Фанар и Румынская Церковь: признание ПЦУ в обмен на Молдову? Константин Шемлюк
Иерарх Фанара побывал в Румынии, где заявил об укреплении связей между Константинопольским и Румынским патриархатами. Что стоит за этими словами на самом деле?
11 августа 2023 года представитель Константинопольского патриархата митрополит Бельгийский Афинагор заявил об укреплении церковных и канонических связей между Фанаром и Румынской Церковью. Такое, на первый взгляд неприметное официозное заявление может указывать на новые попытки Фанара вынудить православные Церкви к признанию ПЦУ. Почему мы так считаем? Давайте разбираться.
Молдова и «Бессарабская митрополия»
В последнее время в Молдове отмечается предельно жесткий курс на независимость Молдавской Православной Церкви от РПЦ. Разрыв с Русской Православной Церковью – это, по большому счету, инициатива властей страны, которых подталкивают к данному решению «западные» (в частности, румынские) партнеры.
Так, 11 февраля 2022 года, на совместном заседании молдавского и румынского правительств, премьер-министр Румынии Николае Чукэ потребовал от правительства Молдовы оказать поддержку «Бессарабской митрополии».
Тогда же Чукэ посетил резиденцию «Бессарабской митрополии» в Кишиневе, где встретился с членами ее «Синода». Они обсудили ситуацию и динамику учреждений и общин «Бессарабской митрополии», поговорили о необходимости совершенствования законодательной базы Республики Молдова в области культов для приведения ее в соответствие с европейскими нормами, рассмотрели вопрос увеличения румынских правительственных фондов, предназначенных для поддержки духовенства «Бессарабской митрополии», а также обсудили включение проблемы «Бессарабской митрополии» в повестку дня европейских организаций и учреждений.
Согласитесь, что выглядит это все очень похоже на явления, которые мы ранее наблюдали в Украине сначала по отношению к УПЦ КП, а теперь и к ПЦУ.
Здесь нужно несколько слов сказать о том, что такое «Бессарабская митрополия».
Она была основана Румынской Православной Церковью как архиепископия на территории Бессарабии (ныне Республика Молдавия). Ряд иерархов РПЦ, которые после революции 1917 года не пожелали быть в юрисдикции Румынского Патриархата, были вынуждены покинуть страну. После войны 1945 года, в Бухаресте и, в 1946 году в Москве, патриархи Румынский Никодим и Московский Алексий I договорились о восстановлении над Кишиневской епархией юрисдикции Русской Православной Церкви.
В 1991 году, после развала СССР, в Кишиневской епархии заговорили о присоединении к Румынскому патриархату. Однако, в 1992 году съезд молдавского духовенства решил остаться в составе РПЦ. А 14 сентября 1992 года группа священников объявила о воссоздании «Бессарабской митрополии» в составе Румынского патриархата. Возглавил эту группу епископ Бельцкий Петр (Пэдурару), который был запрещен РПЦ в служении, но потом, без отпускной грамоты, принят в Церковь Румынии. В Москве заявили, что действия румын не каноничны, но общения с Румынским патриархатом не прервали. Ситуацию перевели в подвешенное положение, при котором на территории Молдовы фактически действуют две церковные юрисдикции. Подавляющее большинство приходов и священников остаются в Молдавской Православной Церкви, однако, «Бессарабская митрополия» не прекращает попыток добиться количественного роста.
С началом «СВО» эти попытки обрели серьезную поддержку со стороны государства.
Молдавская Церковь и власть
В 2022 году некоторые политики страны начали обвинять Молдавскую Церковь, что она поддерживает идею «русского мира». Например, представитель пропрезидентской партии Молдовы «Действие и солидарность» депутат Оазу Нантой назвал Молдавскую церковь «вотчиной русского мира» и потребовал, чтобы священники более четко высказались по ряду политических вопросов, в первую очередь – о конфликте в Приднестровье (аналог вопроса «чей Крым?», который задавали священникам УПЦ).
Позже, в молдавской прессе начали появляться публикации, которые содержали негативные высказывания в адрес предстоятеля Молдавской Церкви митрополита Владимира. В частности, его обвинили, что в начале октября 2022 года он участвовал в Синоде РПЦ, а сразу после этого якобы отслужил литургию, где звучала молитва о Путине. Митрополит Владимир вынужден был оправдываться, что во время литургии он читал молитву об исцелении болящих, и «никогда не молился за Путина».
Однако, ему «не поверили» и давление на Церковь Молдавии только усилилось. В октябре 2022 года государственный канал Молдовы обвинил Молдавскую Церковь в поддержке «СВО» и прекратил трансляции служб.
В ноябре Либеральная партия Молдовы обратилась к священникам и прихожанам Молдавской Митрополии и призвала передать подчиненные Московскому патриархату храмы под юрисдикцию «Бессарабской митрополии». А лидер Либеральной партии Молдовы вообще заявил, что «поведение митрополита Владимира противоречит национальным интересам и интересам всего общества».
Роль Румынского патриархата
Вместе с тем, 13 июля 2023 года Патриарх Даниил и госсекретарь Департамента румынского правительства по связям с Республикой Молдова (DRRM) Адриан Дупу подписали Протокол о сотрудничестве, в котором говорится о ряде мер, призванных развивать связи и укреплять духовную, культурную и национальную идентичность румын в Молдове. Приоритетным направлением сотрудничества, как сказано в документе, является «строительство и ремонт церквей Бессарабской митрополии».
Параллельно с этим, патриарх Даниил попросил власти Молдовы вернуть здания бывшего православного богословского факультета и бывшей духовной семинарии в Кишиневе в пользование «Бессарабской митрополии». Он призвал, чтобы клирикам «Бессарабской митрополии разрешили оказывать религиозную помощь в армии, тюрьмах и больницах, а также приглашали на официальные мероприятия, на которые обычно приглашают клириков Молдавской Православной Церкви Московского патриархата».
Другими словами, все эти факты свидетельствуют, что в Молдове ведется очень активная работа по вхождению Молдавской Церкви в состав Румынского патриархата. На этом фоне, состоявшийся несколько дней назад визит представителя Константинопольского патриархата в Молдову, можно считать достаточно показательным.
Цена за признание ПЦУ – Молдавия?
11 августа 2023 года представитель Константинопольского патриархата митрополит Бельгийский Афинагор приехал в город Тырговиште, чтобы поздравить митрополита Тырговишского Нифона с днем небесного покровителя. Во время литургии представитель Фанара заявил об укреплении церковных и канонических связей между Констанинопольской и Румынской Церквами. Особо он подчеркнул необходимость укрепления единства православных христиан всего мира. Напомним, в понимании Фанара единство может быть обеспечено только признанием ПЦУ. Какое отношение ПЦУ имеет к празднику в Румынии? Самое прямое.
Дело в том, что персона митрополита Нифона, избранная в качестве «связующего звена» между Румынской Церковью и Фанаром – не случайна. Еще в мае 2019 года делегация дипломатов из США встретилась с патриархом Румынским Даниилом, чтобы обсудить вопросы «расширения сотрудничества в религиозной сфере». Что стоит за этим «расширением» мы знаем – продвижение признания ПЦУ.
Интересно, что кроме патриарха, американцы во главе с Сэмом Браунбеком встретились именно с митрополитом Тырговишстским Никоном. В ходе переговоров с владыкой Браунбек заявил, что цель его визита в Румынию – «развивать отношения с православным миром». Он рассказал митрополиту Нифону, что уже посетил гору Афон, Грецию и Болгарию, а после визита в Румынию отправится в Республику Молдова.
Также, 22 октября 2021 года на праздничной литургии в храме святого Георгия на Фанаре, совершенной по случаю 30-й годовщины восшествия на патриарший престол патриарха Варфоломея, в качестве гостя присутствовал и митрополит Тырговиштский Нифон. Его соседом по стадии (деревянное кресло в греческих храмах) был «епископ» ПЦУ Нестор Пысык. Все остальные иерархи представляли грекоязычные Церкви. Поэтому, еще раз повторим, едва ли визит иерарха Фанара к митрополиту Нифону – просто дань уважения. Очень вероятно, что на кону стоит вопрос признания ПЦУ Румынской Церковью. Цена этого «признания» – помощь в процессе «перевода» Молдавской Церкви в «Бессарабскую митрополию».
Кроме вышеозначенных фактов на это указывает еще несколько косвенных признаков. Например, на празднике в Тырговиште были еще два иерарха: митрополит Китийский Кипрской Православной Церкви Нектарий и епископ «Южно-Бессарабский» (в составе «Бессарабской митрополии) Вениамин. Нектарий известен как самый ярый сторонник ПЦУ на Кипре, а присутствие епископа «Южно-Бессарабского» вряд ли стоит отдельно комментировать.
Таким образом, Фанар продолжает свою упорную и довольно активную работу по продвижению ПЦУ. Мы уже писали, что фанариоты ведут относительно структуры Думенко переговоры с болгарами и македонцами. А теперь к «переговорному процессу» добавились еще и румыны.
Можно не сомневаться, что при помощи «западных партнеров» правительство Молдовы поддержит Фанар. А с учетом того, что происходит в мировом Православии, сценарий, при котором всех несогласных переедут катком репрессий, никакого сопротивления в демократическом обществе не вызовет. Верующим молдаванам уже стоит к нему готовиться. А фанариоты сделают все, чтобы Русскую Церковь превратить исключительно в Российскую. И не факт, что это у них не получится.
https://spzh.news/ru/zashhita-very/75452-fanar-i-rumynskaja-tserkov-priz...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии