ЕСЛИ ХОЧЕШЬ БЫТЬ РЯДОМ. Митрополит Калужский и Боровский Климент

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

В эти дни неумолкающей пасхальной радости, когда прославляется Воскресший Спаситель, для нас особенно актуальны слова апостола Павла о нашем совоскресении Ему (см. Кол. 2, 12).

Воскресение из мертвых Господа Иисуса Христа было жизненной основой первых поколений христиан. Это событие освещало всю их жизнь, давало силы не страшиться смерти, не бояться быть иными, нежели весь враждебно настроенный окружающий мир. Так и современные христиане должны воспринимать Христово Воскресение не только как главный церковный праздник, «торжество из торжеств», но в первую очередь как важнейшее событие своей личной жизни.

В одной из бесед преподобный Симеон Новый Богослов обращает внимание на церковное песнопение «Воскресение Христово видевше…». Мы действительно поем не «веровавше», а «видевше», несмотря на то, что преподобного отделяла от этого события тысяча, а нас — уже две тысячи лет. Преподобный Симеон подчеркивает, что святые отцы неслучайно используют слово «видевше», потому что они именно видели Воскресение Христово, ощутили его в своей жизни. И мы должны не только верить, что две с лишним тысячи лет назад произошло Воскресение Господа, а постараться стать причастными к нему, реально узреть, что Христос воскрес в нашей жизни.

Преподобные Исаак Сирин и Максим Исповедник также говорили, что подлинная вера достигается крещеными, когда они увидят, ощутят, как Воскресший Христос вселяется в них, реально живет, явно действует. Тогда и сам христианин становится иным, он уже не может по-прежнему жить расслабленно, руководствуясь мирскими, приземленными интересами. О таком преображении писал апостол Павел, исходя из собственного опыта: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20).

Достижение такого состояния — длительный процесс. Духовная жизнь состоит из череды подъемов и спусков, падений и восстаний. Только после смерти подвижник Христов становится непреткновенным, окончательно избравшим добро, когда никакое зло уже не способно смутить его. Но пока человек жив, идет духовная борьба, и подвижник ощущает в себе то живущего и действующего Христа, то окамененное нечувствие или воздействие греховного искушения.

Главное — начать с осознания, что земной жизнью наше бытие не ограничивается, а лишь начинается. Временная жизнь — первый этап блаженной вечности, дара, который нам от века был уготован Богом и который мы потеряли, а Господь вернул его нам Своей смертью и Воскресением. Поняв это, мы сможем поставить перед собой правильные цели и узнать истинную ценность всех своих поступков, слов, помышлений, вплоть до самых незначительных.

Сын Божий сделал все для нашего спасения. Теперь только от волеизъявления человека зависит, принять этот дар или отказаться от него. По мысли праведного Николая Кавасилы, Христос преподнес Свои раны и страдания человеку, чтобы искупить его волю. Адам сначала пал произволением — по своей воле отвратился от Бога, устремившись к земным вещам, и уже вследствие этого его постигло тление. У любого человека, находящегося в состоянии тления, воля в принципе не может быть совершенно и полностью направлена к Богу, даже у великих святых, пока они проходят поприще земной жизни. Ведь состояние тления, удаленности от Бога порождено неведением Божией воли. Потому и требовалось Воплощение Бога Слова, чтобы вочеловечившись, Христос целиком и полностью совместил Свою человеческую волю с волей Божией.

Спаситель искупил человеческую волю, всецело направил ее к Богу, преодолев, как указывает преподобный Максим Исповедник, два основных соблазна: стремление избежать страдания и стремление получить наслаждение. Стремление к удовольствию Господь отверг, отказавшись от предложений дьявола в пустыне. На Кресте, претерпев мучения и смерть, Христос освободил человеческое естество от стремления избежать страдания. Имея полную власть избежать ареста и казни, Христос этого делать не стал.

Что же для своего спасения способен сделать сам человек? Нам надо захотеть быть с Богом, захотеть преодолеть власть дьявола над собой и доказать свое желание на деле. Как некогда в Кане Галилейской, когда Господь мог из ничего сделать вино и не заставлять людей набирать воду, но понудил их к тому, чтобы люди приложили свои усилия. Когда человеческие возможности иссякают, дальше действует Бог. Так и в деле усвоения нами спасения все подает и совершает Христос, а мы должны активно противостоять греху, делать все, что в наших силах, осознавая, что полное освобождение от греха может подать только Господь.

Бог — не хладнокровный, придирчивый законник. Он желает спасти каждого из нас и использует любой предлог, любую мелочь, чтобы оправдать человека, освободить его от власти дьявола. Христос поборол смерть и открыл нам врата Царства Небесного через Свою смерть, и нам не стоит уклоняться от своего креста. Надо понимать, что все обстоятельства и события, которые с нами происходят помимо нашей воли, допускаются нам Богом, чтобы привести нас к спасению, потому что Господь знает, что именно в таких условиях нам будет легче всего спастись. Осознание, безропотное принятие того, что мы не в силах изменить, и есть следование за Христом.

Человек может сказать: «Господи, Ты мне не нужен, мне нравится жить сейчас, как я хочу, и мне не нужна перспектива попасть в рай». Другой скажет иначе: «Господи, я рад, что Ты меня зовешь к Себе, но моя жизнь — такая греховная, она никуда не годится! Я страдаю оттого, что грешу, но не могу перестать, хочу, но не получается. И кроме того, как мне покаяться? Я ни на что не способен, не могу измениться, не могу стать святым. Ты Сам, Господи, как-нибудь вытащи меня». Вот такой человек имеет возможность спастись, подобно благоразумному разбойнику.

Что же тот сделал хорошего? Всю жизнь занимался грабежом: беззастенчиво, угрожая оружием, отнимал чужое. Но этот человек, проживший бандитскую жизнь, которая закончилась смертной казнью на кресте, в последние часы услышал голос совести и признал свои страдания заслуженными, а Христа — осужденным несправедливо. Обращаясь к Невинному Страдальцу, разбойник даже не дерзнул просить о прощении, но лишь просил помянуть его в Царстве Славы Божией. А Христос ему отвечал, что тот скоро будет в этом Царстве вместе с Ним (см. Лк. 23, 41—43). Это непозволительно с точки зрения человеческого правосудия, но оправдано по любви Бога к Своему творению. И мы тоже не должны отчаиваться.

В эти пасхальные дни мы празднуем «иного жития вечнаго начало». Но надо не забывать, что причиной нашей радости должна быть реальность Воскресения Христова, живущая в нас и оживляющая наши души. Ибо, по мысли преподобного Симеона Нового Богослова, наша душа, будучи разумной и бессмертной по природе, остается безжизненной, пока не соединится с Воскресшим Господом. «Прежде не было ничего сильнее смерти и ничего слабее нас, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — а теперь нет ничего слабее смерти». Она больше не полагает предел человеческому существованию. Иное житие — вечное уже началось и нам надо стремиться, чтобы оно действовало в нас, было центром нашей жизни.

Источник: Вечерняя Москва