Еще раз о пришествии Христа. Иерей Василий Куценко

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
В этой статье, являющейся продолжением разговора о посланиях апостола Павла, речь пойдет о второй главе Второго послания к Фессалоникийцам. Основная тема ее — парусия, или пришествие Господа Иисуса Христа для суда над миром. Для нас важно, что апостол здесь как бы уточняет условия, при которых парусия совершится. 
Признаки скорого пришествия

Кратко напомним о ситуации, возникшей внутри хрис­тианской общины в Солуни, которой адресовано послание. Часть верующих, убежденных в скором — в самое ближайшее время — пришествии Христа и воскресении мертвых, о чем и сам апостол Павел писал в первом послании в Солунь, забросила всякую работу и просто ждала. Притом эти люди пользовались плодами труда других членов общины. Апостол прямо называет такие настроения бесчинством (см.: 2 Фес. 3, 11) и приводит свой личный пример: он сам обеспечивал себя, зарабатывая трудом, хотя мог бы воспользоваться содержанием от христианской общины (см.: 2 Фес. 3, 7–9).

В связи со всем этим апостол вынужден еще раз вернуться к вопросу о парусии и обозначить важнейшее условие пришествия Христа: Молим вас, братья, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему <…>, да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели <…>. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь (2 Фес. 2, 1, 3, 7).

Итак, главные признаки скорого пришествия Христа: отступление от веры (по-гречески — апостасия), явление «человека греха» и отсутствие «удерживающего». Затем апостол предлагает солунянам подумать: исполнилось ли что­то из этих условий здесь и сейчас?

 Сложности перевода

Термин «апостасия» — «отступление» — довольно однозначный и в контексте слов апостола Павла обозначает отпадение от веры как хорошо известный и повсеместный факт. Автор послания вряд ли согласился бы с фразой «мы живем в безбожном мире», хотя кто-нибудь из его современников-христиан мог бы с легкостью произнести такие слова. Действительно: христиан меньшинство, есть определенное число иудеев, а все остальные — язычники, которые ничего не знают об истинном Боге.

Апостасия предполагает, что размеры отступления настолько велики, что остановить его можно лишь прямым Божественным вмешательством. Здесь можно вспомнить молитву праотца Авраама, просившего Бога пощадить Содом и Гоморру, если среди их нечестия найдутся хотя бы десять праведников. И Господь дает такое обещание (см.: Быт. 18, 23–32). Но и десяти праведников не нашлось.

Представляет сложность перевод — а значит, и понимание — двух одинаковых слов в шестом и седьмом стихах: И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему [человеку греха] (2 Фес. 2, 6) и тайна беззакония <…> не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь (2 Фес. 2, 7). В греческом оригинале послания в этих случаях употребляются разные формы глагола «катехэйн» — мешать, препятствовать, удерживать от чего-либо, хранить, соблюдать, держать в своей власти. Значений у этого слова очень много.

Для примера приведем перевод этих стихов епископом Кассианом (Безобразовым): Теперь вы знаете то, что удерживает, чтобы открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии; только есть теперь удерживающий, доколе он не будет отнят от среды (2 Фес. 2, 6–7).

Есть «то, что удерживает», и есть «удерживающий». Они не позволяют открыться беззаконию и наступлению апостасии. Как понимали эти слова солунские христиане и сам апостол Павел? На этот вопрос нельзя ответить точно. Но мы можем обратиться к святоотеческим толкованиям, которые помогут пролить свет на этот сложный фрагмент. 

Мнения святых отцов

Одно из первых толкований указанного эпизода можно найти в сочинениях священномученика Иринея Лионского (II век). И как бы удивительно для нас это ни звучало, по мысли святого Иринея, «удерживающим» является Римская империя. Та самая, в которой издавались указы о преследовании христиан.

Мнению лионского епископа следуют Тертуллиан: «кто же это, если не Римское государство, падение и разделение которого совершит антихрист?» (трактат «О воскресении плоти») и священномученик Ипполит Римский, который указывает на образ четвертого зверя из видения пророка Даниила (см.: Дан. 7, 7): согласно его толкованию, этим зверем является Римская империя — последнее могущественное государство, падение которого ускорит и кончину мира.

Важный момент: сам апостол Павел не поясняет, что означает «удерживающее/удерживающий». Это, с одной стороны, подчеркивает сложность вопроса: мы не можем знать точно, когда и как придет Христос. В первом послании в Фессалоники уже было сказано, что важнее не терять надежду, чем обладать полнотой информации (см.: 1 Фес. 4, 13). Но есть еще одно объяснение: автор послания не говорит прямо, потому что сами римляне были уверены в вечности Римского государства и порядка. И апостол, оберегая христиан от еще больших преследований, не ставит этот вопрос открыто. Но он убежден: будет время, когда могущественную империю погубит тот, кого она сама же и породила.

В ранних христианских общинах были попытки увидеть в словах апостола Павла об «удерживающем» и конкретную личность. Выдвигались и «кандидатуры» на роль антихриста. Одной из них стал римский император Нерон (54–68 годы). Об этом пишет блаженный Августин в произведении «О граде Божием». По его словам, некоторые из хрис­тиан полагали, что Нерон не умер и должен вновь явиться, чтобы стать антихристом. Но самому блаженному Августину это мнение казалось странным, хотя бы потому, что после смерти Нерона прошло более трехсот лет, а сама Римская империя стала христианской.

Приведем и толкование святителя Иоанна Златоуста, который также жил в хрис­тианскую эпоху Римского государства. По мысли святителя, «удерживающий» — это Рим: «До тех пор пока будут бояться этого государства, никто скоро не подчинится антихристу; но после того, как оно будет разрушено, водворится безначалие, и он будет стремиться похитить всю — и человеческую, и божескую — власть».

Блаженный Феодорит Кирский в толковании слов апостола Павла ссылается на слова Господа о том, что по всему миру должно быть проповедано Евангелие (см.: Мф. 24, 14). Значит, явление антихриста удерживает само Слово Божие. Антихрист не может объявить войну истине, покуда остаются народы, не знающие истину Слова Божия.

Для размышления

Римской империи не стало. Западная часть государства со столицей в Риме перестала существовать как единое целое в 476 году. Восточная Римская империя со столицей в Константинополе — Новом Риме — просуществовала до середины пятнадцатого века. Значит ли это, что толкователи, видевшие в «удерживающем» римскую власть, ошибались?

Я думаю, что отцы Церкви во многом основывались на реалиях своего времени. Поэтому на вопрос: «Что будет, когда рухнет Рим?» — вполне могли ответить: совершится парусия и суд Божий. Ведь и Сам Господь в Евангелии, и апостол Павел в посланиях не говорят о времени кончины мира прямо.

Но как быть с самой идеей парусии? Думается, что если апостол Павел убеждал солунян не впадать по этому поводу в крайности и продолжать спокойно трудиться, тому же установлению стоит последовать и нам — хрис­тианам, живущим через две тысячи лет.

Газета «Православная вера», № 05 (697), февраль 2022 г.

https://www.eparhia-saratov.ru/Articles/eshhe-raz-o-prishestvii-khrista