Евангельское чтение: почему апостолы не могли исцелить бесноватого отрока?
Христос сказал, что духи злобы изгоняются только постом и молитвой. Пост и молитва – способы отказа от себя, своих «законных прав» на отдых и еду, чтобы мы вернулись в реальность духа, который один по-настоящему реален. Комментирует протоиерей Александр ПРОКОПЧУК.
[В то время] ответил Ему один [человек] из толпы: «Учитель! Я привел к Тебе моего сына, одержимого духом немым. Где бы этот дух на него ни напал, он валится наземь, на губах у него пена, зубами он скрежещет, а тело сводит судорогой. Просил я учеников Твоих, чтобы они изгнали духа, а они не смогли».
И сказал Иисус им в ответ: «О поколение, не имеющее веры! Сколько еще терпеть вас? Ведите его ко Мне».
И привели его к Нему. И когда бесноватый завидел Иисуса, тотчас дух свел его судорогой; он свалился на землю и катался с пеной на губах. И спросил Иисус его отца: «Как давно это случилось с ним?» А тот ответил: «С детства! И много раз дух бросал его и в огонь, и в воду, на погибель ему. Так помоги же нам, сжалься над нами, если Ты что-нибудь можешь!»
Но Иисус сказал: «Если тыможешь [поверить]: всё возможно тому, кто верует». И тотчас отец мальчика воскликнул со слезами: «Верую, [Господи]! Помоги моему неверию». А Иисус, видя, что сбегается народ, пригрозил нечистому духу и сказал: «Дух немой и глухой! Я велю тебе: выйди из него и впредь не входи в него!»
С воплем и сильным сотрясением всего тела дух вышел, и мальчик сделался, как труп, так что многие уже говорили, что он, мол, умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял; и тот встал.
А когда вошел Иисус в дом, Его ученики спрашивали Его наедине: «Почему мы не смогли изгнать его?» И сказал Он им: «Этой породы не изгнать ничем – только молитвой [и постом]».
И оставив эти места, шли они по Галилее; и Он не хотел, чтобы кто-нибудь узнал; ведь Он наставлял Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий будет предан в руки человеческие, и убьют Его, и Он, умерщвленный, через три дня воскреснет.
(Мк.9: 17-31)
— Когда впервые Господь послал своих апостолов на проповедь, они пошли по Палестине, обращаясь ко всем, кого встречали, и их слово обладало исцеляющей силой. Отступали болезни, уходили страдания, к людям возвращалась радость, их жизнь начиналась заново, как будто невзгод и не было. Эти чудеса укрепляли веру апостолов в то, что их Учитель – тот, которого народ ждал веками.
Когда они вернулись к Иисусу после своего путешествия, наверное, они наперебой рассказывали Ему и друг другу обо всем происходившем. И вот в какой-то момент Господь уходит с тремя из них на гору Фавор, а другие апостолы остаются у ее подножья. Поток людей, желающих услышать Христа, не иссякал никогда, и, возможно для того, чтобы сдержать этот напор, часть апостолов осталась внизу, иначе бы народ устремился на гору вслед за Иисусом (см. Мк 6.33), а Ему нужно было уединение.
И вот в это время отец приводит своего сына, «имеющего духа немого. И где этот дух на него ни нападет, бросает его на землю, и он испускает пену и скрежещет зубами и коченеет» (Мк 9.17-18), поэтому жизнь его родителей сводилась к постоянному страху за ребенка. Но никто из апостолов, оставшихся у Фавора, не в состоянии справиться с одержимостью мальчика. Их бессилие очевидно, и разочарование и отчаяние овладевают отцом. Неужели никто не может ему помочь? И вот он видит четырех человек, спускающихся с горы, он знает, что один из них – Иисус – его последняя надежда.
Но в это же время у подножья Фавора стояли книжники и, как всегда, спорили о чем-то. Мы постоянно встречаемся на страницах Евангелия с книжниками и фарисеями, для которых общение со Христом каждый раз выливается в спор. Вот и в данном случае, убедившись, что в отсутствие Иисуса апостолам не удалось исцелить мальчика, они затеяли с ними прения. Очевидно, что ими двигало желание взять вверх над Иисусом Христом и Его учениками.
Есть люди, для которых главным в жизни является противостояние, для них знание, «книжность» – это стартовая площадка для того, чтобы доказать, что другой неправ. Увы, по большей части мы тоже являемся людьми, для которых чужие просчеты являются желанным поводом для укорений, споров, вспышек гнева, осуждения и переживания собственного величия.
На самом же деле, в споре каждый готов слышать лишь самого себя, отстаивать лишь свое мнение и не принимать мнения другого. Наше всегдашние несогласие с окружающими касается не только споров и выяснения отношений, оно выливается в то, что спор не прекращается и внутри нас.
Мы пребываем в постоянном внутреннем диалоге с другим человеком, и даже внутри себя стремимся к тому, чтобы наша точка зрения во всем одержала верх. И, как следствие, бываем, глухи к голосу совести, отвергая ее обличения и подыскивая для себя оправдания.
Однако большинство людей, которые в ожидании Иисуса Христа стали невольными свидетелями спора книжников с апостолами, не проявили к спору никакого интереса.
Как только Иисус показался на горизонте, вся толпа ринулась к Нему. Евангелист подчеркивает, что внешний облик Христа после Преображения вызывает восхищение у всех собравшихся: «И… весь народ, увидев Его, изумился…», что, наверно, особенно ярко контрастировало с искаженными лицами спорливых книжников.
В присутствии Иисуса Христа продолжение полемики уже невозможно: «И Он спросил их: о чем вы спорите с ними? И ответил Ему один из толпы: Учитель, я привел к Тебе сына моего, имеющего духа немого… и сказал я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не смогли» (Мк 9.16-18).
Последующее чудо становится разрешением этого спора: как только исцеление совершилось, исчез и предмет спора. Спорить больше не о чем. Так бывает часто: когда спор вызван страстями, его предмет уже через недолгое время становится неинтересен.
Уверенность в собственной правоте и превосходстве своей точки зрения – основное препятствие для духовной жизни. Чтобы что-нибудь получить у Бога – надо смириться перед Ним, подобно отцу этого юноши. Он прилюдно и сознательно смиряет себя перед Иисусом: «И когда пришли они к народу, подошел к Нему человек и, опускаясь перед Ним на колени…» (Мф 17.14). Гордыня мешает нам склониться перед Господом, ведь кажется, что Он слышит нас в любом положении, зачем Ему поклоны?
Услышав о причине спора, Иисус «ответил им: о, род неверный! Доколе с вами буду? Доколе буду выносить вас?» (Мк 9.19). Почему Он обличает не учеников и не отца страдальца, а всех собравшихся? Почему виноваты оказываются все? Потому что не только лишь ученики бессильны, никто из собравшихся ничего не смог бы сделать для облегчения участи этого ребенка.
И значит, каждый должен укорить себя за свои отступления от Бога. Но, в первую очередь, виновны не ученики, а отец мальчика, который, хотя и просит об исцелении, но уже не надеется, что это когда-нибудь произойдет. Его душа надломлена неверием. Так и мы часто просим что-либо у Бога и не верим, что это возможно. Поэтому Иисус сначала вынужден исцелить от маловерия отца мальчика: «...ты сказал – «если что можешь». Все возможно верующему. И тотчас вскричал отец ребенка: верую, помоги моему неверию» (Мк 9.23-24).
Иисус во всеуслышание приказывает злому духу покинуть мальчика и впредь не входить в него. Мальчик освобожден навсегда, но поскольку до этого его жизнью полностью управлял бес, их сцепка была настолько сильна, что когда она разорвалась, юноша становится как бы мертвым, и окружающие уверены, что он погиб: «...сильно сведя его судорогой, дух вышел; и сделался он, как мертвый, так что многие говорили: умер. Иисус же, взяв его за руку, поднял его, и он встал» (Мк 9.26-27).
«Почему мы не смогли изгнать его? Что не так?» Этот вопрос мучает учеников, но они не решаются задать его прилюдно, а задают только в доме, без посторонних глаз. И Господь им отвечает: «этот род ничем не может быть изгнан: только молитвой и постом» (Мк 9.29). Надо полагаться не только на силу, данную извне, но и самим быть на высоте.
Ответ Иисуса помогает апостолам посмотреть на себя без гордости и тщеславия, осознать причину постигшей их неудачи. Каждый из нас не раз ощущал то бессилие, которое испытали апостолы, свою неспособность справиться с поставленной перед собой духовной задачей. И каждому из нас Христос мог бы ответить так же: молитва и пост. Все дело в нас.
Люди всегда склонны в своих неудачах винить других: что-то не получилось, что-либо происходит не так, как бы того хотелось и тут же сердце заполняется злобой и недовольством, всплывают обиды и претензии к окружающим.
Причину же неуспеха следует искать не вовне, она внутри, ее необходимо связывать лишь с самим собой. Дело здесь не в возможностях Бога, а в нашем внутреннем состоянии. Поэтому прежде чем хоть что-нибудь ожидать от Бога, надо вспомнить, что и Бог чего-то ждет от нас. И пост – это не только война с собой, но и еще и духовная брань с бесами, которые всячески стремятся нас погубить. И, поскольку в основе грехопадения лежит невоздержание – молитва и пост являются зароком нашей победы над грехом, так как молитва – это призывание на помощь Бога, а пост – это готовность отказаться от тех соблазнов, которые предлагает нам диавол.
«И выйдя оттуда, они проходили через Галилею... Он давал наставления Своим ученикам и говорил им, что Сын Человеческий будет предан в руки человеческие, и убьют Его, и, убитый, Он через три дня воскреснет. Но они не понимали этого слова...» (Мк 9.30-32). Христос говорит о смерти, а значит – неизбежно расставание с Учителем, и это вызывает печаль у учеников, поскольку они понимают, что Сын Человеческий – это Он Сам. Они боятся будущего: что будет с ними дальше? Грядут события, суть которых им пока не ясна. Господь вновь говорит о Своем воскресении, но теперь уже всем Двенадцати, а те трое, которые были с Ним на горе, слышат эти слова в течение дня второй раз (Мк 9.9). Ему надлежит умереть и воскреснуть, Божественное противостоит человеческому. Иисус знает, что смерть захватит Его лишь на время. Это подводит апостолов к пониманию, Кто же в действительности перед ними. Дело не только в том, что Ему хорошо известны все будущие события, Он знает, что не подвластен смерти, а, следовательно, не зависит от «рук человеческих», потому что любая человеческая власть всегда основана на страхе перед смертью.
Есть вещи, перед которыми бессильны люди, и только одному Богу возможно что-нибудь изменить, как, например, в данном случае – излечить одержимого юношу. А есть события, когда Бог «уступает первенство» злой воле человека. Мы часто удивляемся, почему же Бог не препятствует злу, насилию, смерти, которые царят в этом мире? Но в этом предсказании о Своих грядущих страданиях мы слышим, что даже для Себя Он не изменит существующий ход событий, Он Сам становится побежденным, принимает поражение, чтобы затем навечно стать Победителем!
http://www.nsad.ru/articles/evangelskoe-chtenie-pochemu-apostoly-ne-mogli-iscelit-besnovatogo-otroka
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии