Есть слова, который может произносить только священник
Слово в день памяти святителя Спиридона Тримифунтского и священномученика Александра
Сегодня праздник священства: память священномученика Александра, епископа Иерусалимского (III век), и святителя Спиридона, епископа Тримифунтского (IV век). Торжество Церкви, всех нас. Из года в год мы совершаем их память, и каждый раз удивляемся тому, что святитель Спиридон был простым пастухом и оставался им даже после принятия пастырского служения. Оттого, наверное, вся его жизнь, как у святителя Николая Чудотворца, расцвечена бесчисленными чудесами. А священномученик Александр, получив освобождение из темницы, где он был заключен за исповедание веры, отправился во Святую Землю ко Гробу Господню, чтобы воздать сугубое благодарение Спасителю. И по откровению свыше был избран епископом Иерусалимской Церкви, которой он управлял в течение многих лет, прославившись, как сказано в его житии, книжным делом. Мученической кровью он запечатлел, что слова святых книг, которые он всю жизнь бережно собирал, — это его слова, его личное исповедание. И за эти слова он готов был пойти в темницу и на смерть. Вся жизнь священномученика Александра и святителя Спиридона связаны со служением слову. Превечному Слову. Но также с раскрытием тайны человеческого слова, осмысленным произнесением его.
Как объяснить великие чудеса святителя Спиридона и подвиг священнического и мученического служения священномученика Александра? И чудеса и подвиги всех святых? Христос, Превечное Слово, пришел к нам, чтобы мы стали святыми. Чтобы слово, произнесенное нами в молитве и в жизни, становилось делом. Так в ответ на слово разбойника благоразумного: «Помяни мя, Господи, во Царствии Своем» Господь сказал: «Днесь со Мною будеши в раю». Так по слову святителя Спиридона остановился поток, который препятствовал ему придти с причастием к умирающему человеку. Так Господь сподобил священномученика Александра поклониться Гробу Господню в даре мученичества. «Что вы ни попросите с верою, будет вам», — говорит Христос.
Церковь — это служение слова. Есть слова, которые может произносить только священник. Священник — человек таинства. Но он также человек Слова Божия. Он произносит слово, и вот, горит огонь. Он горит в словах, произнесенных две тысячи лет назад, но всегда горящих. Эти слова подобны огню, который иногда тлеет как бы под пеплом и стелется по земле, а иногда воспламеняется в сердцах, в умах, в нашей человеческой воле. Он вспыхивает здесь и там и, кажется, порой угасает в чьем-то сердце, чтобы снова появиться в нем, превратив его в факел, в полыхающий костер. Это Слово Божие возвещает, что наши грехи прощены, потому что их взял на себя Другой, наш Спаситель. Оно возвещает, что, прикоснувшись к тайне Агнца, закланного прежде всех век, мы узнаем, что мы любимы так, как если бы мы были единственными, на кого обращена вся Его любовь. Одно слово произносится в мире — в Евангелии, в таинстве Евхаристии или в проповеди после нее, — и с этого момента это Слово совершает свою работу в сознании и совести верующего человечества. Этот безумный Христа ради, как говорит апостол Павел, показывает нам, что наша жизнь не напрасна, какими бы ни были наши грехи. Вместе со Христом он сходит до дна бездны, и из глубины воззвав, открывает нам небо.
И мы должны услышать, как эти слова о слове и о священстве относятся к нам. Все вы священники, говорит нам апостол. Все верные — царственное священство. Не иерархическое, не для совершения богослужения — между тем и другим священством есть существенная разница. Горе тому, кто перестает видеть ее. Надо ли напоминать нам о ПЦУ на сегодняшней Украине, где незаконно рукоположенные или запрещенные в служении епископы и священники совершают литургию? Это как если бы миряне стали совершать литургию, произнося слова, которые благодатью Духа Святого может произносить только священник. Но иерархическое и царственное священство не могут быть отделены одно от другого — мы все посвящены на служение Богу, каждый в своем образе, в единственном священстве Христа. Нашей молитвой, нашим причастием благодати Божией, свидетельством нашей жизни мы все участвуем в священническом, царском и пророческом служении Христа, в служении Слова.
Человек — это словесное существо. «От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 37). Все заключается в том, что и как мы говорим. Сатана, зная, что ему осталось мало времени, ведет отчаянную войну против человека, чтобы превратить его в бессловесное существо. Чтобы человек, как говорит псалом, «в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им» (Пс. 48, 13). Сатана хочет превратить человека в скота и в «горее скота». «Отец лжи» и «человекоубийца от начала» — вначале отец лжи, а потом человекоубийца, он делает все, чтобы слова не служили своему предназначению — выражать то, что есть, правду и истину, — а затемняли и скрывали ее. Ложь невыносима, как сквернословие. И эти два средства — ложь и сквернословие — равным образом оружие диавола. Он богохульно и нагло действует сегодня в мире, так что его антимолитва даже пытается пересилить молитву верных.
Есть еще одно явление, которое опаснее всего в Церкви. Самые правдивые и самые святые слова становятся ничего не значащими и даже соблазнительными, когда они лишаются своего внутреннего содержания. Мы знаем, как сатана искушал Самого Господа словами Писания. И как могут быть губительны ереси, которые основаны на словах, вырванных из Писания. И есть еще одна опасность: «внешняя видимость, а внутри полная пустота», как говорит святитель Феофан Затворник. Это самая благоприятная среда для прихода антихриста. «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф. 15, 8). Мы живем среди всего этого — среди лживых слов и сквернословия. И среди обессмысливания и обессоливания святых слов. Такие испытания наступают, что без сугубой благодати, без верности Слову, которое в последний день будет судить нас и судит нас сейчас, никто, ни один человек не сможет устоять в истине и любви, говорят нам наши святые.
Время покаяния и молитвы. Будь верен крещенским обетам, христианин! «Господу содействующу», не солги обещаниям, данным при постриге, инок! Сохрани залог, «о нем же истязан будеши в день Страшного Суда», иерей! Кто сподобится заплатить всей кровью своей за каждое слово Евангелия, за одну каплю благодати, купленной дорогою ценою? Мы должны им помешать, не дать им победить, удержать зло — быть «удерживающим» — теми, кто на самом деле причастен крепости Божией, благодати Святого Духа, Превечному Слову Отчу заградить открытые уже для последнего приговора Церкви уста растления и лжи.
Протоиерей Александр Шаргунов
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии