Суета сует, всё – суета!.. Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека!» (Эккл. 12: 8, 13).
Как же быть, что делать человеку? Где искать лекарство?
Но как быть современному человеку, как соблюдать заповеди Божии, если страсти дошли в нем до крайнего предела и он постоянно испытывает тягу к чему-либо новенькому, неизведанному? И жизни не хватит для того, чтобы всё это новенькое, неизведанное перепробовать!
Увы, в книге Э. Тоффлера нет ответа на эти вопросы. То есть они вроде бы и есть, но по сути своей эти ответы настолько тривиальны (мол, нужно себя контролировать и т.д.), что вряд ли смогут помочь слабому, погрязшему в страстях человеку. Слишком уж глубоко повреждение, слишком далеко зашла наша болезнь, суть которой так лаконично выразил апостол Павел: «Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю… в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7: 18–19, 23–24).
И если бы не было на земле Церкви Христовой, то от всего описанного выше, действительно, можно было бы прийти в отчаяние. Однако на наше счастье мы, православные христиане, знаем, как найти дорогу к выздоровлению. И эта дорога ведет к храму, к Церкви Христовой!
Церковь – это больница, и мы можем быть твердо уверены, что именно здесь человек только и может достигнуть полноценного исцеления от страстей и греха. И эту веру мы исповедуем, когда слышим молитву священника перед исповедью: «…пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отыдеши!»
Только в Церкви человек может приобрести правильную ориентацию в своей жизни. Только в Церкви он может отбросить всё лишнее, убрать весь этот мусор обмирщения, который привносит суета в нашу жизнь. Только в Церкви человек может успокоиться, отдохнуть душой и понять, что в нашем распоряжении остается слишком мало времени для того, чтобы размениваться по пустякам, тратя свою жизнь на всякую ерунду (погоню за «тачками», шмотками, впечатлениями). Только в Церкви человек может ощутить истинное счастье, которое дает нам Бог, – счастье причастия Благодати Божией и любви к людям.
В этом и состоит рецепт спасения людей от шока будущего. И пока существует Церковь Христова, каждому конкретному человеку открыта надежда на исцеление от шока будущего, надежда на спасение!
По своей сути христианство – не свод правил или обрядов, не философское или морально-нравственное учение. Христианство – это в первую очередь жизнь во Христе! Именно поэтому во все времена главным, формирующим православную духовность был призыв к совершенству и святости, призыв к обожению!
«В этом состоит значение сакраментальной жизни и основание христианской духовности, – пишет известный православный богослов протоиерей Иоанн Мейендорф. – Христианин отнюдь не призывается копировать Христа, что было бы только внешним, моральным подвигом, но он, как изобразил это Николай Кавасила, призывается к жизни во Христе посредством Крещения, Миропомазания и Евхаристии… А преподобный Максим Исповедник представляет обожение как приобщение “всего человека” “всему Богу”… В обожении человек достигает высшей цели, для которой он был создан. Эта цель, которая была, с одной стороны, реализована во Христе свершившимся действием божественной любви, означает как назначение истории всего человечества, так и суд над человеком. Исполнение же обожения зависит от ответа человека и его самостоятельных усилий» (Иоанн Мейендорф, протоиерей. Византийское богословие. Минск, 2001. С. 234–235).
Но начало этих усилий всецело зависит от самого человека, и заключается оно в трезвом, беспристрастном взгляде на самого себя. Только после того, как человек увидит себя таким, каков он есть на самом деле (слабым, грешным, несовершенным, смертным и тленным), в человеке может начаться истинное движение к Богу, движение ко Христу, начаться единение со Христом в Его Теле – Церкви, начало обожения. Увы, но без этого первого шага, который должен сделать каждый из нас, вся наша вера, все наши надежды на спасение могут оказаться бессмысленными.
Обобщая учение Церкви, святитель Игнатий (Брянчанинов) писал по этому поводу: «Начало обращения ко Христу заключается в познании своей греховности, своего падения; от такого взгляда на себя человек признает нужду во Спасителе и приступает ко Христу посредством смирения, веры и покаяния… Не знающий своей греховности, своего падения, своей погибели не может принять Христа, не может уверовать во Христа, не может быть христианином. К чему Христос тому, кто сам и разумен, и добродетелен, кто удовлетворен собой, кто признает себя достойным всех наград земных и небесных?» Святитель как бы подчеркивает, что «начало обращения ко Христу» не в рассудочной вере в то, что Христос пришел, пострадал и воскрес, а что сама вера рождается из познания «своей греховности, своего падения», ибо «не сознающий своей греховности… не может уверовать во Христа».
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии