Философы науки предложили Церкви объединиться. Кирилл Миловидов

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Религия и наука

Сразу пять докторов философских наук собрались на круглый стол «Соотношение науки и веры», который прошел в Институте философии РАН 25 января. Д-р Григорий Гутнер призвал Церковь защищать науку, а д-р Владимир Порус – вместе спасать человеческий вид.


Михаил Врубель. Сошествие Святого Духа на апостолов. 1885 г.

Формальным поводом для того чтобы собраться специалистам в области философии науки послужили Рождественские чтения. В рамках профильной секции предполагалось обсудить новую церковную концепцию взаимоотношений науки и веры, которая разрабатывается в Церкви. Философам было предложено высказаться по поводу текста, самой проблемы. Первый же докладчик, канд. физ-мат. наук, д-р филос. наук, ведущий научный сотрудник Сектора междисциплинарных проблем научно-технического развития в Институте философии РАН Владимир Буданов заявил о том, что наука и культура стремительно деградируют, и совсем скоро религии придется встать на их защиту.
 

Наука готова обсуждать свое место


По мысли философа, за тысячелетие Христианства Россия сменила три основания для уклада жизни. В допетровский период господствовал религиозно-духовный уклад, вершиной которого стал прп. Сергий Радонежский. Со времен Петра и до революции в укладе жизни доминировало светское, культурное начало. Вершиной периода явилась литература второй половины 19 века. В советский же период, как считает Владимир Буданов, доминировала великая наука. «В каком-то смысле это вытеснение других форм творчества в атеистической стране, и люди осуществляли потребность творчества в рамках научной рациональности», — заявил философ. По его мнению, на сегодняшний день происходит «уничтожение двух последних форм тысячелетней традиции». В доказательство своих слов Владимир Буданов поделился впечатлениями о своих студентах: «ко мне приходят ребята, которые не знают ни как поставить вопрос, ни откуда берутся ответы. Навыки мышления уничтожаются, рациональность уходит». Но есть и положительная тенденция. «Надежду вселяет то, что религиозное, духовное начало возрождается», – считает философ науки. По его словам, подтверждением тому является количество людей, пришедших приложиться к поясу Богородицы. «Достаточно вспомнить эти три миллиона человек, чтобы понимать, что это не просто отчаяние невежественных людей, которых батюшка на веревке куда-то тащит, — подчеркнул выступавший. — Нет, это сознательный выбор людей. Это некая способность найти новое пространство утешения и надежды».

В связи со сказанным доктор Владимир Буданов предположил, что будущее возрождение науки и культуры будет иметь в своем основании возрождение религиозное. «Это реалии будущего нашей цивилизации, — подчеркнул ученый. — Религии, как это ни парадоксально, придется защищать и науку и культуру, и это совершенно другая постановка вопроса. Это не дискуссия о первенстве, это не соперничество, это, если хотите, долг». Владимир Буданов также заметил, что наука имеет традицию нащупывания собственной границы изнутри, и в этом плане наука, в своем высоком варианте, готова обсуждать свое место на общекультурном ландшафте. С позицией своего коллеги не согласился ведущий научный сотрудник Института философии РАН, д-р филос. наук, профессор Владимир Порус.

 

Пройдена ли точка невозврата?


Владимир Порус заявил, что рассуждения о соотношении науки и веры в современных условиях должны выйти на тему соотношения культурных ценностей и их места в культуре. По его мнению, такую необходимость вызывает острый культурный кризис, в котором находится общество. «Причем есть большие сомнения – дошли ли мы до той черты, когда кризис непременно превращается в катастрофу, — заметил философ. — Для некоторых авторов, черта уже пройдена». По словам выступавшего, такая ситуация опасна не только для богословия или науки: «ситуация опасна для культурного бытия как такового. А поскольку, как я считаю, человеческое бытие может быть только культурным, возврат в докультурное бытие я себе не представляю, то культурный кризис ставит под сомнение существование человеческого вида как такового». Доказывать свое утверждение ученый посчитал излишним, и отослал всех сомневающихся к творения ведущих современных философов, футурологов и социологов. Вместо этого, Владимир Порус объяснил, чем опасен культурный кризис для религии.

 

У Церкви и науки общий враг


«Девальвация культурных ценностей, которая происходит в ситуации кризиса, в равной мере затрагивает науку и религию, — заявил профессор Порус. — В этой то ли наступившей, то ли наступающей посткультурной действительности рациональности, истине и вере отводится роль симулякров, потребных только для видимости связи между эпохами и людьми, а также для облегчения коммуникации между людьми, населяющими различные культурные ареалы». Основания культуры, по мнению ученого, превращаются в инструменты. Научные ценности – в инструменты «воли к власти» над природой и людьми. А ценности религиозные – в инструменты восстановления душевного комфорта, который иногда нарушается житейскими невзгодами. «Симулякры в роли инструментов не могу быть культурными универсалиями», — считает философ. По его словам, перед лицом этой опасности наука и религия – союзники, а не враждебные друг другу оппоненты. «Нам придется спасать друг друга и культуру, которая стоит на науке, на религии, на искусстве и на философии, — подчеркнул Владимир Порус. — Мы должны ощутить себя пассажирами Конкордии, которую посадили на мель. И нам надо не спорить о том кто раньше выскочит из культуры, а говорить о том, как спасти и корабль и наши драгоценные бытийственные сущности». По словам ученого, главная задача совместной работы состоит в том, чтобы удержать культуру от распада, и ответственность за это удерживание должны взять на себя как богословие, так и наука. «Потому что враг у нас общий, этот враг — распадение культуры. – подчеркнул Владимир Порус. — Я так называю это на светском языке, видимо богословы укажут и другие адресаты». При этом условием совместной работы философ назвал отказ религии от борьбы за доминирование религиозного мировоззрения.

 

Церкви запретили благовестовать?


Культура как система ценностных универсалий не предполагает ни единства, ни единственности мировоззрений людей, которые эту культуру признают и поддерживают – считает ученый. По его мнению, культура является тонким сочетание различных мировоззрений, которые предлагаются не только наукой и религией, но и искусством и обыденной практикой. И жизненность этой культуры, считает профессор, прямо зависит от напряженности духовных исканий. От того, в какой в какой мере они определяют собой внутренний мир людей и его ценностную структуру. Когда напряженность ослабевает и гаснет, то культура идет к своему закату, она попросту становится неинтересной ни самой себе ни другим культурам. Последнее, по мнению Владимира Поруса, происходит неизбежно, если один тип мировоззрения старается подчинить себе другие. Часть философов и священнослужителей встретили эту реплику отрицательным покачиванием головы.

Тем не менее, выступавший продолжил свое рассуждение, и заявил, что культура, как условие очеловечивания, стоит на совместной работе религии, философии науки и искусства, как основных форм культурной жизни. И в этой работе, по мнению Владимира Поруса, нет возможности, чтобы кто-то хоть подспудно мечтал о преобладании, о подавлении других форм, о том, чтобы остаться наедине с процессом культуры без своих естественных союзников «Передо мной опасность, опасность катастрофы. И в этой опасности мы – естественные союзники, подпирающие плечом к плечу подпирающие друг друга, а не оппоненты и завзятые спорщики», — подчеркнул философ.

 

Итог: нужен новый язык, и честная работа


Пождводя итог своему выступлению, Владимир Порус заявил, что в ситуации кризиса разговоры о вражде или дружбе, о возможностях диалога или критика этой возможности, устарели. «Они напоминают споры о природе пламени, которые ведут жильцы горящего дома», — заявил Владимир Порус. По его мнению, для «спасения людей из пожара», нужна новая платформа, новый язык общения Церкви и Научного сообщества. При этом, по словам философа, придется отказаться от оправдательного или обвинительного тона. «Нужно отказаться вообще от решения новых проблем старыми методами. То есть – выяснением того, есть ли у науки и веры какие-то точки соприкосновения, или их нет», — подчеркнул выступавший. По его мнению, нужен совершенно иной стилистический и концептуальный подход к проблеме и совместная работа.

Но совместная работа, по словам Владимира Поруса, должна быть честной. «Она не должна сводиться к ритуалам, к различным церемониям взаимной вежливости — вы несколько онаучились, а мы несколько обогословились, — подчеркнул философ. Создание такого единства — это самый плохой, лицемерный путь». Выступавший также выразил надежду, чтобы готовящийся в Комиссии межсоборного присутствия документ станет частью совместной работы и не будет «отпиской, формальным текстом, который неизвестно кому адресован, неизвестно какую функцию выполняет, неизвестно какую цель преследует, и неизвестно какой результат можно ожидать от такого документа». Ученый призвал сначала разрешить все вопросы, связанные с целеполаганием, а потом «сеть за стол, засучить рукава, устранить недостатки и попытаться создать текст, который будет волновать и интересовать тех, к кому он адресован». Последнее предложение аудитория встретила аплодисментами.
Канд. физ-мат. наук, д-р филос. наук, ведущий научный сотрудник Сектора междисциплинарных проблем научно-технического развития в


Институте философии РАН Владимир Буданов


Источник: Нескучный сад