ЕСТЬ ЛИ У ПРАВОСЛАВНЫХ СЛОВА-ПАРАЗИТЫ?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Насколько сознательно мы произносим «спаси, Господи», «искушение» и «воля Божия».

В нашем церковном лексиконе есть несколько универсальных слов и выражений, которые годятся на все случаи жизни и, собственно, так чаще всего и употребляются.

Вы их знаете. Вот, к примеру, «спаси, Господи», вернее, простите, «спасигосподи». Оно может выражать и благодарность, и приветствие, и укор, и досаду, и недовольство, и вообще годится на все случаи жизни. Или вот «искушение». Мне кажется, что ситуации, когда оно не к месту, можно сосчитать по пальцам одной руки. Его даже вместе со «спасигосподи» можно употреблять. Впрочем, данная особенность скорее забавна, нежели плоха. Тем более что с некоторыми другими выражениями дела обстоят похуже.

Взять хотя бы выражение «воля Божия». Вроде бы всё здесь понятно: воля Божия состоит в спасении всякого человека. Это достаточно явственно следует из всего, что сказано в Священном Писании. Стало быть, задача человека –  жить по этой воле: исполнять Заповеди, по-евангельски относиться к ближнему, блюсти чистую совесть. Но тем не менее всегда находились (да и сейчас находятся) люди, стремящиеся видеть волю Божию на каждом жизненном шагу. Причём без какого бы то ни было отношения к спасению. Просто так, посреди житейской повседневности. Для них воля Божия – это непрерывное вмешательство Бога в их жизненный процесс. Она повсюду, всегда и во всём. Попал под дождь – воля Божия, поругался с женой – воля Божия, не на что собрать детей в школу – воля Божия, протекла крыша – воля Божия, пьяница-муж бьёт смертным боем – воля Божия… В общем, ни дать ни взять, идеальное оправдание лени, малодушия и инфантильности. Зачем трудиться, превозмогать, прилагать усилия? Зачем работать над собой, изживать пороки становиться лучше? Зачем делать выбор, брать на себя ответственность? Живи себе как живётся, плыви по течению, изредка вздыхай при мысли о тяжести жизненного креста и жалей себя, а когда совсем уже невмоготу, поплачься кому-то в жилетку, поной, пожалуйся. Так тебя ещё и ближний пожалеет. А тебе отляжет – и ты в сотый раз повторишь себе, глубоко и тяжко вздохнув: «Что поделаешь, воля Божия»…

Конечно, если такую картину увидит трезвомыслящий человек, он изрядно удивится: при чём тут воля Божия, когда это – инфантильность человеческая?

С нею разговор короткий: заставь себя действовать, выбирать и принимать решения. Насовершай ошибок, набей шишек, наберись опыта, пойми, что делать, к чему стремиться и чего хотеть. От инфантильности в скором времени не останется и следа. Конечно, тому, кто годами привык плыть по течению, у кого необходимость выбирать вызывает боль внизу живота, а неизбежность действия – дрожь в коленках, инфантильность, сросшуюся за долгие годы с кожей, уже так просто не одолеть. Зачастую, чтобы любителя прикрывать собственную никчёмность Божией волей вынудить хоть к какому-нибудь действию, приходится прилагать буквально титанические усилия, так что лучше, следуя совету Козьмы Пруткова, зреть в корень. В нашем случае корень – это ни много ни мало краеугольное понятие христианского отношения к жизни – понятие свободы.

Итак, человек – существо свободное. Свободное не просто так, свобода дана нам как составляющая образа Божия, то есть неотъемлемая. Человек свою свободу любит. Он ею пользуется с готовностью, а зачастую и с удовольствием. Правда, готовность эта, как правило, тем сильнее, чем замысел греховнее. Чем хуже поступает человек, тем с большим апломбом заявляет, что он свободен, он не будет подбирать слова или думать, что сделать, он не потерпит ограничений и рамок. Однако, сколь бы грешным наш человек ни был, воля Божия (да, на сей раз именно воля Божия) состоит в том, чтобы он непременно пользовался свободой созидательно и богоугодно. То есть – на пользу себе и окружающим. Перед разного рода выбором человек становится за жизнь много раз, от необходимости делать выбор ему бежать некуда, поскольку, даже не желая выбирать, даже уклоняясь от выбора, он неизбежно выбирает.

Что обыкновенно мешает человеку употребить свободу для правильного выбора? Мешают малодушие и страх, рождающие в душе нежелание брать на себя ответственность. И вот человек выбирает. Выбирает неуверенно и нехотя. Выбирает то, что требует от него минимума усилий, выбирает уход от ответственности, малодушествует и пасует перед страхом. Удивительная картина: тот, кто при совершении греха обычно уверен, нагл и дерзок, теперь, перед лицом ответственности и неминуемостью выбора, ничтожен и жалок. Он боится, он мечется, он не может решиться. Вдруг он ошибётся, вдруг выбор будет неверным, вдруг при правильном выборе на его плечи ляжет ответственность?

Если учесть, что с необходимостью выбирать мы сталкиваемся ещё детьми, то вполне понятно, откуда у многих молодых людей уже в их годы столько инфантильности малодушия и боязливости. Однако давайте вспомним, с чего, с какого выражения, начинали мы этот разговор. Начинали мы с воли Божией. Бог намеренно создал человека разумным и свободным, поэтому направлять свободу в правильное русло – воля Божия. Относиться сознательно ко всякому жизненному выбору, не бояться выбирать и брать на себя ответственность – воля Божия. Относиться к жизни творчески, с осознанием того, что только я сам отвечаю за то, как живу, – воля Божия. И даже в ошибках и негативном, болезненном жизненном опыте воля Божия, потому как зачастую, не ошибившись, крайне трудно понять и принять правду.

Таким образом, воля Божия, с одной стороны, полностью согласуется со свободой человеческой, не подавляет её и не подменяет собой. С другой стороны, принять волю Божию такой, какая она есть, может только по-настоящему свободный человек, потому что малодушному и инфантильному под силу лишь оправдывать волей Бога собственное болезненное безволие.

Христианин, безусловно, должен следовать воле Божией. Однако для этого он должен её знать и деятельно стремиться к её исполнению. И уж никак не пытаться рассмотреть её в ворохе малоценных житейских мелочей, превращая даже само понятие воли Божией в выражение без смысла, произносимое без толку и без нужды.

Протоиерей Владимир Пучков

https://pravlife.org/ru/content/est-li-u-pravoslavnyh-slova-parazity