Еще одна заповедь блаженства. Протоиерей Александр Шаргунов

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Евангелие понедельника (Лк, 75 зач., 14, 12—15)
Сказал же Господь позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных. Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!
 
Господь сказал позвавшему Его в гости: «Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых». В этих словах — не запрещение звать таких людей ради доброго общения между родственниками и соседями. Но наши гости не должны быть исключительно из их числа. Из одного пира для богатых можно порой составить тысячи обедов для бедных. Не гордись такими пирами. Некоторые устраивают их напоказ, не задумываясь, что они — за счет ограбления многих и многих нищих. «Но зови нищих, увечных, хромых, слепых». Когда делаешь пир, зови тех, кому не на что жить, кто не способен заработать себе на жизнь. К ним должна быть обращена прежде всего твоя щедрость. У них нет самого необходимого. Позаботься о них, и они воздадут тебе своими молитвами. Они уйдут от тебя, принося благодарение Богу. Не говори, что ты в убытке, так как они не могут отплатить тебе. Тебе отплатят в воскресение праведных. Дела любви могут быть не вознаграждены в этом мире, но то, что есть в этом мире, не есть самое лучшее. Но творящий добро не потеряет своей награды.
 
 
Новая заповедь блаженства
 
«Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!» Многие пророки Ветхого Завета говорят о мессианском пире. Наступит день, когда Бог устроит такой пир для Своего народа. Об этом пире думал человек, говоривший со Христом. Когда он говорил о блаженстве тех, кто будет зван на этот пир, он думал об иудеях, исключительно об иудеях, потому что для язычников и грешников не могло быть места на пиру Божием. Хотя Господь только что сказал, что звать следует тех, кто фактически исключен из человеческого общения. Тех, у кого нет ни денег, ни культурных, ни даже духовных возможностей для этого. Господь предлагает еще одну заповедь блаженства, неожиданную в своей первой части: «Блажен будешь, что они не могут воздать тебе». Бесперспективная по-человечески ситуация — основание для блаженства! Но поскольку приглашенные лишены всех средств, Сам Бог будет твоим должником за них.
 
 
Новая заповедь блаженства
 
Господь зовет нас к щедрости Отчей любви, несравненной, неколеблющейся, самоотдающей, всецелой. Как иначе можно понимать заповедь приглашать к себе нищих, увечных, хромых, слепых? Вот что важнее всего — наш дар без всякой надежды на воздаяние, чтобы мы научились любить, как Бог нас любит, не ища своего, но устремляясь к любви Христовой, которая есть тайна дара, всегда более глубокого, чем прежде, и все более потрясающего. Но это возможно только тогда, когда мы подлинно осознаем первую заповедь блаженства — о нищете. Тайна христианина — всецелая зависимость от Господа. Чем больше тебе дано, тем больше ты должен смиряться. Предел — непостижимо чудесен. Величие — в смирении и уничижении Господа и в Его благодати. Сила Господня велика, и смиренные возносят ей хвалу. Пир Царства Небесного — тайна Небесного Иерусалима, куда званы и мы восседать среди тысяч Ангелов и собрания перворожденных, чьи имена написаны на небесах. Это пир начинается здесь, и Церковь должна стать для нас основанием новой жизни, которая придает смысл и радость всему, что мы делаем. Она вводит нас в тайну Бога Живаго, совершая переоценку всех наших ценностей. Встретить Бога на пиру Пасхи и Божественной Евхаристии — значит встретить всех людей, собранных в тайне Бога. «Если кто любит Меня, — говорит Господь, — Я и Отец Мой придем к Нему и обитель у него сотворим».
 
Господь заповедует нам избрать приглашенными нищих, увечных, хромых, слепых, потому что Он хочет показать, что мы не можем ничего дать другим, кроме нашей нищеты. Бог дает нам то, что мы даем, и то, что мы есть. Этой заповедью Он хочет научить нас быть такими же, как Он, — прощать, потому что мы прощены, любить, потому что Он любит нас, отдавать себя Ему, потому что Он отдает Себя нам. Мы будем блаженны на том пиру тем блаженством, которое у Самого Бога. Возвышение смиренных и нищих в Царстве Божием — тайна воскресения мертвых. Это одна и та же тайна избыточествующей жизни, которую Бог уготовал для нас.