Евангельская история в проповедях. Званые и избранные. Протоиерей Михаил Браверман
Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал: Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою; прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных. (Мф. 22, 1-14)
Синодальный перевод
Рассказав притчу о злых виноградарях – иносказательную историю о том, что Он будет убит начальниками народа, Господь посмотрел на книжников и фарисеев и сказал им: «Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу приносящему плоды его». А затем предложил еще одну притчу – о званных на брак, с одной стороны она продолжила обличения тех, кого Господь воспитывал на протяжении веков через закон и пророков, а с другой, относится к нам с вами – к тем, кто составляет Новозаветную Церковь и кого Господь призывает в Свое Царство.
Если в притче о виноградарях образом Бога Отца являлся хозяин виноградника, то в притче о званных на брак это царь, который сделал брачный пир для своего сына. Причем и в греческом и в церковно-славянском тексте брачные торжества или браки, на которых приглашаются званные, имеют множественную форму, потому что всякий человек, который слышит Священное Писание приглашается к духовному единству с Христом Спасителем. Мы видим, что сразу в нескольких евангельских притчах, учение о Царстве Божьем дано Господом через образ брачного пира. А еще раньше, в Ветхом Завете книга Песня песней идеал единства души и Бога раскрывала через лирику любви. Согласно толкованию святителя Григория Нисского премудрый Соломон, в книге Притч представив в слове саму Премудрость повествующею о Себе (Ведь это одно из имен Божьих – прим.М.Б.), после, в Песне песней (которая по слову святителя обещается научить нас тайнам тайн) «начинает приуготовлять юношу к таковому сожительству, повелевая ему иметь уже в виду Божественное брачное ложе. Ибо говорит: не остави ю, и имется тебе; возжелей ея, и соблюдет тя. Огради ю, и вознесет тя; почти ю, да тя обимет; да даст главе твоей венец благодатей, венец же сладости защитит тя (Прит. 4, 6. 8-9). Сими брачными уже венцами украсив невесту, повелевает быть неразлучным с нею, говоря: егда ходиши, води ю, и с тобою да будет; егда же спиши, да хранит тя, да востающу ти, глаголет с тобою» (Прит. 6, 22).
И вот Господь Бог призывает человека к полноте бытия – призывает к Себе. В истории Бог неоднократно обращался к Своему народу через Своих слуг – пророков. Но как отвечал человек? Также как в притче: кто-то пошел на поле, кто-то занялся торговлей. Этим людям не нужен был Бог в их жизни, только мешал. Так ведь и сейчас, люди зачастую полагают, что сначала они будут заниматься своими делами, а уж потом, когда-то, наступит время для духовной жизни. Но ведь еще в Ветхом Завете дана заповедь: «шесть дней делай дела свои, а день седьмой Господу Богу твоему». А в Новом Завете Господь говорит что и этого мало: «Ищите прежде всего Царство Божие, а остальное все приложится вам». Если нет самого главного – нет присутствия Бога в жизни, то для чего же тогда все остальное, для чего все заботы которыми обременяет себя человек. Но человек не только не прислушивается к пророкам и Слову Божьему, человек не только не ищет Царство Божие, но его раздражает то, что мешает ему жить своей земной жизнью и напоминает о небесном призвании – в притче рабов царя побивают камнями и даже убивают, именно такой и была в большинстве участь ветхозаветных пророков. И вот разгневанный царь посылает войска и сжигает город убийц – это в притче. А в истории, в семидесятых годах, Римские войска разрушили Иерусалим и сожгли храм. Радовался ли этому Господь? Нет, Господь не радуется погибели человеческой и в дни земной жизни Господь печалился о том что Иерусалим не узнал дней своего посещения – не узнал что служит к его миру. А когда Господа вели на казнь, Он сказал женщинам, что стояли по сторонам Его крестного пути, чтобы они не плакали о Нем, но плакали о себе и об Иерусалиме. Иерусалим отверг Христа и сам оказался отвергнутым.
Итак, когда званные оказались недостойными и город их был разрушен, тогда на брачный пир позвали всех кого только нашли на дорогах и перекрестках. Тогда пир наполнился и добрыми и злыми. И действительно в Церковь Христову призваны все – и праведники и грешники, добрые и злые. Но это не вечное состояние Церкви, оно продлится до Страшного суда. В одной из притч Господь сравнил Царство Божие (Мат. 13, 47-50) с неводом закинутым в море и наполненным самой разной рыбой. На берегу – в конце всех времен, хорошее полагают в сосуды а худое выбрасывают. В другой притче – о пшенице и плевелах, при жатве – кончине века, пшеницу убирают в житницу, а плевелы связывают и сжигают. Вот и в притче о званных на брак не все приглашенные остаются на пиршестве. Царь видит человека одетого не в брачную одежду. «Друг – обращается Царь к нему, как ты здесь оказался?» Вот как относится к человеку Бог, Он называет нас своими детьми и своими друзьями. Но что означает отсутствие брачной одежды? Иногда толкователи ссылаются на древний восточный обычай приглашенным на брак давать еще и соответствующее случаю одеяние. Но ведь притча это не история того что было в действительности, это образный рассказ в котором земное свидетельствуют о небесном. В притче могут присутствовать символы и аллегории, но самое главное – это общий смысл рассказа. И понятно, что человек без брачной одежды просто не соответствовал своему призванию. И он не мог ничего сказать в ответ, он молчал. Это сейчас человек оправдывает теми или иными обстоятельствами свои ошибки и грехи. Но когда нас спросит Господь, сможем ли мы что-либо сказать в свое оправдание, когда увидим что все, что нам необходимо для спасения, Он нам даровал. Человек остается безответным перед Богом и своим слугам в притче Царь повелевает связать ему руки и ноги и выкинуть его вон – во тьму кромешную. Когда окончится наша жизнь, то уже не будет возможности реализовать свое призвание. Не будет возможности ни направляться к Свету, не творить дела света, время и место для этого – здесь и сейчас.
Но что же означают слова Господа которыми Он закончил притчу: «Много званых, мало избранных». Кто такие званые и кто такие избранные? О призвании и оправдании человека Богом апостол Павел пишет: «Кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал» (Рим.8.30) Неужели одни люди предопределенны – избранны к спасению, а другие нет? Никак! Всех людей призывает Господь Бог к спасению. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные» – говорит Господь. Всех зовет к Себе Господь, только от самого человека зависит, как он отвечает и как он трудится над Божьим словом. Преподобный Симеон Новый Богослов обращается к ученику Христову и комментируя слова апостола о призвании и предопределении пишет: «И ты призван и предопределен ко спасению, потщись выполнять заповеди Божии». Аминь.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии