Филькина грамота для ЗаЕПоЦа: понимает ли Денисенко, как рискует? Игорь Круглов

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Филькина грамота для ЗаЕПоЦа: понимает ли Денисенко, как рискует?

«Каждый имеет право на свободу мировоззрения и вероисповедания. Это право включает свободу исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, беспрепятственно отправлять единолично или коллективно религиозные культы и ритуальные обряды, вести религиозную деятельность… Церковь и религиозные организации в Украине отделены от государства, а школа - от церкви. Никакая религия не может быть признана государством как обязательная… »

Конституция Украины, статья 35.


Не так давно глава раскольничьего «Киевского патриархата» Михаил Денисенко (Филарет) во всеуслышание заявил, что Верховная Рада готовит такой закон, благодаря которому каноническая УПЦ Московского Патриархата будет переименована в «Российскую Православную Церковь в Украине». 

«Сейчас в Верховной Раде обговаривается закон о том, что Церковь, которая имеет свой центр в стране-агрессоре, не имеет права называться украинской. Она может существовать в Украине, но не как Украинская Церковь, а как Российская Православная Церковь в Украине. Мы ждем принятия этого закона. Если этот закон будет принят, результат будет такой, что каждая община Московского Патриархата должна определиться – она принадлежит к российской Церкви или к украинской. Если к украинской, а я думаю, что преимущественное большинство общин скажут, что они украинские, тогда они должны будут присоединиться к «киевскому патриархату».

Не будем останавливаться на юридических нестыковках этой филькиной грамоты, которая готовится к принятию в украинском парламенте. Например, на том, что никакой войны России не объявлено, и «страной-агрессором» она официально не определена. Таким образом, все подобные словесные эскапады являются юридически необоснованными с точки зрения международного права и дипломатических норм. Эти выпады рассчитаны на возбужденную, но нетребовательную публику или, говоря известными словами циничных политиков, «биомассу», так ловко используемую ими в своих интересах уже многие годы.

Однако на основе таких подтасовок создается весьма опасный для общества прецедент. С помощью данного закона, если он будет принят, раскольники смогут начать новую атаку на каноническую Украинскую Православную Церковь, на ее имущество и собственность, а также на свободу вероисповедания ее прихожан.

Поскольку сам Филарет весьма активно сей закон рекламирует, есть все основания полагать, что рейдерский акт – будем называть вещи своими именами – готовится при его непосредственном активном участии. Конечно, принятие этой провокационной цидулки весьма небезопасно для общества. Но вряд ли заигравшийся в свои циничные игры «патриярх» до конца понимает, насколько это небезопасно для него лично.

СПЖ уже писал, что глава раскольников намеревается не только «подверстать» под себя не только УПЦ МП, но и УАПЦ, и даже протестантов. 

Вот что заявлял шеф «Коммерческого патриархата»:

«И поэтому сейчас и наша Церковь, и Президент, работаем в одном направлении – признание Киевского патриархата как автокефальной Украинской Церкви. Второй вопрос – принятие закона о Церкви, которая имеет свой центр в столице страны-агрессора, и не имеет права называться украинской. И это реальный путь к образованию единой Поместной Церкви. Я не говорю об УАПЦ. Автокефальная Церковь присоединится, если будут присоединяться приходы Московского Патриархата, тогда будут перерегистрироваться все православные приходы», – подвел итог Денисенко.

Долгие годы на украинском телевидении освещение великих православных праздников происходило по одной и той же схеме. Первый национальный канал вел прямые репортажи из храмов разных конфессий, которые у него брали другие телеканалы, в том числе – частные. В годы правления Ющенко это выглядело так: президент разъезжал по разным общинам, и его маршрут подробно освещался телевизионщиками.

Вначале он появлялся во Владимирском соборе, где отправляли свою «службу» анафемы во главе с Денисенко. Затем – в Андреевскую Церковь, отданную УАПЦ, и лишь в самом конце – в Свято-Успенскую Киево-Печерскую лавру. Как говорится, «по остаточному принципу». Подобным поведением он явно давал понять, к каким структурам благоволит.

А в Софийском соборе Ющенко устраивал фуршеты и дипломатические рауты, не стесняясь того, что это происходит на территории величайшей православной святыни. А также – совместные молебны вероотступников.

При Януковиче схема изменилась, приоритет отдавался УПЦ, по иным культовым сооружениям «проффесор» вроде как не шастал. Однако и горшков с национал-раскольниками не бил.

Что касается нынешнего украинского лидера, его религиозная «всеядность» всем известна. Было время, когда он в диаконском облачении носил хоругви в Свято-Ионинском монастыре. А потом «причащался» у униатов из УГКЦ. Теперь вот очень озаботился еще двумя схемами – широкого празднования 500-летия Реформации (по сути – первого раскола, пускай и католического) и формированием ЕПОЦа («Единой поместной церкви») под «окормлением» Денисенко. Последний, в свою очередь, видимо, счел себя наглавнейшим «господином окормителем», почему и проявляет завидный для своего возраста энтузиазм в выполнении решений «партии и правительства».

Стремление Филарета объединить все конфессии под своим контролем понятно. Однако вполне может выйти случиться, что он, выполнив свои задачи, станет просто отработанным материалом. В затылок ему дышат «молодые и рьяные», причем из его же коммерческой конторы, вроде «Луцкого митрополита УПЦ КП» Михаила Зинкевича, которого не так давно наградил глава Банковой.

А от старого интригана постараются избавиться покровители, которые его спонсировали и использовали для манипуляций сознанием. Вполне возможно, что создание «ЕПОЦа» и лоббирование «филькиных грамот» - это лебединая песнь «патриарха», после которой он вполне может оказаться списанным в утиль.

Вот что пишет по этому поводу интернет-издание News24ua.com. 

«Ведь президентская награда – явный сигнал к его (Зинкевича – И.К.) возвеличиванию, потому как никаких иных особых заслуг перед Украиной за всем «церковно» -семейным подрядом многочисленного клана Зинкевичей не числится. Разве что предположить, что президент, в рамках подготовки к выполнению Минских соглашений, наградил «владыку» за проповеди, разжигающие межконфессиональную рознь? Напомним, что, выступая перед прихожанами самопровозглашённого «Киевского патриархата» из села Ратное, «епископ» обвинил всех верных канонической Украинской Православной Церкви в «порочной связи с агрессором». 

Известный блогер Мирослав Горский также считает, что эта награда – лишь аванс за будущую службу новому «патриарху» президентской «церкви». Другим претендентам, в том числе, из раскольнического крыла УПЦ, вряд ли светит теплое начальственное местечко, во всяком случае, в обозримом будущем. Вероятно, лидера этого крыла Александра Драбинко весьма расстроит новость, что Банковая сделала ставку отнюдь не на него». 

Зинкевич ли, или кто-нибудь еще придет на смену анафеме, – в принципе, это не столь важно. Важнее то, что закордонным кураторам и их ставленникам в Украине понадобились новые фигуры, не только более молодые, но и менее одиозные. Те, которые, не неся на себе груза обвинений в связи с советским прошлым, смогут стать послушными исполнителями во внутренней и внешней политике.

Властью затеяна шумиха с широким празднованием 500-летия Реформации. Хотя это протестантское торжество, президент Порошенко собирается отмечать его самым широкими образом. 

Зачем?

Да затем, что он и те, кто за ним стоит, планируют объединение в Украине под своим началом ВСЕХ значительных религиозных организаций, имеющих влияние на общественное сознание.

Потуги Филарета - лишь часть кампании по монополизации религиозного сознания украинцев. По сути, это план подчинения государству большинства конфессий республики. Фактически - проект присвоения светской властью религиозных общин, которые по Конституции от нее отделены.

Хотя сам Денисенко, возможно, этого не осознает. А если и осознает, то тщетно надеется уцелеть в схватке бульдогов под ковром, поскольку очень многие из властьпредержащих, почти не скрывая, относятся к нему, как к известному мавру.

Ни Банковая, ни «филаретовцы» не оставляют попыток «канонизировать» ЕПОЦ, добиваясь признания от Константинопольского Патриархата и его предстоятеля Варфоломея. Без оного легализация данного «общества с ограниченной ответственностью» невозможна. А вот если бы подобная «канонизация» произошла, это развязало бы руки и Денисенко, и политической антиправославной элите, позволив начать невиданные прежде гонения на УПЦ «на законном основании».

Замечу, впрочем, что признание раскольничьей организации зарубежными Поместными Церквями – абсолютный нонсенс, на который не могут пойти даже те их лидеры, кто, возможно, мечтал бы подобным образом расширить свое влияние на украинской территории. Даже патриарх Константинопольский Варфоломей, который давно подозревается в желании увеличить свое влияние на украинскую паству путем соперничества с Патриархом Кириллом, не делает этого. Ибо не смеет пойти вразрез с православными канонами и постановлениями Вселенских соборов. Хотя он всячески выказывает поддержку этим подвижкам и «Филарета», и представителей киевского режима.

Свидетельство тому – недавняя встреча Варфоломея с Парубием и его «обнадеживающие» отзывы на пожелания последнего о «канонизации» УПЦ КП и создании автокефального ЕПОЦа.

Ни одна автокефальная Церковь не имеет полномочий предоставить автокефалию какой-нибудь части Вселенской Церкви, находящейся в юрисдикции другой автокефальной Церкви. Каноны запрещают архиереям одной церковной области распространять свою власть на Церкви за пределами своей области – «да не смешивают Церквей» ( 2-е правило II Вселенского Собора). В истории происходило, что автокефалия провозглашалась органом государственной власти или местным епископатом, самовольно вышедшим из подчинения соборному епископату автокефальной Церкви, но такие решения также не признаются по закону.

«Единственный механизм – это получение от Константинопольского Патриарха Томоса об автокефалии Киевского патриархата, – заявил Денисенко, комментируя слова Петра Порошенко о том, что Украина должна иметь свою автокефальную Церковь. – Если бы мы получили этот документ, тогда встал бы вопрос: в Украине есть две Православные Церкви, и обе признаны – и Московского Патриархата, и Киевского патриархата. Но не может быть в Украине Церкви, которая имеет свой центр в столице страны-агрессора. Логично она не имеет права называться Украинской Церковью».

Главный раскольник предупреждает, что будет, если УПЦ КП получит константинопольский «мандат», – она начнет насильственное отнятие храмов и имущества Украинской Православной Церкви, поставленной вне закона. Он (как и поддерживающая его власть) ничего слышать не желает о Соборных Правилах предоставления автокефалии.

И Филарет, в поте лица пропагандирующий свое движение «ЗаЕПоЦ», и его властные сюзерены так заигрались в циничные антиконституционные игры, что абсолютно перестали обращать внимание и на Основной Закон, и на здравый смысл. 

Тем временем на Печерских холмах в Киеве уже несколько лет строится громадное здание с куполами, называемое в народе "храмом Турчинова". Это подтверждается публикациями в СМИ - нынешний глава СНБО, действительно имеет к нему прямое отношение. Правда, вначале храм якобы задумывался как протестантский, но теперь в ходу весьма правдоподобная версия, что он может стать первым «храмом всех религий» – и не где-нибудь, а в колыбели русского Православия. 

Скажу больше - не исключена вероятность, что именно данное сооружение станет главным молитвенным офисом для религиозного треста, сколачиваемого властью. Денисенковский ЗаЕПоЦ – лишь первый, начальный этап реализации хитроумного манипуляционного проекта, задуманного как оружие с Православием и одновременно – как мощнейший рычаг для манипуляций ментальностью и сознанием сограждан.

Насколько податливо это сознание к псевдорелигиозным воздействиям, показали оба «судьбоносных» украинских Майдана. И украинские «керманычи», и зарубежные могущественные правители, дергающие их за нитки, видимо, сделали серьезную ставку на религиозный фактор в деле достижения своих корыстных целей.

Что же до Филарета, об него, грубо говоря, могут вытереть ноги в любой момент. Он слишком стар и одиозен для серьезных игрищ, затеянных на нашей несчастной Родине. И далеко не столь уж невообразим повтор ситуации, сложившейся в первой половине 1990-х, когда, после многочисленных оргтрудностей и внутренних распрей, выкристаллизовался наконец «Коммерческий патриархат». Именно тогда его «патриарх» Владимир (Романюк) – предшественник «Филарета» - нежиданно был найден мертвым на скамейке в Ботаническом саду после беседы с некоей неизвестной дамой.

Почтальон, как известно, звонит дважды. А «молодые и рьяные», которых «ласкает судьба», как пелось когда-то в популярной песне, не находят проку в «глупых стариканах».

http://uoj.org.ua/publikatsii/tochka-zrenija/filkina-gramota-dlya-zaepot...