Евангельское чтение: Христос и расслабленный

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Христос помог расслабленному, видя веру друзей его. Своей веры больному не хватило. Вот почему для нас, находящихся в Церкви, так необходимы и так могут быть действенны молитвы друг за друга.
Комментирует иеромонах Макарий (МАРКИШ), преподаватель Иваново-Вознесенской семинарии, церковный публицист:

Исцеление расслабленного (Мф. 9, 1-8); Монастырь Высокие Дечаны. Сербия. XIV в. Фото сайта ruicon.ru

Самое главное, на что следует обратить внимание в этом отрывке – это слова Христа «что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?» Казалось бы, сказать «прощаются грехи» проще – тем более что это уже было сказано. Но с другой стороны, если бы исцеления не произошло (то есть если бы расслабленный не встал и не пошел), то окружающие люди, чья вера требовала бы укрепления, не приняли бы этих слов Христа всерьез.

Спаситель никогда не совершает чудес просто так, ради самого события. Они всегда имеют какой-то нравственный, духовный смысл. Исцелять от болезни может и простой врач, можно сделать уколы или прописать таблетки и болезнь пройдет – вот и исцеление. Но все мы в конце концов умираем, ни одно из материальных чудес-исцелений не имеет постоянства в нашей жизни. В этом отличие чудес-исцелений, совершаемых Христом: они «берут старт», начинаются в материальном мире и продолжаются в вечности.

Иисус напоминает людям о связи между прощением грехов – прощением не в юридическом, а в онтологическом смысле, как избавлении от власти и действия греха – и исцелением. Говоря о власти прощать грехи, Спаситель как бы говорит: Сын человеческий пришел в этот мир, чтобы дать не только и не столько физическое исцеление, сколько исцеление души, духа, самой искаженной грехом природы человека, дать избавление от второй смерти и вечных мук. Таким образом, телесное чудо, которое творит Христос, имеет явное продолжение в вечности.

Отметим и такой момент: к Христу расслабленного приносят друзья несчастного, и Иисус «видя веру их», исцеляет беднягу. Что же получается, вера расслабленного и вовсе не важна и замещается верой друзей? Нет. Но эти слова говорят о том, что, видимо, веры самого расслабленного было недостаточно. Возможно, что между ним и полнотой веры стоял некий грех, который прощает Спаситель, некое заблуждение. Вера его друзей была неким содействующим фактором – вот почему для нас, находящихся в Церкви, так необходимы и так могут быть действенны молитвы друг за друга.

Мы в Церкви – это не каждый человек по отдельности. Мы вместе идем христианским путем, поддерживая и помогая друг другу молитвой. Только важно понимать, что молитвенная помощь – это не магическая формула, автоматически что-то исправляющая, а именно взаимная помощь, взаимная поддержка, которая может быть выражена не только словом, но и делом, -- вот как у друзей расслабленного.
Книжники мысленно упрекают Христа в богохульстве. Ибо кто же имеет право прощать грехи, кроме Бога? Это тема, достаточно характерная для всего евангельского повествования. Иисус – Бог, ставший человеком, но, чтобы это утвердилось в сознании людей, потребовалось более трехсот лет, до принятия в IV веке нашего символа веры. Три сотни лет должно было пройти, чтобы верующие христиане приняли этот факт в качестве основания своей веры! Хотя обстоятельства земной жизни Спасителя таковы, что они не оставляют сомнения в Его природе. И всякий, кто наблюдал и слушал Его, мог в своем сердце сделать выбор.

Христос, безусловно, как Сердцеведец, читает мысли книжников о Себе. Но Он только вышел на проповедь, Его еще мало знают, и поэтому Он еще не укоряет их в неверии, в клевете на Себя. Скорее можно увидеть, что Христос призывает скептически настроенных книжников веровать, взывает к ним, сподвигая узнать Себя. К простому народу Христос-Мессия обращается одним способом, притчами и иносказаниями, а к религиозным вождям – другим словом.

И это не случайно. Ведь именно эти люди, религиозные вожди своего народа, осознанно ждали Его, и по своим знаниям и пониманию Писания должны были принять Его в первую очередь. Они должны были Его узнать – как и произошло с некоторыми из фарисеев, признавших Христа, с Никодимом и Иосифом Аримафейским. Но большинство из фарисеев, кто должен был Его узнать и принять – не приняли Спасителя. Хотя на этих людях лежала большая ответственность, чем на простом народе, они специально обучались Писанию, изучали пророчества о Христе, и должны были узнать Его раньше других – «кому больше дано – с того больше спросится». Но начало Евангелия от Иоанна горько свидетельствует: пришел ко своим, и свои Его не приняли.

Но в этом отрывке Иисус еще в начале Своего пути, Он только начал Свое служение, поэтому Он не обличает скептиков, как будет обличать в конце Своего служения, а взывает к ним.

Но самоуверенность и самодовольство фарисейское, а главное – нежелание, чтобы .их Бог, которого они ждут, был такой, как «этот Иисус», приводят книжников к неузнаванию Бога и гибели. Впрочем, не каждое неузнавание было однозначно гибельно. В Евангелии Иисус спрашивает апостолов: за кого почитают Меня люди – и получает в ответ разнообразные варианты: «одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков». То есть, далеко не все, принимавшие Христа, узнали в Нем Сына Божьего! Однако это не значит, что они были однозначно осуждены.

Это нам сейчас проще, у нас есть Символ Веры, где сказано, как надо исповедовать Христа. Но догматы появлялись в течение времени, формулировались людьми учеными, однако порой и заблуждавшимися, и исправлявшими свои заблуждения. И на это потребовалась не одна сотня лет.

Даже читая Отцов Церкви первых трех веков (до появления Символа Веры), мы находим там разные мысли и суждения, которые сейчас уже нельзя назвать православными. Но суть в том, что Отцы не погрешали против православия, размышляя так, не впадали в ересь. Просто на тот момент еще не было тех вероучительных основ, о которые можно было бы поверять свои суждения. И уж конечно богословской, философской ясности, к которой пришла Церковь за сотни лет, не было во время земной жизни Христа Спасителя.

Поэтому в Евангелии от Луки есть слова Христа, обращенные к апостолам, возмутившимся, что некто, не бывший среди учеников Иисуса, проповедует Его именем и изгоняет бесов. Кто не против вас, тот с вами – говорит Спаситель. А в Евангелии от Матфея Иисус говорит: Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает. Вторая формулировка, зеркальная по отношению к первой, относится к явно противодействующим Ему фарисеям, которые должны были Его узнать, ибо лучше прочих знали Писания. А к простому народу, не до конца понимавшему подлинную природу Христа, но не враждовавшему, не отвергавшему Его, относится первая формулировка: если они не противодействуют нам, если не против нас – значит, они с нами, могут быть с нами в перспективе, понять, дорасти до истинного понимания. И вся история человечества реализует эти слова Спасителя: кто не против нас, тот может быть с нами.

Евангелие от Матфея, 9; 1-8
«И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует. Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, – тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой. И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой. Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам».
http://www.nsad.ru/articles/evangelskoe-chtenie-hristos-i-rasslablennyj