Феодоровская икона Божией Матери. Васильева А. В.

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Краткая историческая справка

Предание связывает написание Феодоровской иконы Божией Матери, этой знаменитой покровительницы Царского Дома Романовых, с самим евангелистом Лукой, видимо, только на том основании, что Феодоровский образ является одним из самых древних русских чудотворных образов Богоматери. Первое известное упоминание о святыне, зафиксировавшее ее местопребывание, приходится на начало XII века, когда икона находилась в часовне у города Малого Китежа Нижегородской губернии, названного впоследствии Городцом. Столетие спустя на этом месте великим князем Владимирским Юрием II Всеволодовичем был основан Городецкий монастырь с храмом во имя св. Феодора Стратилата, где хранился чудотворный образ, не пожелавший, чтобы его перенесли в город.

После опустошительного разорения и сожжения монастыря во время нашествия Батыя, икона, по преданию, была чудным образом явлена  на сосне 16 августа 1239 года младшему брату Александра Невского, князю Василию Юрьевичу Костромскому, во время охоты у речки Запрудни близ Костромы. За день до явления иконы князю костромские жители видели, что некий святой воин, походивший на изображение великомученика Федора Стратилата, носил по городу святой образ Богородицы. В связи с этим чудесным событием икону с того времени стали именовать «Феодоровской». Образ был перенесен в Успенский собор города Костромы, где вскоре был узнан жителями Городца.

В 1260 году, во время нашествия на Кострому татар, от иконы Богоматери произошло великое чудо, о котором повествуется в сказании. Святой образ, после того как его с молебным пением обнесли вокруг полков, в битве начал источать слепящий свет, который поверг татар в неописуемый ужас и обратил в беспорядочное бегство.

В начале XVII века, когда русское государство переживало тяжелое время Смуты, благодаря Феодоровской иконе Богоматери произошло избрание на царство Михаила Федоровича Романова. В 1613 году из Москвы в Кострому было послано посольство с Владимирской иконой Божией Матери и образом московских чудотворцев. В Костроме их встретило духовенство с Феодоровской иконой, и все вместе они отправились в Ипатьевский монастырь, где жил юный боярин Михаил со своей матерью, старицей Марфой. В соборном храме происходило «моление» Михаила на царство. Долго юный Михаил и особенно его мать отказывались от столь тяжкого бремени. Только по просьбе духовенства склониться на милость ради Богоматери старица Марфа решилась благословить своего сына на  это трудное служение. В память о провозглашении на царство Михаила Романова 14 марта 1613 г. было установлено ежегодное празднование в честь Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы, в дополнение к празднованию ее явления.

Отъезжая в Москву, Михаил Федорович взял с собой список с чудотворной иконы и поставил его в придворной церкви Рождества Богородицы «на Сенях». С этого времени Феодоровский образ Божией Матери стал особо чтимой святыней Царственного Дома Романовых. Многие российские царицы и княгини иностранного происхождения получали отчество Федоровна в честь фамильной иконы.

До революции было положено ежегодно совершать крестные ходы с Феодоровской иконой - в день Святой Троицы, в Ипатьевский монастырь, и 16 августа - в Спасо-Запрудненскую церковь на место обретения образа.

История иконы Феодоровской Пресвятой Богородицы в советское время сама по себе является чудом. Образ, который имел такую ясную духовную и историческую связь с Царским Домом Романовых, не только избежал поругания от рук богоборцев, но и находился на протяжении всего XX века в храмах. В 1944 году, после долгого пребывания Феодоровской иконы в обновленческих церквах, чудотворный образ вернулся к православным, а в апреле1964 года, в связи с вынужденным перенесением кафедры костромских архипастырей в Воскресенский собор на Нижней Дебре, он был перенесен туда же. Взамен изъятой в 1922 году драгоценной ризы иконы, весной 1955 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия I московскими мастерами была изготовлена новая серебряно-позолоченая риза.

18 августа 1991 года чудотворная Феодоровская икона Богоматери была торжественно перенесена в воссозданный костромской Богоявленско-Анастасиин собор, ставший новым кафедральным собором города. Образ был помещен в отдельном золоченом киоте под балдахином, справа от Царских врат. В 2003 году, на собранные Костромской епархией пожертвования, была создана точная копия утраченной драгоценной золотой ризы иконы (1891 г.).

Чудотворный образ Феодоровской Божией Матери издавна почитается не только как царская святыня, но и как икона, особо покровительствующая семейному благополучию, рождению и воспитанию детей, дарующая благополучное разрешение от бремени.

Празднование Феодоровской иконе Божией Матери совершается 14/27 марта и 16/29 августа.

Иконография


Феодоровский образ настолько близок по своей иконографии Владимирской иконе Божией Матери, что большинство исследователей считают его списком-репликой с прославленной чудотворной. Отличительная особенность Феодоровской иконы - обнаженная левая ножка Младенца Христа, сидящего на правой руке Богоматери. На обороте иконы написано поясное изображение Параскевы-Пятницы, покровительницы Полоцкого княжеского дома. Известно, что в том же, 1239 году, когда произошло явление иконы на сосне, великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына, св. благ. вел. кн. Александра Невского, на брак с Параскевой, дочерью полоцкого князя Брячислава. Вполне возможно, что именно этим оборотным изображением чудотворного образа объясняется его народная слава, поскольку святая великомученица Параскева издавна почиталась на Руси как покровительница свадеб и невест.

Сохранность Феодоровской иконы, по причине ее глубокой древности, оставляет желать лучшего. Икона многократно поновлялась и реставрировалась. Первоначальная живопись на ликах Богоматери и Христа сильно потерта.

Списки с иконы


Известен ряд чтимых списков с Феодоровской иконы Божией Матери, создававшихся на протяжении XVII-XIX вв. Помимо придворного списка с чудотворного образа, находившегося в церкви Рождества Богородицы «на Сенях», в XVII веке почитался как чудотворный список с  Феодоровской иконы в Городецком Феодоровском монастыре, где икона пребывала до 1239 года.

Среди более поздних чтимых списков с Феодоровского образа можно упомянуть икону, явленную около 1713 года при источнике в Симбирской губернии. Икона была найдена простыми пастухами стоящей на камне у родника, от нее исходил необыкновенный свет. После его перенесения в Сызранский Вознесенский мужской монастырь образ прославился многими чудесами. Икону обложили серебряною вызолоченною ризою, носили по домам, и многие получали исцеление и утешение.

Тропарь Феодоровской иконе Божией Матери , глас 4


Днесь светло красуется преименитый град Кострома и вся Русская страна,/  созывающи к веселию вся боголюбивыя народы христианския, / на преславное торжество Божия Матере, / пришествия ради чудотворнаго Ея и многоцелебнаго образа, / днесь бо явися нам пресветлое великое солнце, / приидите, вси Богоизбраннии людие, / новый Израиль, ко источнику цельбоносному, / источает бо нам неоскудныя милости Пресвятая Богородица / и избавляет вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих. / Но, о Всемилостивая Госпоже Дево Богородице Владычице, / спаси страну нашу, и архиереи, / и вся люди Твоего достояния от всех бед по велицей Твоей милости,/ да зовем Ти: // радуйся, Дево, христианом похвало.

Кондак, глас 8


Притецем, людие, вси к тихому и доброму пристанищу, / в дом Божия Матере, чудному образу Царицы и Богородицы, / за неизреченную милость Ея явленному, / верно припадающе и вопиюще: / о Всемилостивая Владычице, за спасительное Твое смотрение, / чуднаго образа к нам пришествие, посети нас, грешных, / светло сотворяющих празднество Твое, / укрепи страну нашу, дивно на враги победу подающи, / и веру утверди. Церковь Сына Твоего непоколебиму соблюди, / притекающих к Тебе спаси, от всяких напастей избави, / сохраняющи в мире все Православие, да зовем Ти: // радуйся, Невесто Неневестная.

Молитва


О Пресвятая Владычице Богородице и Приснодева Марие, единая Надеждо нам грешным, к Тебе прибегаем и Тебе молим, яко велие имаши дерзновение пред рождшимся от Тебе по плоти Господом Богом и Спасителем нашим Иисусом Христом. Не презри слез наших, не возгнушайся воздыханий наших, не отрини скорби нашея, не посрами упования нашего на Тя, но матерними молении Твоими умоли  Господа Бога, да сподобит нас грешных и недостойных свободитися от грехов и страстей душевных и телесных, умрети миру и жити Ему Единому по вся дни живота нашего. О Пресвятая Владычице Богородице, путешествующим путешествуй и ограждай и охраняй оныя, избави плененных от пленения, свободи страждущих от бед, утеши сущих в печали, скорбех и напастех, облегчи нищету и всяко злострадание телесное и даруй всем вся потребная к животу, благочестию и жизни временней. Спаси, Владычице, вся страны и грады и сию страну и сей град, имже сия чудотворная и святая икона Твоя дадеся во утешение и ограждение, избави я от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани и отврати всякий гнев на ны праведно движимый. Даруй нам время на покаяние и обращение, избави нас от внезапныя смерти и во время исхода нашего предстани нам явльшися, Дево Богородице, и избави нас от воздушных мытарств князей века сего, сподоби на Страшном Судищи Христовом стати одесную и соделай нас снаследники вечных благ, да славим во веки великолепое имя Сына Твоего и Бога нашего со Безначальным Его Отцем и Святым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

http://www.portal-slovo.ru/art/40451.php