Евангелист для язычников. Екатерина Иванова
Один молодой человек — из ищущих истину, но неверующих — решил познакомиться с текстом Евангелия, чтобы, как позднее вспоминал он сам, «проверить и покончить с этим». Но оказалось, что Евангелий — четыре! Какое же выбрать для ознакомления? Ответ был для него очевиден: самое короткое. Юноша склонился над книгой, и вдруг ему показалось, что в комнате есть кто-то еще. Тогда он поднял голову и почувствовал, что по ту сторону стола стоит Воскресший Христос! Бесценную возможность встречи со Христом через евангельское слово этому сомневающемуся юноше — будущему митрополиту Антонию Сурожскому — подарил святой апостол и евангелист Марк, память которого мы празднуем 8 мая.
В Гефсиманском саду
Апостол Марк с рождения носил имя Иоанн — прозвище Markoj, что означает «молот», он получил позднее. Согласно преданию, дом его матери Марии находился недалеко от Гефсиманского сада, так что детство и отрочество будущего евангелиста прошли в окрестностях Иерусалима. Во времена земной жизни и Крестных страданий нашего Господа Марк был совсем юным. Он не входил в число двенадцати ближайших сподвижников Христа, однако был непосредственным свидетелем многих событий последнего года земной жизни Спасителя.
Евангельские сведения о жизни апостола весьма обрывочны и немногословны. Впервые мы видим апостола Марка в Гефсиманском саду в страшную ночь всеобщего отречения и отчаяния. В тексте Евангелия он не назван по имени. В тот момент, когда все апостолы в ужасе разбегаются, некий юноша, превозмогая тошнотворный страх и чувство собственной беспомощности, следует за римскими легионерами. Его попытка пусть робко, издалека, но все-таки последовать за Христом тогда не увенчалась успехом: солдаты заметили юношу и схватили его, но он, оставив покрывало, нагой убежал от них (Мк. 14, 52). Этот небольшой эпизод представлен только в Евангелии от Марка, и Предание Православной Церкви твердо свидетельствует о том, что в этом небольшом отрывке святой Марк делится с нами драматичным опытом собственного позорного бегства, не боясь показаться смешным.
Более определенные сведения об апостоле мы можем почерпнуть из Книги Деяний Апостольских.
Между Римом и Александрией
В Книге Деяний мы видим святого апостола Марка неутомимым миссионером, совершающим длительные и тяжелые путешествия, ближайшим сподвижником и помощником апостола Варнавы — своего двоюродного брата, а также апостолов Петра и Павла. География его странствий весьма обширна: Рим, Малая Азия, Александрия, Африка. Мы видим, что этот путь давался апостолу Марку с большим трудом. Особенно тяжелым для него оказалось путешествие по горам Памфилии: подвижник не выдержал тягот дороги и возвратился в Иерусалим, а его спутники — апостолы Варнава и Павел — продолжили свой путь. Позднее, когда Варнава и Павел вновь захотели посетить основанные ими христианские общины в Малой Азии, между ними вышел спор из-за апостола Марка. Апостол Варнава хотел взять его с собой, потому что видел в нем верного и незаменимого помощника, но апостол Павел сомневался, что у Марка хватит сил совершить это путешествие до конца. Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр (Деян. 15, 39). Библейское свидетельство не сохранило для нас, как было уврачевано это «огорчение», однако в своем Послании к Колоссянам апостол Павел пишет об апостоле Марке: Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк <…>, также Иисус, прозываемый Иустом, оба из обрезанных. Они — единственные сотрудники для Царствия Божия, бывшие мне отрадою (Кол. 4, 10–11).
Мы видим, что перед апостолами стояла не только сложнейшая задача свидетельствовать Духом Святым о вере, но и в каком-то смысле задача не менее сложная — сохранить мир, единство и согласие между собой, что так редко удается нам и должно служить нам назиданием.
Впоследствии святой Марк на несколько лет стал спутником апостола Петра. Они вместе посетили Рим и Александрию, где им удалось основать христианскую общину. Проповедь в Александрии была успешной, потому что легла на подготовленную почву: здесь была большая община иудеев, которые легко и радостно приняли весть о том, что Мессия наконец-то пришел, да и язычники, проживающие в этих краях, имели возможность знакомиться с Ветхим Заветом на греческом языке. Позднее апостол Марк основал в Александрии первое в истории христианское училище, в котором получили образование такие блестящие проповедники, отцы и учители Церкви, как Климент Александрийский и святитель Григорий Чудотворец. Святой апостол Марк составил для своей паствы чин Литургии, который совершался в Александрии вплоть до XII века. Но самым ценным, наверное, было то, что он в этот период вел беседы с апостолом Петром, узнавая от него многие важные подробности земной жизни Господа. Именно эти беседы стали основой Евангелия от Марка.
Благая весть для римских христиан
Свое Евангелие Марк написал по просьбе новообращенных римских христиан. В этот момент он снова находился в Риме и был, вероятнее всего, свидетелем мученической кончины обоих своих учителей — великих апостолов Петра и Павла.
Евангелие от Марка неслучайно открывается словами: Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия (Мк. 1, 1). Выражение «начало Евангелия» употребляется в Новом Завете — в частности, в Посланиях апостола Павла — в значении «начальная ступень евангельской проповеди». Апостол Марк тоже стремится дать новообращенным римским христианам начальные, базовые знания о том, Кто такой Иисус Христос, Сын Божий, и в чем заключается вера в Него. Люди, к которым обращается апостол, воспитывались как язычники: они не читали Ветхого Завета, они, скорее всего, вообще слабо представляли себе, где находится Иудея, они никогда не поклонялись Единому Богу, они не ждали никакого Мессию. Чем их можно зацепить? Что тронет их сердца? И апостол Марк, выросший под сенью ветхозаветного закона, встает на точку зрения своей паствы, как бы забывая всё, что знает он сам. Главная весть, которую он всеми силами стремится донести до христиан, совсем недавно оставивших языческий обычай, — это то, что Христос пришел как Победитель смерти. Он умер и воскрес из мертвых.
Для цели, которую ставит перед собой апостол Марк, более всего подходит та краткость, сжатость повествования, которую он избрал. Действие развивается стремительно, одна картина сменяет другую, и везде мы видим Господа-Победителя, упраздняющего болезнь, страдание и корень страдания — грех. Марк, в отличие от других евангелистов, сосредоточен не на учении Христа, не на Его словах, а на Его делах.
Апостол Марк бережно хранил в своей памяти подробности, переданные ему апостолом Петром. Он чувствовал себя не столько автором евангельского повествования, сколько переводчиком, точнее, истолкователем воспоминаний своего учителя. В тексте Евангелия от Марка мы слышим живой и пламенный голос апостола Петра, слышим его горький плач покаяния в холодную ночь, предшествующую Крестным страданиям Спасителя.
Евангелие от Марка написано на греческом языке, однако видно, что создано оно для тех, кто говорит на языке латинском: Марк несравненно чаще, чем другие евангелисты, приводит в тексте латинские слова — такие, как «центурион», «спекулятор», «легион», «ценз» — и объясняет греческие выражения через латинские термины.
Автор Евангелия — уроженец Палестины, и ему доставляет удовольствие показать своим римским читателям красоту родного языка, поэтому в Евангелии от Марка мы часто слышим слова Господа так, как они звучали в Его родном наречии. Вот Он исцеляет глухого косноязычного и, прикасаясь к его языку, говорит: еффафа (отверзись) (Мк. 7, 34). Он берет недавно умершую девочку за руку и говорит: талифа куми, что значит: «девица, тебе говорю, встань» (Мк. 5, 41). Он претерпевает мучительную смерть на Кресте и говорит: Элои! Элои! ламма савахфани? — что значит «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мк. 15, 33).
Кончина в Александрии
Александрийская община была особенно дорога сердцу апостола Марка. Сюда он возвращался несколько раз и именно здесь претерпел жестокие гонения от язычников, гордящихся своей «просвещенностью». Они не постеснялись напасть на апостола в момент, когда он совершал богослужение. Его жестоко избили, а потом разъяренная толпа, опьяненная видом крови и беззащитностью жертвы, выволокла его на улицу. Апостол оказался в тюрьме. Не было никакого сомнения, что его ждала мучительная казнь. Как будто он вновь оказался в Гефсиманском саду против безжалостной и тупой машины уничтожения… Но теперь святой апостол был не один. Согласно преданию, Сам Господь явился к нему в темницу и укрепил его перед страданиями. Казнь не состоялась. Святой апостол и евангелист Марк умер по дороге на судилище со словами: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой».
Газета «Православная вера» № 08 (556)
http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/evangelist-dlya-yazychnikov
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии