Евангелие в Вербное Воскресенье: Навстречу смерти твоей и моей
В тропаре Вербного воскресения поется: «…мы яко отроцы победы знамения носяще». Знамя нашей победы — не боевой штандарт, а ветка вербы – символ победы жизни над смертью, веры над отчаянием, любви над ненавистью. Об этом говорит и праздничное евангельское чтение. Комментирует протоиерей Сергий ГАНЬКОВСКИЙ
Вход Господень в Иерусалим. XVII в. Северные письма
1 За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.
2 Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.
3 Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.
4 Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:
5 Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?
6 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.
7 Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.
8 Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.
9 Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.
10 Первосвященники же положили убить и Лазаря, 11 потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.
12 На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, 13взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
14 Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:
15 Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.
16 Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что та'к было о Нем написано, и это сделали Ему.
17 Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.
18 Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.
(Иоанн, 12:1-18).
Комментирует прот. Сергий ГАНЬКОВСКИЙ, настоятель храма священномученика Владимира в Королеве:
— Что общего у сегодняшних чтений из Апостола и Евангелия? Сначала я заметил лишь одно — «Господь близко». К Своему народу, к Иерусалиму, к смерти и славе Своим, к нам. И «множество народа, пришедшего на праздник», потому и кричит Иисусу «осанна!», что Он — близко. Но чего каждый из них, из нас ждет от такой близости, от встречи с Господом?
Кому-то из стоявших тогда на дороге в Иерусалим с пальмовыми ветвями кажется близким исполнение всего их упования, упования на мессию, который освободит их от поработителей, исполнит «всякую правду» (Мф.3.15), восстановит мир и справедливость, утвердит их веру. Но упования эти, эти справедливость и вера — их упование и справедливость, а не Бога. Не тАинственной и безграничной, а потому непредсказуемой и страшной, встречи со Спасителем ждут они, а исполнения своих представлений и надежд, да просто — своего же представления о чуде, которое не дает увидеть животворящую любовь Иисуса к человеку, а влекущего всего лишь подивиться на ожившего мертвеца, ведь «потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо». Они ждут царя, а Бог пришел, приняв на Себя «зрак раба» (Флп.2.7), совсем не так, как приходят цари земные, — не в славе и торжестве, а в кротости и уничижении.
И потому, хотя возглас «осанна» (הושיע נא) дословно переводится как «спаси, мы молим», молим мы на деле о своем, и когда получаем Божье — не приемлем.
Конечно, Господь знает, что трагедия потомков падшего Адама заключается в том, что теоретически мы готовы искать «прежде Царства Божия и правды Его» (Мф.6.33), а на «практике» озабочены именно «остальным», тем, что только «прилагается» к главному, к тому, ради чего стоит жить. Подобно тому, как предатель-ученик увидел только бессмысленную трату драгоценного мира в том, что на самом деле было приготовлением к Жертвоприношению Спасителя, так и весь Иерусалим трагически обознался: они встречали царя земного, а явился Царь Небесный!
И тогда становится понятно, почему крик «распни Его!» раздается почти сразу после ликования, ведь Бог «не оправдал» наших надежд. И сразу забываем мы, что не потому Бог творит что-либо, что оно добро, а напротив — оно — добро, потому что это Он его творит.
Бог приходит к нам, чтобы встретиться, а не оправдывать наши ожидания. И тогда становится заметным второе, что роднит сегодняшние чтения Апостола и Евангелия — радость. В день, когда Церковь с ужасом и трепетом празднует Вход Господень в Иерусалим, напоминая, куда и зачем идет Христос сегодня, восседая на осленке, в день, когда, глядя с Елеонской горы на город, Спаситель плачет о нем и об этих людях, потому что они выбрали смерть, а не жизнь, – в этот день апостол Павел говорит нам слова, которые кажутся неуместными, почти кощунственными перед лицом того, что предстоит Сыну Человеческому: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп.4.4.). Только это радость разная — в одном случае — экзальтированное ликование толпы, а в другом — тихая радость встречи с Тем, Кого давно ждал. Радость о Господе очень редко похожа на радость мирскую. Вспомним, что в Своей Нагорной проповеди наш Господь призывает нас радоваться, «когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф.5.11).
Чего же ищем мы, ныне стоящие в храме? Успеха, бесскорбного жития, здоровья? Разве не успели мы заметить за долгие или короткие наши церковные годы, что чем ближе Господь, тем сильнее противостояние сил зла, мощнее их напор? Разве мы не знаем, что стоит нам хоть на одно мгновение преодолеть бушующие в нас страсти, как силы ада восстают на нас, и в результате те, кто еще совсем недавно кричал «осанна», начинают яростно скрежетать зубами. Недаром протоиерей Александр Ельчанинов заметил: «Только первые шаги приближения к Богу легки; окрыленность и восторг... сменяются постепенно охлаждением, сомнением, и для поддержания веры нужны усилия, борьба...». Кто-то продолжает бороться, а кто-то почитает себя обманутым, «не получившим знамения», покинутым на произвол судьбы.
И потому, чтобы радость наша не обернулась горькими слезами «неразумных дев» (Мф.25.3) – дщерей Иерусалимских, не забудем, что не за тем «грядет Господь на вольную страсть», чтобы нам легче и проще жилось, а затем, чтобы напомнить нам о том, где наш настоящий дом, в чем наша истинная радость и где спрятано истинное «сокровище наше» (Мф.6.21).
Сегодня – канун Страстных дней, а еще вчера, когда вся Церковь вспоминала воскрешение праведного Лазаря, мы за литургией, вместо привычного Трисвятого услышали: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». Церковь поет это песнопение накануне Страстных дней, не только отдавая дань древнему обычаю – крестить новообращенных на Пасху, но в первую очередь напоминая верным, что быть с Богом, воссесть по правую и по левую сторону от Христа в славе Его (Мк.10.37), как просили об этом апостолы, можно только «крестившись», погрузившись в скорбь Страстей Господних, разделив в меру своих сил с Господом Его страдания, чтобы потом разделить с Ним радость Воскресения.
В тропаре Вербного воскресения есть и такие слова: «…мы яко отроцы победы знамения носяще». Этими словами Православная Церковь сравнивает чад своих со знаменосцами победы, с теми, кто возвещает и войску, и народу, и солдатам противника, и всему миру грозную и радостную весть о падении вражеской крепости, об окончании сражения, о победе.
Знамя нашей победы, символ победы Церкви — не боевой штандарт, а маленькая веточка вербы, подобная той зеленой оливковой веточке, которую принесла голубка на Ноев ковчег как знак прекращения потопа, как символ примирения Бога и человека (Быт.8.11), как знамение надежды и прощения. И мы сегодня, «яко отроцы победы», стоим в наших храмах, имея в руках, так мало похожие на боевые, знамена победы жизни над смертью, веры над отчаянием, любви над ненавистью!
Мы прошли долгую Четыредесятницу Поста. Мы, пусть и в малом, но все же победили свою, вечно несытую, плоть; пусть в малом, пусть в самом ничтожном, но мы постарались в прошедшие постные дни преодолеть насилующий нас грех. И эти нежные, чуть зеленеющие побеги вербы – символ и знак нашей решимости оставаться с Богом до конца, быть верными Ему «даже до смерти, и смерти крестной» (Фил.2.8).
Некоторым из нас может показаться, что слишком рано мы вспомнили о победе. Не Жизнь и Вечность, а «Смерть и Время царят на земле». И все же именно в эти трагические дни, за несколько часов до казни, Господь говорит Своим ученикам: «…мужайтесь: Я победил мир» (Ин.16.33). Он говорит так потому, что победа, знаменосцами который мы все сейчас являемся, совершается, по слову апостола, «в немощи» (2.Кор.12.9). И не сила силу ломит, не победитель легионов и армий входит во Святой Град, но «Царь твой грядет, сидя на молодом осле» (Ин.12.15).
Вот как Сам Господь говорит об этом Своим ученикам: «…вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» (Ин.16.20). То, что внешне выглядит как триумф и победа, на поверку выходит скорбным путем на Голгофу. То, что представляется завистливой душе Иуды бессмысленной тратой драгоценного мира, на деле является приготовлением к жертвенному закланию Того, про Которого сказано: «…вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин.1.29). Наконец и сама смерть Распятого становится залогом жизни погибающего мира, потому что, как вновь и вновь напоминает нам Святитель Иоанн Златоуст: «Ад надеялся схватить тленное тело, а нашел Бога. Ад надеялся схватить прах, а встретил Небо. Ад надеялся схватить то, что видел, а напал на то, чего не видел!»
http://www.nsad.ru/articles/evangelie-v-verbnoe-voskresene-na-vstrechu-smerti-tvoej-i-moej
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии