Фонвизин сумел показать красоту и недостатки русского характера. Николай Коняев
Известный писатель к 220-летию со дня кончины русского драматурга
Его перевод трагедии Вольтера обратил на себя внимание и в 1763 г. Фонвизин, служивший тогда переводчиком в иностранной коллегии, был назначен состоять при кабинет-министре Елагине. Еще большим успехом пользовалась его комедия «Бригадир», для прочтения которой самой Императрице Екатерине II, автор был приглашен в Петербург. Одним из лучших произведений русской публицистики является «Рассуждение о непременных государственных законах» (конец 1782 — начало 1783 гг.), которое предназначалось оно для воспитанника Никиты Панина — будущего Императора Павла Петровича. В 1781 г. Фонвизин написал свое самое значительное произведение – комедию «Недоросль».
Высказать свое мнение об известном русском драматурге мы попросили секретаря правления Союза писателей России Николая Коняева.
Денис Иванович Фонвизин великий драматург, его пьесы до сих пор живы и продолжают идти в театрах, но главное, что они живут в памяти людей, участвуют в современной жизни. Конечно, чаще всего люди повторяют фразу из его комедии: «Не хочу учиться, а хочу жениться», а ведь у него множество фраз, которые стали афоризмами, но самое главное это характеры, которые были созданы в драматургии Фонвизина.
Те недостатки национального характера, которые бичует и пытается исправить Денис Иванович, продолжают жить и сегодня, порой мы их видим в самих себе. Разве не современны рассуждения матери Митрофанушки о том, что зачем изучать географию, когда есть извозчик, который довезет, куда надо? Подобные суждения мы слышим и сегодня.
То, что показал Фонвизин в своих пьесах, это не просто критика общественных недостатков, но и во многом удачная попытка воссоздать русский характер, в котором одновременно присутствуют и красота и недостатки. Это и продолжает нас восхищать в его пьесах.
Впрочем, есть в его произведениях и «афеизм», как тогда говорили, который проявляется далеко не во всем справедливой критике русской культуры и духовного сословия. Конечно, после петровских реформ в духовной сфере, введения «духовного регламента», шутить над духовенством было довольно легко, но меня лично эти вещи Фонвизина не восхищают, гораздо более он был силен в пьесах, в которых показаны образцы русского характера.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии