Филиокве на Фанаре: ошибся ли новый епископ Филомилийский. Кирилл Александров
Новый епископ Фанара на хиротонии прочитал католический Символ веры. Это ошибка, или сознательный шаг?
25 июля 2023 года во время хиротонии епископ Филомилийский Константинопольского патриархата Феофан (Койя) прочитал католический Символ веры. Сам он утверждает, что просто ошибся. Но так ли это?
«Кадры решают все»
Руководители высшего звена прекрасно знают, что под важную и сложную задачу надо подбирать соответствующие кадры, способные эту задачу исполнить. Это значит, что по подбору кадров на ту или иную должность уже можно судить, какие события намечаются и какие задачи ставит перед собой та или иная организация. Кто же такой этот новый епископ Филомилийский?
Накануне хиротонии, а точнее 5 июля 2023 г., Священный Синод Албанской Православной Церкви опубликовал официальное коммюнике, в котором сказано, что «архимандрит Феофан (Койя) известен православным Албании как лидер раскольнических действий». Также были обнародованы некоторые подробности его биографии.
Родился он в столице Албании, Тиране, в 1966 году, духовное образование получил в семинарии в Дурресе (Албания), а затем отправился в Румынию, где его рукоположили в священный сан. Далее в коммюнике говорится следующее: «Вернувшись в страну, он во главе группы ультранационалистов 8 октября 1995 года изгнал служителей Православной Автокефальной Церкви Албании во время совершения Божественной литургии из храма Панагии в городе Эльбасан».
Здесь необходимо некоторое пояснение. История Албанской Церкви, как и других Церквей под властью коммунистов, в XX веке трагична. В 1946 г. в Албании к власти пришли коммунисты во главе с Энвером Ходжей. В 1960-х гг. в стране началась жестокая антирелигиозная кампания, с разрушением храмов и расстрелами верующих. Обещание Никиты Хрущева «показать по телевизору последнего попа» в Албании было почти реализовано.
В 1969 г. Албания была официально провозглашена первой в мире атеистической страной. Но в 1991 г. коммунистический режим пал и религиозная жизнь в Албании стала возрождаться. Несмотря на то, что на тот момент Церковь была практически уничтожена, после гонений там все же осталось 15 священников весьма преклонных лет. В этом же году Константинопольский патриарх Димитрий назначил митрополита Элладской церкви Анастасия (Яннулатоса) патриаршим экзархом в Албании, хотя автокефалия Албанской Церкви признана Константинополем в 1937 г.
Архиепископ Анастасий, который является предстоятелем Албанской Церкви до сих пор, этнический грек и выходец из Константинопольского патриархата. Кстати, именно поэтому его аргументированное неприятие идеи признания ПЦУ приобретает особую ценность.
Этническими греками были и три следующих епископа Албанской Церкви. Такое засилье греков не нравилось ни властям Албании, ни тем самым ультранационалистам, которые в 1995 г. во главе с Феофаном (Койя) изгоняли православных из храма Панагии в городе Эльбасан.
Теперь же Феофан (Койя) из албанских ультранационалистов, силой изгоняющих греков из храма, превратился в архиерея того самого Константинопольского патриархата, против которого он выступал. А еще ранее он переехал жить в США, где после неудачной попытки получить архиерейство в Православной Церкви Америки (ПЦА) пристал к Американской архиепископии Фанара в США. Колебания от «заклятого врага» до «преданного друга» ради собственной выгоды наводят на мысль о беспринципности.
Итак, первое – беспринципность.
Следующий момент: изгнав православных из храма Панагии в городе Эльбасан, архимандрит Феофан поставил там «священника» Николая Марку, рукоположенного в раскольнической (в то время) Македонской Церкви. Кстати, как заявили в Синоде Албанской Церкви этот «Николай Марку и по сей день продолжает оккупировать историческую православную церковь Эльбасана». Это свидетельствует о пренебрежении к канонам Церкви. Неважно, где и кто «рукоположил» человека. Надел священнические одежды – уже «священник». Таким образом, второе – пренебрежение к канонам.
И третье. Как уже говорилось, в США архимандрит Феофан пытался получить епископский сан в ПЦА, но ему было отказано. Причиной, как говорится в коммюнике, стало то, что «руководство ПЦА получило достоверную информацию о его раскольнической деятельности». Вторая попытка, а именно – получить архиерейство в Константинопольском патриархате, увенчалась успехом. Это упорное домогательство епископского сана позволяет говорить о таком качестве, как честолюбие.
Итак, имеем – честолюбие, беспринципность и пренебрежение к канонам. В итоге получаем абсолютно управляемого человека, готового на многое.
Оговоримся, может быть Феофан (Койя) и является суровым аскетом, большим молитвенником и талантливым организатором. Информации об этом в открытых источниках найти не удалось, но те факты, которые описаны выше позволяют сделать те выводы, которые сделаны.
Прежде чем перейти к оговорке во время хиротонии, следует сказать, что в лице епископа Феофана, рукоположенного чтобы окормлять албанских православных в США, Фанар получает рьяного защитника нового экклезиологического принципа, согласно которому вся православная диаспора, где бы она ни находилась, должна подчиняться Фанару.
После своих «подвигов» в Эльбасане он уже вряд ли будет соглашаться с тем, чтобы православные албанцы в США принадлежали к Албанской Церкви.
Оговорочка по Фрейду?
Во время архиерейской хиротонии на Фанаре, которую возглавил глава Американской Архиепископии Фанара в США архиепископ Элпидофор и при которой присутствовал патриарх Варфоломей, новопоставленный архиерей Феофан (Койя) прочитал Символ веры с прибавлением «филиокве», то есть католического догмата об исхождении Святого Духа и от Отца, и от Сына.
Позднее он подтвердил факт прочтения Символа веры с «филиокве», назвал это ошибкой и объяснил большим «эмоциональным напряжением» во время хиротонии. Он даже опубликовал пояснительное заявление и разъяснение случившегося, с целью отвести от себя обвинения в неправославности.
В частности, он написал: «Является ли моя оплошность в чтении части английского варианта текста Архиерейской исповеди, вызванная моим эмоциональным напряжением и большим личным беспокойством в тот священный момент, доказательством моего «неполноценного» Православия?».
В конце своего заявления он написал: «Чтобы успокоить даже самую чуткую совесть, на которую могло повлиять упомянутое предвзятое замечание, заявляю всем и везде, что верю абсолютно и непоколебимо во все правильное (заметим, «правильное» (proper), а не «православное» (orthodox), что собственноручно подписал в прилагаемом тексте моего иерархического исповедания». То есть подписал он православное исповедание веры, а прочитал католическое.
Здесь следует обратить внимание на тот момент, что епископ Феофан подтверждает, что он читал Символ веры с листа, а не цитировал по памяти. Это обычная практика архиерейских хиротоний, призванная как раз исключить возможность ошибки в исповедании веры.
Можно ли представить себе, что при этом он ошибся? Теоретически можно, хотя вероятность этого очень невелика. Но здесь возникает один интересный вопрос: а почему он ошибся именно в этом месте, а не в каком другом? Как можно было читать с листа одно исповедание, а произнести вслух другое?
Это возможно только в одном случае – если именно католическое исповедание вертелось в его сознании, в его уме в тот момент.
Подобные оговорки описаны Зигмундом Фрейдом в его работе «Психопатология обыденной жизни», где он утверждает, что эти оговорки являются проявлением бессознательных желаний и убеждений, которые в обычной жизни подавляются сознанием, но в моменты психического напряжения невольно выплывают наружу. То есть, напрашивается вывод, что данная оговорка епископа Феофана и есть невольное проявление его истинных убеждений.
Но, чтобы невольно проявлять истинные убеждения их нужно иметь, а против этого выступает то свойство, которое описано выше, беспринципность. Если человек насильно выгоняет верующих из храма из-за того, что они якобы прогреческие, а затем домогается архиерейства у этих же греков, то можно ли представить себе, что у него есть твердые убеждения в области догматического богословия? Значит более вероятно иное объяснение «ошибки» - она сделана преднамеренно.
Если это была не ошибка
Если это была не ошибка, а заранее спланированное действие, то нужно понять в контексте каких процессов и для чего это сделано? Из уст высших иерархов Фанара и Ватикана все чаще звучат заявления о том, что необходимо объединяться и что существующие разногласия не должны стать помехой на этом пути. В последнее время подобные голоса раздаются из Кипрской и Александрийской Церквей, которые относят к, так называемой, группе греческих Церквей.
Совсем недавно, с 1 по 7 июня 2023 г. в Александрии (Египет) прошла 15-я сессия Совместной международной комиссии по богословскому диалогу между Римско-католической и Православной Церквами, по итогам которой был подписан документ о первенстве и соборности в Церкви. А немного ранее, в начале мая 2023 г. патриарх Варфоломей совершил вояж в Италию. Название программы этого визита говорит сама за себя: «Два брата, одна вера». С «филиокве» или без – это одна вера или разные?
Как известно, догматические различия между католичеством и православием на сегодняшний день довольно значительные, но исторические разногласия, уходящие своими корнями в первое тысячелетие истории Церкви, когда сама Церковь еще была единой, сводятся к двум пунктам: главенство римского папы и исхождение Святого Духа (только от Отца или же от Отца и Сына).
По вопросу первенства, как видим, происходят активные переговоры и консультации. Некоторое время назад на Фанаре обмолвились, что единственным нерешенным вопросом на пути объединения остается вопрос первенства.
По косвенным признакам это вопрос предполагается решить таким образом, что римский епископ будет главенствовать в католическом мире, а константинопольский – в православном. А в отношениях между ними двумя римский папа будет пользоваться первенством чести.
Что же касается догмата об исхождении Святого Духа, то есть два варианта: или его просто замолчать, или убедить верующих, что можно верить и так, и так. Эти два варианта не являются взаимоисключающими, а скорее взаимодополняющими. Тактика замалчивания направлена на тех, кто считает, что тонкости богословия – это для богословов, а для простых верующих они не существенны.
Второй вариант рассчитан на тех, кто все же может возразить, что нельзя верить и так, и так одновременно. Вот на эту категорию верующих и рассчитана тактика убеждения, что на самом деле можно. Точнее, можно быть в единой церкви и при этом толерантно относиться как к тем, кто убежден что Святой Дух исходит только от Отца, так и к тем, кто верит, что Он исходит и от Отца, и от Сына. Подобная позиция имеет под собой историческую почву. Впервые учение «филиокве» было провозглашено в 589 г. на Третьем Толедском соборе. А далее почти 500 лет Церковь была единой несмотря на то, что одни верили в «филиокве», а другие нет. Например, в 808 г. римский папа Лев III получил жалобу от Иерусалимского патриарха, в которой он жаловался на французских монахов-бенедиктинцев, которые во время мессы на горе Елеонской читали Символ веры с «фиолиокве».
Папа верил в «филиокве», но для успокоения Иерусалимского патриарха велел начертать Символ веры на серебряных пластинах в соборе Святого Петра без «филиокве». А через год на Аахенском соборе «филиокве» было утверждено на западе в качестве официального учения.
Таким образом прочтение епископом Феофаном при хиротонии Символа веры с «филиокве» прекрасно вписывается в данную логику. Эта «ошибка» призвана продемонстрировать, что можно исповедать католическое учение и при этом никто не прервет хиротонии и не обвинит кандидата на архиерейство в ереси. То есть можно быть православным епископом и держаться католического учения.
Для подтверждения данного предположения следует дождаться какого-либо ответного жеста от католиков в сторону православных, вроде начертания православного Символа веры папой Львом III.
И в заключение следует опровергнуть тот аргумент, который выдвигает в свою защиту епископ Феофан, что он мол, подписал документ с православным исповеданием веры, а значит он – православный. Давайте ответим на вопрос: что имеет сакральное значение, подписание бумажки в кабинете или же публичное исповедание во время богослужения в храме? Конечно же сакральное действо происходит в храме, именно там на рукополагаемого сходит Святой Дух. А значит и все совершаемое во время этого действа имеет большее значение, чем подписание документов.
Так что, все идет по плану анонсированного объединения с католиками, а каждый верующий должен решить для себя: участвовать в этом или нет.
https://spzh.news/ru/zashhita-very/75245-filiokve-na-fanare-oshibsja-li-...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии