Евангелие от Луки: самое радостное. Священник Василий Куценко

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Третье Евангелие написано святым апостолом Лукой, спутником святого апостола Павла. Это Евангелие — самое большое по объему. Отчасти Евангелие от Луки повторяет то, что присутствует в Евангелиях от Матфея и Марка, но во всем остальном — это целый отдельный мир, мир покаяния, молитвы и радости.

Адресат — «друг Божий»

Пастухи — первые благовестники (Лк. 2, 17-20). Юлиус Карольсфельд, немецкий живописец и график (1794-1872)Евангелист Лука — единственный из апостолов, начавший свое Благовестие с объяснения, для чего он написал Евангелие: чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен (Лк.1, 4). Евангелист обращается к достопочтенному Феофилу (ср.: Лк. 1, 3). Кто этот Феофил, в точности неизвестно, но имя его в переводе с греческого означает «друг Божий». Апостол Лука обращается ко всем нам, ко всем, кто был наставлен в христианском учении. У каждого из нас должно быть твердое основание — Евангелие Христово. Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен. Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода напёрла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне. А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда напёрла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое (Лк. 6, 47–49).

Евангелие праздников

История возникновения нескольких церковных праздников берет свое начало в Евангелии от Луки. Во-первых, это праздник Благовещения, когда Архангел Гавриил возвестил Деве Марии благую весть о рождении Сына Божия (см.: Лк. 1, 26–28). Благовещение в церковных песнопениях называется «главизной спасения» (то есть началом), является по сути началом спасительного пути для всего мира и для каждого из нас, потому что Евангелист, как и Архангел Гавриил, возвещает о Христе и спасении.

Следующий праздник — Рождество Иоанна Предтечи (см.: Лк. 1, 57–80). Этому событию тоже предшествовало благовещение: снова Архангел Гавриил возвестил Захарии, что у него родится сын: он будет велик пред Господом… и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный (Лк. 1, 15–17). Чтобы встретить Спасителя, нужно приготовиться. Как? Евангелист Лука отвечает словами Иоанна Предтечи: крещением покаяния для прощения грехов (ср.: Лк. 3, 3). Покаяние — это изменение, изменение даже образа мыслей: нужно оставитьнепокорность и обрести образ мыслей праведников. Именно с покаяния начинается встреча со Христом.

Затем мы видим Младенца Христа в Иерусалимском храме: Матерь Божия и праведный Иосиф Обручник приносят Его сюда, чтобы представить пред Господа (Лк. 2, 22). В храме их встречают праведный Симеон и пророчица Анна, возвестившие всем, что принесенный Младенец — обещанный Богом Спаситель. Это праздник Сретения Господня.

Еще один праздник — Вознесение Господне, о котором мы читаем в 24­й главе Евангелия от Луки (см.: Лк.24, 50–53). Вознесение — это не уход Господа Иисуса Христа из мира, это продолжение искупительного подвига. Победив смерть Своим славным Воскресением, Господь возносится к Богу Отцу.

Добавим к этим праздникам те, которые есть и у других Евангелистов,— Рождество Христово, Крещение, Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Пасху. Праздник — это радость, а Благовестие апостола Луки буквально переполнено радостью…

Евангельская песнь

Евангелие от Луки можно спеть. Конечно, не весь текст, но некоторые его части — можно. Кстати, практически за каждым богослужением именно это и происходит. Если прийти в храм на всенощное бдение, которое совершается в субботу вечером, и остаться до конца, то можно услышать, как хор, а нередко и весь народ, поет фрагменты третьего Евангелия.

Сначала мы услышим молитву праведного Симеона, встретившего Младенца Христа в Иерусалимском храме: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля (Лк. 2, 29–32). Затем — торжественное славословие Ангелов, возвестивших вифлеемским пастухам о рождении Спасителя: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк. 2, 14). Ангельское славословие будет повторено еще раз — в конце бдения. Умилительная Песнь Богородицы — Величит душа Моя Господа (см.: Лк. 1, 46–55) — сопровождается каждением всего храма. Благоухающий дым фимиама — символ благодати Божией. Каждый верующий вместе с Пресвятой Девой воспевает Богу благодарственную песнь за совершившееся спасение. Еще один гимн, который можно услышать в храмах во время Великого поста,— песнь Захарии, отца святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна: благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему, и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего (Лк. 1, 68–69).

Евангелие покаяния

Тема покаяния, начатая проповедью святого Иоанна Предтечи, звучит на протяжении всего Евангелия от Луки. И в этом открывается еще одно важнейшее богослужебное значение этого Благовестия. Четыре недели до начала Великого поста, по воскресеньям, мы слышим в храмах чтения из Евангелия от Луки: о мытаре Закхее, притчи о мытаре и фарисее, о блудном сыне.

Мытари — сборщики налогов, ненавидимые всеми. За что ненавидели мытарей? Налоги собирали в пользу римской власти — власти захватчиков и поработителей. Поэтому мытарь воспринимался как предатель. Но нередко мытари брали больше положенного, попросту обирая своих собратьев. Автор первого Евангелия апостол Матфей был мытарем. Услышав призыв Христа, Матфей оставил все и последовал за Господом (см.: Мф. 9, 9). Евангелист Лука рассказывает о другом покаявшемся мытаре — Закхее. Представьте, как Закхей, человек маленького роста, взбирается на дерево, чтобы увидеть проходящего Христа,— что-то заставило его забыть свое положение начальника мытарей и человека богатого (ср.: Лк. 19, 2). Христос увидел Закхея и вошел к нему в дом возвестить, что ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама (Лк. 19, 9). Иудеи считали себя потомками Авраама, с которым Бог заключил Завет. Христос обращает свои слова не только к Закхею, но и ко всем: презираемый вами грешник тоже сын Авраама — брат ваш, почему же вы ненавидите брата своего? Закхей обещает Христу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо (Лк. 19, 8).

Притча о мытаре и фарисее… Первый не смеет поднять глаз к небу, но, ударяя себя в грудь, говорит:Боже! будь милостив ко мне грешнику! (ср.: Лк. 18, 13). Фарисей, наоборот, встав впереди, благодарит Бога за то, что он не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь (Лк. 18, 11). Но мытарь пошел оправданным в дом свой более, нежели фарисей, ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18, 14). Не гордость возвышает человека перед Богом, но смирение, связанное с покаянием. Ничего другого не просил мытарь, а только милости…

Притча о блудном сыне (см.: Лк. 15, 11–32) — настоящая жемчужина третьего Евангелия. Святитель Амвросий Медиоланский, великий святой IV века, называл притчу о блудном сыне Евангелием внутри Евангелия. Отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим (Лк. 15, 18–19) — слышим мы слова блудного сына, покинувшего дом отца и расточившего его имение. Это слова покаяния. Ни одного слова укора не слышим мы из уст любящего отца, каждый день ждавшего возвращения сына. Слова отца удивительны: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк. 15, 22–24). Покаяние становится для блудного сына новым рождением, воскресением из греховной смерти, возвращением к жизни с любящим отцом. Закхей получил спасение, мытарь был оправдан, блудный сын был мертв и ожил. Ищет ли каждый из нас спасения, оправдания и воскресения к новой жизни?

Евангелие радости

Архангел Гавриил возвещает Захарии радость и веселие (Лк. 1, 14) о рождении Иоанна Предтечи. А затем и Деву Марию приветствует теми же словами: радуйся, Благодатная! (Лк. 1, 28). Когда Богородица пришла к жене Захарии, праведной Елисавете, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа(Лк. 1, 41). Ангелы возвещают вифлеемским пастухам великую радость, которая будет всем людям (Лк. 2, 10). Народ, слышавший слова Христовы и видевший Его чудеса, радовался о всех славных делах Его (Лк. 13, 17). Радуются в доме любящего отца о возвращении блудного сына (см.: Лк. 15, 23). Мытарь Закхей принял Господа в свой дом с радостью (см.: Лк. 19, 6). Во время входа Господня в Иерусалим все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они (Лк. 19, 37). На пути в Эммаус двое учеников не узнают сначала Воскресшего Господа, но сердца их горят (Лк. 24, 32) от неизреченной радости: они слышали о Воскресении и пустом гробе, но разум их не мог понять и поверить — сердце же чувствовало, горело радостью…

Вот полнота радости для христианина, какой изображает ее евангелист Лука,— радость ангельских благовестий, радость покаявшихся грешников, радость всех, видевших дела Божии, совершаемые Хрис­том, и, наконец,— радость о Воскресшем Спасителе.

Газета «Православная вера» № 23 (499)

http://www.eparhia-saratov.ru/pages/2013-12-27-01-30-31-evangelie