Есть ли в Русской Церкви свобода слова?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
221387.jpg

В эти дни в Москве проходит IV международный фестиваль православных СМИ "Вера и слово". Патриарх Кирилл ответил на вопросы православных журналистов, приехавших из разных регионов России и сопредельных государств. Как видят свою роль сами православные СМИ — быть независимым "гласом народа" или проводником решений церковной иерархии в жизнь?

Православные СМИ могут быть церковными или частными, но это отнюдь не означает, что первые будут по отношению к священноначалию лояльными, а вторые — оппозиционно-диссидентскими. Есть и епархиальные издания, специализирующиеся на критике "далекого от народа и отпавшего от чистоты веры высокого начальства в Москве", и СМИ, созданные частными лицами, которые просто по велению сердца подхватывают каждый императив патриарха и рассуждают о том, как воплотить его на местах в жизнь.

В первый день фестиваля председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда довольно жестко раскритиковал православные СМИ, занимающие антицерковные позиции. "К сожалению, сегодня существуют такие СМИ, которые называют себя православными, но на деле занимаются политической игрой и пытаются реализовать собственные амбиции в критике священноначалия, проводя тем самым антицерковную политику", — сказал он.

Означает ли это, что православным СМИ отныне запрещена вообще любая критика высказываний или действий священноначалия, а нарушившие этот запрет "несогласные" будут наказаны? Как показывает опыт, за критику отдельных иерархов и беспорядков в епархиях пока еще никого не наказали. Тем не менее, в 2008 году на уровне решения Синода были осуждены газеты, вся концепция которых строилась на подрыве доверия к священноначалию и призывах к расколу.

В этот раз по именам никакие издания не назвали, но из контекста было вполне понятно, что речь идет о СМИ, устраивающих политические провокации, преследующие своей целью испортить отношения Церкви и государства, а также создающих "раскольные настроения". Градус диссидентства подобных изданий может быть различным. В одном из номера в номер или со дня на день, если это интернет-издание, повторяют, что патриарх и его ближайшие сподвижники — еретики. В другом каждое высказывание патриарха и его ближайших сподвижников просят прокомментировать какого-нибудь эксперта из числа уволенных преподавателей духовных академий или бывших сотрудников синодальных отделов, и те в пафосном тоне объясняют, где священноначалие допустило ошибку в церковных канонах и почему народ за ними не пойдет.

"Глас народа" — это вообще любимая еще с ранних постсоветских времен игра православных СМИ. Глянешь в интернет — там обращение: "К нашему мнению, мнению миллионов простых людей из провинции, многодетных матерей и пенсионеров священноначалие равнодушно". А заглянешь в редакцию — так становится понятно, что письма от лица "миллионов простых людей из провинции" строчат трое богемных бородатых дядек из культурных и прочих столиц, профессиональных "представителей православной общественности".

Главным событием второго дня фестиваля стала пресс-конференция патриарха Кирилла, на которой предстоятель Русской церкви ответил на вопросы православных СМИ. В ходе встречи первоиерарх постарался опровергнуть распространяемый о нем православными СМИ с маргинальными тенденциями стереотип как об иерархе, далеком и отгороженном бюрократией от народа.

Патриарх Кирилл рассказал о своей недавней поездке на остров Беринга, где он увидел "алеутов и русских со светлыми лицами, без явных следов алкоголизма", "многодетных мам, каждой из которых дал премию", где почувствовал "теплоту молитвы людей в момент закладки храма", посетил "замечательную школу". По словам первоиерарха, именно совместная молитва и общение с людьми, являются целью его посещений епархий Русской православной церкви, поскольку через общение с людьми "открывается то, чего, может быть, не знал и даже представить себе не мог".

"Ну из каких бумаг и документов можно было все это почерпнуть! Да невозможно. Только из того, что ты сам видишь. Можно было бы продолжать и сказать то же самое о Корякии, о Петропавловске, о Сахалине, о Якутии", — рассказал патриарх.

Главная задача православных СМИ, по мнению патриарха Кирилла, "заключается в том, чтобы возвещать, что есть главное в жизни человека".

"Перед православными СМИ, перед православными журналистами, которые сотрудничают со светскими средствами массовой информации, стоит огромная задача рехристианизации нашей культуры. Это не всегда означает прямую проповедь, но это всегда означает взгляд на мир с позиции христианских ценностей и это всегда означает стремление к тому, чтобы послание, которое журналист обращает к слушателям, к зрителям, к читателям, было высокопрофессиональным", — отметил первоиерарх.

В то же время, по мнению предстоятеля Русской церкви, "было бы большой ошибкой считать, что наши православные церковные СМИ должны быть рассчитаны исключительно на неофитов или сомневающихся". Патриарх уверен, что эти средства массовой информации призваны помочь и воцерковленному читателю "осознать свою веру и стать действительно воином Христовым".

На вопрос, касающийся "пиара" и отношения к нему в церковной среде, первоиерарх ответил: "Если не будем говорить людям о важных делах в Церкви, люди не будут знать о роли Церкви. Когда мы говорим о том , чем занимается Церковь, мы говорим не о том, какие мы хорошие, а о том, что мы на пути, и каждый шаг делается во славу Божию".

Ольга Гуманова

http://www.pravda.ru/faith/religions/orthodoxy/13-10-2010/1053239-orhomedia-0/#