Фанар может не признать анафему не только Мазепы, но и Филарета, – чиновник

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Глава УПЦ КП Филарет Денисенко

Андрей Юраш считает, что непризнание анафемы Мазепе может свидетельствовать о готовности Фанара к следующему шагу – непризнанию анафемы, наложенной РПЦ на Филарета.

Московская анафема никогда не существовала для Константинопольского Патриархата, и это может послужить основой для следующего кардинального шага. Об этом в комментарии Gazeta.ua сказал директор Департамента по делам религий Министерства культуры Украины Андрей Юраш.

По словам чиновника, Фанар не признавал канонической анафему, которую Русская Православная Церковь наложила на украинского гетмана Ивана Мазепу. На Всемирном Совете Церквей в Женеве представитель Константинопольского Патриархата архиепископ Тельмисский Иов (Геча) пояснил, что после первого разрушения российскими войсками Запорожской Сечи в 1709 г. украинское казачество, которое перешло под протекторат крымского хана, вернулось под юрисдикцию Фанара, и Мазепа вместе с Филиппом Орликом были одними из первых, кто это сделал.

«Владыка Иов – официальное лицо, говорящее от имени Вселенского Патриархата, – прокомментировал чиновник. – Это заявление может быть базой для следующего важного шага. А именно для непризнания анафемы Московского Патриархата относительно патриарха Филарета».

Чиновник уверен, что политика не может служить основанием для наложения анафемы, как произошло в случае с Иваном Мазепой и Филаретом: «Анафема – отлучение от общения из-за нарушения определенных церковных канонов. Этого Мазепа не сделал. Так же и патриарх Филарет не сделал ничего, что нарушало бы православные догматы. Ни в одном своем решении не причинил вреда православному вероучению. Таким образом анафема, которая в 1997 г. была на него наложена, несправедлива».

«Заявление о Мазепе – сейчас одна из самых больших проблем для РПЦ. Это показывает Украине и всему православному миру, что решения, которые принимает Москва, могут быть не поддержаны первым по чести Вселенским Патриархатом», – резюмировал Юраш.

Как сообщал СПЖ, церковных оснований на анафематствование Мазепы было достаточно. РПЦ наложила на гетмана анафему 12 ноября 1708 года после его государственной измены – перехода на сторону шведского короля Карла XII во время Северной войны.

11 июня 1992 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви постановил «извергнуть митрополита Филарета (Денисенко) из сущего сана, лишив его всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире», за «жестокое и высокомерное отношение к подведомственному духовенству, диктат и шантаж (Тит. 1, 7-8; святых апостолов правило 27-е), внесение своим поведением и личной жизнью соблазна в среду верующих (Мф. 18, 7; Первого Вселенского Собора правило 3-е, Пято-Шестого Вселенского Собора правило 5-е), клятвопреступление (святых апостолов правило 25-е), публичную клевету и хулу на Архиерейский Собор (Второго Вселенского Собора правило 6-е), совершение священнодействий, включая рукоположения, в состоянии запрещения (святых апостолов правило 28-е), учинение раскола в Церкви (Двукратного Собора правило 15-е)». В 1997 году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в Свято-Даниловом монастыре в Москве Филарет был отлучен от Церкви и предан анафеме. Постановление признали другие Поместные Православные Церкви.

http://spzh.news/ru/news/56053-fanar-mozhet-ne-priznaty-anafemu-ne-tolyk...