Фонвизин сумел показать красоту и недостатки русского характера. Николай Коняев

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Известный писатель к 220-летию со дня кончины русского драматурга

Он происходил из рыцарского рода, вышедшего из Ливонии при Государе Иване Грозном, давшего России несколько поколений служилых дворян.

Его перевод трагедии Вольтера обратил на себя внимание и в 1763 г. Фонвизин, служивший тогда переводчиком в иностранной коллегии, был назначен состоять при кабинет-министре Елагине. Еще большим успехом пользовалась его комедия «Бригадир», для прочтения которой самой Императрице Екатерине II, автор был приглашен в Петербург. Одним из лучших произведений русской публицистики является «Рассуждение о непременных государственных законах» (конец 1782 — начало 1783 гг.), которое предназначалось оно для воспитанника Никиты Панина — будущего Императора Павла Петровича. В 1781 г. Фонвизин написал свое самое значительное произведение – комедию «Недоросль».

Высказать свое мнение об известном русском драматурге мы попросили секретаря правления Союза писателей России Николая Коняева.

Коняев Николай

Денис Иванович Фонвизин великий драматург, его пьесы до сих пор живы и продолжают идти в театрах, но главное, что они живут в памяти людей, участвуют в современной жизни. Конечно, чаще всего люди повторяют фразу из его комедии: «Не хочу учиться, а хочу жениться», а ведь у него множество фраз, которые стали афоризмами, но самое главное это характеры, которые были созданы в драматургии Фонвизина.

Те недостатки национального характера, которые бичует и пытается исправить Денис Иванович, продолжают жить и сегодня, порой мы их видим в самих себе. Разве не современны рассуждения матери Митрофанушки о том, что зачем изучать географию, когда есть извозчик, который довезет, куда надо? Подобные суждения мы слышим и сегодня.

То, что показал Фонвизин в своих пьесах, это не просто критика общественных недостатков, но и во многом удачная попытка воссоздать русский характер, в котором одновременно присутствуют и красота и недостатки. Это и продолжает нас восхищать в его пьесах.

Впрочем, есть в его произведениях и «афеизм», как тогда говорили, который проявляется далеко не во всем справедливой критике русской культуры и духовного сословия. Конечно, после петровских реформ в духовной сфере, введения «духовного регламента», шутить над духовенством было довольно легко, но меня лично эти вещи Фонвизина не восхищают, гораздо более он был силен в пьесах, в которых показаны образцы русского характера.