Если христианство учит добру, то почему в Церкви столько злых людей?
Письмо в редакцию:
«...Недавно я зашел в церковь поставить свечку перед экзаменом. И только хотел это сделать, как услышал сзади какое-то шипение. Ко мне обращался некий мужчина в синем халате и с длиннющей бородой. Злобно шипя, он велел мне немедленно уйти с женской половины церкви. Я пошел ставить свечку в другое место, но на сей раз оказалось, что я наступил на какой-то коврик, и его с такой силой вырвали у меня из-под ног, что я чуть не упал. Я стал спрашивать, куда же все-таки можно поставить свечку, но тут подбежал тот мужчина в синем халате и сказал, что только безбожники разговаривают во время чтения Евангелия, поэтому прежде чем приходить в храм Божий, надо научиться себя здесь вести, и указал мне на дверь.
В институте, где я учусь, есть люди, которые постоянно ходят в церковь. Я спросил у них о том, что же произошло, но получил ответ, что в церкви это случается довольно часто, но надо смотреть не на других, а на себя. Но я-то всего лишь зашел поставить свечку! Неужели хамить другим, а потом указывать им, чтобы смотрели на себя, — это и есть православие? Раньше я думал, что оно учит добру, любви и справедливости, а теперь сомневаюсь — если это действительно так, то почему в церкви столько злых людей?»
Григорий
Отвечает протоиерей Алексей Уминский:
К сожалению, среди нас немало очень плохо воспитанных людей, мы все переживаем, что в храмах есть «дядьки» и «тетки», которые злобствуют, выгоняют из церкви впервые пришедших туда людей. Но как священник я точно знаю, что ни одного человека, который истинно тянулся к Богу, ко Христу, «дядьки» не отпугнули. Да, они испортили настроение, заставили плакать, сделали человеческую жизнь в этот момент горькой и невыносимой. Но Господь этих людей утешил — Он им Себя открыл.
А «дядьки» есть везде и будут всегда. Кого Христос выгонял из храма бичом? Торгующих. Но вспомним, что представлял из себя Соломонов храм 2000 лет назад? Это было единственное (!) место на земле, где люди молились истинному Богу. Не было другого священного места — земля освящалась храмом в Иерусалиме. И из этого величайшего места Христос выгонял людей плетью... Поэтому не стоит удивляться тому, что подобные люди есть в современном храме. Хотя Христос их гонит, они все равно возвращаются, потому что это место их торга... Чего тут удивляться и обвинять Православие, когда это обычное дело, — такие люди есть везде. И в синагоге, и в буддистском храме, и в институте культуры... Кстати, возможно, тогда вы попали к старообрядцам: жесткое требование «уйти с женской половины церкви» свойственно чаще всего именно старообрядцам, у которых исключительно строгое отношение к месту в храме, где человек стоит.
В любом молитвенном доме есть такие места, которые для непосвященного человека всегда будут запретными, и ему всегда сделают замечание в той или иной форме. Поэтому, придя в синагогу или мечеть, можно было бы получить не меньший заряд отрицательных эмоций, забыв снять ботинки перед входом в мечеть или не покрыв голову в синагоге. Может, указали бы на это несколько мягче, а, может, и наоборот... Люди же все разные. И в метро, и в автобусе тоже могут одернуть — более или менее строго — в зависимости от того, кому наступишь на ногу.
Но дело в том, что храм Божий открыт всем: туда не покупают билеты, не платят деньги за вход, там нет «фейс-контроля», рекомендательных писем, собеседований... Пришел человек в храм — слава Богу! А вдруг он преобразится? Из разбойника станет святым? Из блудницы — Марией Египетской? Из пьяницы — князем Владимиром? Из мытаря — евангелистом? Из странного студента, ставящего свечки перед экзаменом (и, возможно, помешавшего другим молиться), — священником Бога Живого? Но может стать и иудой, предателем, позорящим Христа. Обо всем этом говорит история Церкви. Церковь не стала другой — она, как и 2000 лет назад, совершенно адекватна своему времени.
Ваши друзья, которые ходят в церковь, пытались вам объяснить, что произошло: предлагали посмотреть не на других, а на себя. Обхамил какой-то человек — прости его. Посмотри на себя: чем ты-то хорош? Может, и правда что-то не то сделал... Да, наверное, реакция была слишком резкой — ну, попался такой «дядька». А может быть, Господь захотел, чтобы вы, наконец, проверили свое Православие, в чем оно для вас? Вот на первого же человека в храме обижаетесь, как на своего врага, поступившего с вами несправедливо... Но ведь такое, видимо, случалось не каждый раз, когда вы приходили в храм, чтобы поставить свечку. Если бы вас каждый раз выгоняли, можно было бы сказать, что эта церковь какая-то чудная, там все не совсем нормальные... Если же подобное случилось лишь однажды, выводы могут быть разные.
Конечно, можно обвинить всю Церковь — дескать, здесь все такие, потому что этого дядьку с бородой так воспитало Православие. Но можно отнестись и по-другому. Если вы, как пишете, приходите к Богу в православный храм, то можно вспомнить, что тот, кто тянется к Богу, должен стараться прощать обиды, молиться за врагов, быть блаженным по слову Христа, когда вас несправедливо обижают, унижают и т. д.
В книге святого Паисия Афонского есть притча о людях, которым ничего не нравится в церкви. Если спросить у мухи, где здесь цветы, она скажет: «Цветов не видела, а вот помойки, нечистоты — могу сказать, где их много». Если же спросить у пчелы, где нечистоты, она удивится: «Какие нечистоты? Я видела только цветы...» Так и человек, который хочет видеть грязь, везде ее найдет.
Если же мы идем в храм не к Богу, а для того, чтобы нечто от Него получить, то мы «нечто» и получаем. И, как священник, могу сказать, что в таких случаях люди, к счастью, получают совсем не то, что «заказывали», а то, что хочет дать им Господь. И иногда Он дает нам «по мозгам»: человек идет ставить свечку, а Господь хочет сказать ему что-то важное. И Он говорит, а тот не слышит. Значит, надо как-то оживить, встряхнуть человека: «Да послушай же ты, наконец!» И тогда приходит «дядька с бородой» и начинает делать замечания. Товарищи тоже призывают на себя посмотреть. Но это так трудно — легче сказать, что все кругом плохие, неправильно воспитаны, агрессивны, в странных платках и т. д.
...В молодости, когда я приезжал в Псково-Печерский монастырь, какого там люду только не встречалось! Стоишь на службе в Пещерном храме: кто-то воет, кто-то лает, какой-то бесноватый матом ругается, от кого-то жутко пахнет. Непонятно, что вокруг тебя происходит... Хор почти не слышно, потому что толпа народу обступает певчих. Все толкаются на исповедь. И казалось, ты пришел увидеть лик Христа, такой светлый, немножко елейный — а тебе такая «рожа», и от нее еще и пахнет нехорошо. И что, кроме отвращения и ужаса, можно тут испытать?
Но я в жизни не помню более счастливых минут! Такое удивительное состояние приобщенности ко Христу, встречи с Живым Богом — среди самого неожиданного соседства! Там-то таких «дядек с бородами» было ух как много, и так они могли отчихвостить! Помню, такие схимники с тарелками для пожертвований ходили, сердитые-сердитые, ругачие такие, бурчали на всех ужасно. Но ничего, благодати это не мешало.
Так и случается: придет человек в Церковь искать своего, человеческого — свое человеческое и найдет, а придет искать Божиего — получит Божие.
Протоиерей Алексий Уминский
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии