Эволюция отечественного дизайна от авангарда до современности – в Новой Третьяковке
От революционных идей авангарда до современных тенденций. Третьяковская галерея и Московский музей дизайна представляют выставку, которая рассказывает о развитии отечественного дизайна за последние 110 лет! О том, как менялись стили – расскажет Юлия Кундрюкова.
Дизайнер Андрей Слабов смело испытывает свое детище – кресло, сделанное из фанеры. Это – параметрический дизайн. Выглядит хрупким, но его прочность рассчитана четкими алгоритмами. "Листы фанеры различной толщины от миллиметра до 32-х миллиметров, мы их раскраиваем на станках ЧПУ по предварительным эскизам и дизайнам, вот, а потом склеиваем, собираем такие вот изделия. Изделия называются параметрические, это параметрическое кресло", – говорит дизайнер Андрей Слабов. Точкой отсчета российского дизайна стала выставка "Ноль-десять" 1915 года, на которой были представлены "Черный квадрат" Малевича и "Угловой контррельеф" Татлина – основа супрематизма и конструктивизма. Парящие геометрические формы перешли на предметы обихода: вот, например, чайная пара Малевича и ваза Николая Суетина. "Произошел концептуальный перелом. Это был огромный сдвиг, они предчувствовали и политические изменения, и они предчувствовали, что промышленная революция должна надвигаться, потому что мы немножко тормозили в то время в России, и, конечно же, потом все это пришло", – рассказывает директор Московского музея дизайна Александра Санькова.
Конструктивизм проник во все сферы жизни: идея нового быта отражалась в проектах домов, мебели. Александр Родченко разработал интерьер для рабочего клуба и вот такой функциональный шахматный стол. А вот и он сам – в костюме, сшитом по проекту Варвары Степановой. Рядом – работы современных авторов в этой же стилистике. "Сейчас дизайнеры стали искать вдохновение в традиционных народных промыслах", – уверена Виктория Андреянова. Но это не всегда буквальный перенос узоров на ткань. "Эти платья как такой символ одного из дизайнерских приемов – прием пятна. Когда архитектура, конечно, имеет значение. Но еще усиливает эту архитектуру бант, как отдельный арт-объект", – объясняет дизайнер Виктория Андреянова.
На выставке – несколько этапов развития российского дизайна. Следующим ярким явлением после конструктивизма был послевоенный сталинский ампир. Роскошь повсюду: и на тканях, и на декоративной плитке – такая украшает станцию метро "Октябрьская". А дальше – эпоха космического модернизма. Мечты о Космосе и Времена оттепели. "Предметы стали походить на какие-то космические аппараты, на ракеты. Мебель куда-то понеслась, полетела на тонких вытянутых ножках. Она стала парить в воздухе и стала как будто-то бы невесомой", – делится куратор выставки Азат Романов.
Промышленный дизайн в семидесятые годы тоже стремился в Космос. Вот с такой камерой, например, должны были высадиться на Луну. "Я горжусь тем, что это сделал мой отец, Альберт Петрович Смирнов. Это начало 70-х годов, лунная гонка. Советские технологии и американские технологии соревнуются. И вот молодой дизайнер, пришедший из Строгановки, предлагает инновационное решение, абсолютно не похожее ни на какие другие камеры. Космонавтам она нравится, и завод выпускает и подготавливает их к полету на Луну", – комментирует вице-президент Союза дизайнеров России Сергей Смирнов. Сам Сергей пошел по стопам отца – занимается промышленным дизайном, выпускает продукцию для медиков. Ведь в этой сфере тоже нужна красота и функциональность. Кстати, именно промышленных дизайнеров сейчас остро не хватает. И в целом спрос на дизайнеров во всех сферах вырос – ведь в эпоху санкций многое нужно создавать самим.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии