Евангелие о самарянке: жажда Бога вместо обрядоверия

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Почему Христос говорит с самарянкой – неученой женщиной с дурной репутацией, о таких же сложных материях, что и с Никодимом, учителем и фарисеем? Комментирует протоиерей Федор БОРОДИН (Москва).
Беседа Христа с самарянкой. Византия, XIII в.

Когда же узнал Иисус о дошедшем до фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, чем Иоанн, хотя Сам Иисус не крестил, а Его ученики, – то оставил Иудею и пошел опять в Галилею. Надлежало же Ему проходить через Самарию. Итак приходит Он в город Самарии, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом своему сыну Иосифу. Там был колодец Иакова. Иисус, утомившись от пути, сел у колодца. Было около шестого часа.

Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо Его ученики отлучились в город купить пищи.

Самарянская женщина говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.

Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе живую воду.

Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодец глубок; откуда же у тебя живая вода? Неужели ты больше нашего отца Иакова, который дал нам этот колодец и сам из него пил, и его дети, и его скот?

Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий эту воду, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в вечную жизнь.

Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.

Иисус говорит ей: пойди, позови твоего мужа и приди сюда.

Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.

Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Наши отцы поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.

Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на этой горе, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.

Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобой.

В это время пришли Его ученики, и удивились, что Он разговаривал с женщиной; однакож ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с ней?

Тогда женщина оставила свой сосуд для воды и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пошли к Нему.

Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Поэтому ученики говорили между собой: разве кто принес Ему есть?

Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить Его дело. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите ваши глаза и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в вечную жизнь, так что и сеющий и жнущий будут радоваться вместе, ибо в этом случае справедлива поговорка: "один сеет, а другой жнет". Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в их труд.

И многие Самаряне из того города уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И поэтому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.И еще большее число уверовало по Его слову. А говорили той женщине: уже не по твоим словам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.
(Ин.5: 4-42).

— Если рассуждать даже не от имени фарисеев, а не только от имени апостолов, с этой женщиной нельзя было не то что разговаривать, но по закону надо было побить ее камнями, как блудницу, и в этом иудеи с самарянами были единодушны. Даже непонятно, почему этого не делали самаряне. Она и за водой пошла в неурочный, самый жаркий час дня (три часа дня по нашему времени), чтобы никого не встретить, потому что была известна жителям селения как блудница.

Но Христос не просто заговаривает с ней, Он начинает с этой простой и безграмотной женщиной дурного поведения высокодуховный разговор об Истине. И не только говорит, но и являет ее, открывая, что Он — Мессия, Сын Божий.

Его не смущает, что женщина-самарянка сначала Его совершенно не понимает. Господь переходит на ее язык и уровень, чтобы подвести ее к главному. Ведь Бог умет говорить с человеком на его языке, когда Его язык для человека труден. Христос даже обнаруживает Свое всеведение, к чему Он обычно не прибегает — открывая о женщине всю правду. (И надо сказать в ее пользу, что эта женщина не отпирается и не оправдывается, она очень искренна в разговоре с Богом). Почему же Господь так поступает?

Бог видит сквозь все реальные грехи, падшесть и исковерканную судьбу этой женщины ее живую душу, которой нужна Живая вода Его Слова, которую Слово Божие исцелит и приведет в жизнь вечную. По Преданию Церкви, эта самарянка станет потом мученицей Фотинией и будет причислена к лику святых вместе с двумя своими детьми. Грешница станет мученицей.

И мне кажется, это урок всем нам. Мы сами, когда встречаем другого человека, довольно часто сразу его судим, и очень жестоко. Мы плохо понимаем, что любой человек, который нам встречается, глубже своих грехов, страстей, своего неразумия. И в нем есть то прекрасное, что не имеет отношение ко всей его грязи.

Есть такой парадокс святости: чем более человек ближе к Богу, тем более он строг к себе, но милостив к другим. Такими были самые суровые аскеты: к Серафиму Саровскому какой бы грешник не пришел, он всех встречал поклоном и словами: «Христос Воскресе, радость моя!». Потому что видел в этом человеке образ Божий и любил этот образ, и по этой любви Господь давал ему прозорливый взгляд.

Это не значит, что мы должны закрыть глаза, не видеть грехи человека — Христос же знал о грехе самарянки, называл вещи своими именами. Но и в этом Бог удивительно милостив: Он мог бы сказать: «ты блудница», но сказал: «и тот, которого сейчас имеешь, не муж тебе». Он выразился крайне неоскорбительно для человека. Так, чтобы человека не оттолкнуть. И многие святые, встречающие человека во грехе, говорили с ним с любовью, со снисхождением, без свидетелей, чтобы не уязвить человека, пощадить его.

И нам важно учиться также глядеть и на другого человека, как Христос смотрел на женщину-самарянку. Он разглядел в женщине, которая жила в блуде, святую мученицу, проповедницу, человека, который смог привести к Нему целое селение.

И для нас в этом чтении есть великая надежда. Потому что если Христос на эту женщину сумел так посмотреть и призвать ее, то можно надеяться, что и на нас Он смотрит любящим взглядом, сквозь наши грехи, и не отождесталяет нас с ними.

Христос, обращаясь к женщине-самарянке, говорит с ней о столь же таинственном и важном в своем учении, что и в беседе с фарисеем (учителем закона) Никодимом — о Царствии Божием, о причастии к этому Царству через Свое Слово, через Благодать Святого Духа — воду живую. Если мы поглядим вокруг себя, мы увидим, что все в нашем земном мире проникнуто смертью, ложью, фальшью, лукавством. И только в Церкви, в ее богослужении, в слове Божием никакой фальши нет. Это та чистая живая вода, которая утоляет самую глубинную жажду жизни человека, – жажду Истины, Бога. Все остальное не может его утолить, человек слишком глубок, как говорили святые, Бог создал человека для себя. Если человек такую жажду утоляет, то перестает жаждать с неодолимой силой всего земного, той колодезной воды, за которой пришла самарянка, и о которой Господь говорит, что пьющий ее возжаждет опять.

Господь говорит с самярянкой и еще об одном: как истинно поклоняться Богу и что значит – поклоняться Богу в духе и истине? И здесь самарянка уже сама поддерживает разговор, спрашивая о разнице в понимании этого вопроса у самарян и иудеев, и обнаруживает этим и знание темы, и интерес к ней.
Господь говорит слова, которые вызывали поначалу недоумение: «Истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине». Как это понимать? Не надо строить храмы, украшать их?

Для Бога никакой самый великолепный храм, самой прекрасной архитектуры, с самыми великолепными фресками и дивными песнопениями, с лучшей вышивкой священнических одежд, — если он не наполнен искренней молитвой сердца, поклонением сердца, не представляет никакой ценности. Самый красивый храм, который когда либо был построен, — это София Константинопольская, в которой вот уже более 500 лет не идут службы, не звучит молитва.

Известно, что на Соловках священники служили литургию на поляне, в лесу. Престолом служил пень, а когда служили в камерах – престолом мог быть один из священников, который ложился, а на него ставили Святые Дары. И эта была Церковь.

Наша приходская воскресная школа ходит в поход на байдарках. Мы останавливаемся на поляне и служим молебен. Нет ничего из нашего прихода, из нашего храма, — кроме людей. Но это и есть Церковь. Потому что молитва людей — это самое главное. И если такой молитвы, настоящей, глубокой, сердечной, сокрушенной, — нет, тогда нет и истинного поклонения, а есть только фальшь.

После беседы с Господом самарянка бежит в селение, оповещает людей, и как сказано, многие из самарян приходят послушать Господа и обращаются. И здесь есть, чему удивиться.

Во-первых, почему самаряне поверили женщине с очевидно дурной репутацией и дружно пошли смотреть на неизвестного проповедника? Во-вторых, почему они поверили Христу, и не сказано было про спорящих или сомневающихся, в отличие от Галилеи или Иудеи, или других областей, откуда Христа даже выгоняли, несмотря на великие чудеса и исцеления, которые Он там совершал!

А Христос, казалось, знал о том, что так будет, потому что сказал вернувшимся ученикам, что у Него есть другая пища – творить волю Пославшего Его — нести весть о Царстве Божием. Он провидел эту духовную жажду самарян. Еще пророк Давид говорил: «Слова Твои, Господи – мед устам моим». Для праведника слово Божие — удивительно сладостно. Это самое адекватное слово, которое есть в нашем языке для обозначения этого удивительного явления.

И здесь можно сказать о символическом понимании образа самарянина, который не раз появляется в Евангелии, как о человеке, жаждущем Бога, несмотря на «неправильность» его внешней, обрядовой жизни, несмотря на непричастность по рождению к сынам Авраама. Обращением самарян Господь подчеркивает, что быть Божиим нельзя по праву рождения, как думали иудеи. Нельзя передать веру и «по наследству». Принять Христа может лишь каждый своим живым сердцем. Бог из камней может воздвигнуть детей Аврааму.

Очевидно, что сердца многих самарян не были отягчены высокомерием знатоков закона, очевидно, что они были и милосерднее иудеев, потому что не просто не побивали камнями свою соплеменницу (как должны были сделать по своему же закону), но еще и послушали ее, когда она стала говорить им о Мессии. Если даже такая женщина заговорила вдруг о вере, Боге, Мессии, значит, стоит посмотреть на этого удивительного проповедника.

Но ведь Христос и вчера и сегодня и во век Тот же. Он говорит о побелевших нивах, — духовной жажде людей, которую нужно утолять. Очевидна ли нам сегодня такая жажда к слову Божию, к Истине, к Богу? Есть ли она?

На мой взгляд, несмотря на всю антицерковную пропаганду, всепотребительский дух, развращенность нравов, людей, готовых слушать о Христе, очень много.

Я семнадцать лет ходил в общеобразовательную школу преподавать, как сейчас это называется, Основы православной культуры. Подростки обычно слушали с разной степенью внимательности. Но урок на Страстной седмице, когда я рассказывал о Христе и Его страданиях, о предательстве Иуды, о взятии Христа в Гефсимании, о Его распятии и воскресении, они слушали, затаив дыхание. Даже мусульмане, которые были на уроке. И в этот момент я чувствовал, насколько душа человека, подростка, который, казалось бы, весь в компьютерных играх, у которого в семье никто не верует, который все время смотрит ТВ, — отзывается на слово о Христе. Именно о Христе, Живом, Страдающем и Воскресшем, а не о куполах и колоколах. Это и правда — побелевшие нивы.

А дальше многое зависит и от нас, посланных на жатву.
http://www.nsad.ru/articles/evangelie-o-samaryanke-zhazhda-boga-vmesto-obryadoveriya