Есть ли сейчас в России гонение на Церковь? Сергей Худиев
Когда величайшее торжество церковного года - Пасха, проходит почти без прихожан, а нормальная церковная жизнь прерывается, это не может не вызывать у всякого верующего человека глубокого огорчения. Христианская жизнь - это жизнь в церкви, немыслимая без участия в ее литургической и таинственной жизни. Входя под своды храма для участия в богослужении, мы входим в преддверие Царства Божия - в присутствие ангелов, святых и самого Бога.
И в этой глубочайшей потребности верующего сердца нам было в этом году отказано. Поэтому огорчение тут совершенно понятно - и мы никак не можем разделить мнения тех, кто говорит о ненужности обрядов или о возможности собираться для молитвы в чисто виртуальном пространстве.
Бог устанавливает довольно детальные обряды в Ветхом Завете, а в Евангелии Господь Иисус непосредственно устанавливает Крещение и Евхаристию - и созидает Церковь именно как евхаристическое собрание, которое, несомненно, требует физического присутствия.
Церковь в нашей стране имеет опыт страшных гонений, когда власть, исповедовавшая воинствующий атеизм, пыталась уничтожить ее физически, сначала путем действий, вполне подпадающих под международное определение геноцида, потом - при некотором смягчении режима - путем поражения в правах и жесткой дискриминации.
Поэтому эмоционально можно понять тех, кто видит в карантинных запретах санитарных властей антихристианское гонение.
Тем более, что реально антихристианское силы, которые хотели бы вновь обратить церкви в овощные склады, воспользовались ситуацией, чтобы решительно заявить о себе, осыпая "иконолизов" бранью и оскорблениями, и обвиняя их - подобно древним язычникам - в распространении эпидемии, как будто вирус обладает сознанием и волей, и из всех видов человеческого общения предпочитает распространяться исключительно среди людей, собравшихся для молитвы.
Но именно когда ситуация располагает к эмоциям - растерянности, обиде, гневу - нам стоит проявить рассудительность и мудрость.
Можно ли говорить о том, что сейчас мы переживаем гонение на Церковь? Определяющий признак гонения - его избирательность. Когда собираться на молитву нельзя, а вот собираться на футбольный матч можно, а на партсобрание даже и обязательно. Когда ходить крестными ходами воспрещается, а вот парадами в честь лучшего друга физкультурников - очень даже поощряется.
Когда, напротив, запрещают все собрания вообще - и благочестивые, и неблагочестивые, и богослужения, и футбольные матчи, вы не можете пойти ни в Церковь, ни в ресторан - это не удар именно по Церкви. Точно также как это не гонение на рестораны со стороны принципиально ненавидящего рестораны режима. Это меры, направленные на сдерживание эпидемии, под которые подпадают любые собрания вообще.
Но, говорят, если бы власть чтила Церковь, она бы сделала для нее исключение. В системе ценностей верующего человека - да и просто разумного, консервативного государственника - Церковь не может находиться на одном уровне с ресторанами и стадионами.
И в самом деле, не может - но у вируса нет системы ценностей.
Благочестивые священники заражаются и тяжело болеют, точно также, как и не столь благочестивые посетители ресторанов. Причем, увы, то обстоятельство, что заболевают сразу по несколько (или даже несколько десятков) клириков, служащих в одном храме или монастыре, указывает на то, что заразились они именно в храме - что многие из них и не думают отрицать.
Конечно, некоторые из нас провозглашают веру в то, что в святом храме не может быть места болезни и заражению.
Но является ли такая вера истинной? На чем она основана? Учит ли этому Писание, или Отцы, или Соборы? Одно дело - "подвизаться за веру, однажды преданную святым" (Иуд.1:3), другое - подвизаться за свое собственное мнение и убеждение, которое мы никак не может назвать воспринятым от Апостолов.
Бог, несомненно, силен творить чудеса - и творит их. Но было бы слишком заносчивым ожидать, что Он будет творить их по всякому нашему требованию."Написано также: не искушай Господа Бога твоего" (Матф.4:7)
Быть лишенными присутствия на пасхальных богослужениях - большое горе; но не большим ли горем будет оплакивать умерших (или сделавшихся инвалидами и неспособных продолжать служение) пастырей, которых заразят неумеренные ревнители - как некоторых уже заразили?
Одно дело, когда священник приходит к умирающему, чтобы принять его исповедь и укрепить в нем упование на Спасителя - даже рискуя заразиться. Другое - когда мирянин, который может оказаться вирусоносителем, ищет личного общения со священником, вовсе не находясь на пороге смерти. Первое - подвиг веры и человеколюбия. Второе едва ли можно назвать таковым.
Не получается ли так, что санитарные власти, вызывающие наше возмущение, сохраняют для нас наше духовенство, а мы сами, тем, что рвемся в храм, ставим его под удар?
Кому нужно, чтобы Церковь вышла из этой эпидемии потеряв часть пастырей - и наиболее активных мирян? Враги Церкви с ликованием и восторгом распространяют сообщения о заразившихся клириках - кому нужно, чтобы их было больше?
Конечно, это немалое испытание нашего смирения - как так может быть, что моя благочестивая ревность окажется бесполезной и даже вредной, а вот меры людей внешних, которые руководствуются чисто практическими соображениями, принесут больше пользы Церкви?
Но так бывает. Апостол Павел пишет о своих соплеменниках, что они "имеют ревность по Боге, но не по рассуждению" (Рим.10:2)
Нам не стоит реагировать на меры санитарных властей с негодованием и враждебностью - как бы они ни были огорчительны для нас, в них нет злого намерения, и они не являются целенаправленно антицерковными.
Обрушиваясь на власти с обвинениями - которых они, в данном случае, не заслуживают - мы подрываем наши возможности для православного свидетельства миру. Мы, невольно, укрепляем позиции тех, кто действительно враждебен Церкви.
Как ни огорчительна нынешняя ситуация, мы провозглашаем радость, которая побеждает все - и наши нынешние огорчения, как побеждала она беды намного худшие. Христос воскрес из мертвых, смерть побеждена, нам даровано непреложное обетование жизни вечной и блаженной, и каково бы ни было наше будущее, одно мы знаем точно - "Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею"(1Коринф.6:14) Мы призваны обратиться от наших огорчений к этой вечной радости - и делиться ей с другими, с теми, кто удручен и напуган, с теми, кто отчаянно борется с эпидемией, с медиками, с государственными служащими.
Гнев, обида и ворчание - едва ли уместные чувства в эти светлые дни.
https://radonezh.ru/2020/04/21/est-li-seychas-v-rossii-gonenie-na-cerkov
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии