Эпитафия на надгробие профессоров богословия. Протоиерей Игорь Рябко
Апостольское чтение нынешнего воскресенья заслуживает особого внимания. Ныне во Христе мы имеем мир и доступ к Нетварному Свету. Как же нам войти в этот мир Христов?
Апостольское чтение воскресного дня словами апостола Павла говорит нам о том, что Христос в Самом Себе примирил Небо и Землю, разрушив посредством Креста ту преграду вражды, которая находилась между ними (Еф. 2:14-22). Теперь во Христе мы имеем мир и доступ к Нетварному Свету Святой Троицы. Как же нам войти в этот мир Христов? Во-первых, нужно наконец перестать Христа разбавлять мирской жизнью, и мирскую жизнь не нужно разводить в разных пропорциях со Христом. Для того, чтобы спастись, необходимо все же окончательно определиться и сделать свой выбор. Или идти за Спасителем в Жизнь Вечную, или же погибать вместе с идущим семимильными шагами в пропасть ада миром.
Любовь Божия такова, что она очень деликатно, не ущемляя свободу нашей личности, заботится о нас так, что человек этого даже не замечает. И только тот, кто без всяких сомнений во всем доверится этой Любви, начинает воочию видеть в своей жизни действие Промысла Божия. Смиряясь перед всеблагой волей Господа, мы начинаем ощущать, что земная жизнь – это, на самом деле, первая ступень Небесного рая. Когда смирение окутывает душу великим покоем, в нем, как в прозрачной воде, человек видит, что Любовью Божией живет все Его творение, как одушевленное, так и не одушевленное. От света далеких звезд до маленьких капелек росы на траве – все говорит об этой Любви. Подснежники на талом снеге, душистая сирень в весеннем саду, спелые гроздья винограда, пурпурные рассветы и алые закаты – все в этом мире напоминает о том прекрасном времени, когда вся земля была огромным садом, созданным для человека.
Чуткое сердце не может оставаться равнодушным при созерцании созданного Богом невообразимо красивого мира, который бескорыстно отдает нам свою красоту. Все это уже само по себе понуждает нас с отвращением отнестись ко всякому злу и обратиться к Богу с молитвой благодарности. Нужно лишь научиться читать тот сокровенный язык, которым говорит с нами Бог. Его речь, обращенная к нам, звучит из журчания лесного ручейка, соловьиной трели, шума дождя за окном, запаха весенних цветов, жужжания пчел… Даже мурлыкающий ласковый котенок, трущийся у наших ног – это тоже тихий шепот Бога, обращенный к нашей душе. Как можно после этого не любить Бога?
В этом есть великая радость – за все благодарить Бога!
Когда душа в покаянии и благодарности начинает потихоньку выходить из греховной тьмы собственного сердца, она начинает распознавать кроткое касание Божественной Любви по особому молитвенному настрою, по тонкому и поэтичному душевному ощущению. Мир добра, красоты и света получает трогательный отклик где-то в глубине нашего сердца, которое начинает благодарить Бога за все, что Он для нас сделал. В этом есть великая радость – за все благодарить Бога!
Каждый человек ищет истинной радости в своей жизни, но не каждый находит к ней узкую дорогу. Широкая дорога ведет к той радости, которая щекочет нервы и расшатывает психику. Настоящая радость тиха, мирна, кротка. Она обволакивает нежным шарфом покоя сердце и умиротворяет душу. Между Божественной и адской радостью лежит пропасть. Тот, кто обрел первую, ни за что не променяет ее на последнюю. Но и тому, кто вкусил адскую радость, очень трудно оставить ее и найти дорогу к Божественной. И та и другая радость находятся в нашем сердце. Божественная радость – дар свободы, адская эйфория – цепи греха.
С высоты своих прожитых лет я уже имею право сказать – чем больше человек живет, чем больше он узнает, тем больше у него возникает вопросов, тем больше появляется в его жизни непонятного и неясного. Тысячу раз прав был Сократ. Вся наша образованность, начитанность, интеллект приведут нас в конце концов к большому надгробному камню, на котором будет написано крупными буквами: «Теперь я точно знаю, что ничего не знаю». К этому камню придет любой, хоть сколь-нибудь, образованный человек. Только дурак будет считать, что он что-то знает.
Сократ был прав. Вся наша образованность, начитанность, интеллект приведут нас в конце концов к большому надгробному камню, на котором будет написано крупными буквами: «Теперь я точно знаю, что ничего не знаю».
Между миром земной суеты с ее никчемной «мудростью» и непостижим океаном Божественной реальности всегда есть полоса так называемого «прибоя». На нем валяются кучи всякого мусора, выброшенного на берег. Так и в нашей жизни, есть Бог, есть познание Бога, есть неустанное движение к Нему человеческого духа. А есть то, что существует рядом с этим движением. Это мусор и пена нескончаемой и ничего не стоящей болтовни о Боге и религии. Споры до хрипоты слепых о достоинстве живописных полотен, диспуты глухих о красоте музыкальных произведений. Величественные красоты горных вершин, взметающие ввысь стволы вечнозеленых сосен, глубины чистых горных озер могут рассказать о Боге намного больше, чем тезисы всех религиоведческих конференций вместе взятых.
Красота Божьего мира напоминает об утраченном рае и побуждает человеческий дух к стяжанию чистоты сердца. Это и есть та красота, которая может спасти мир. Когда человек научится своим сердцем улавливать эти мимолетные, тонкие и нежные касания Божественной благодати, тогда он почувствует в своей душе музыку вечности. Но если он подменит их мертвой религиозностью, и растворит чудо богопознания разговорами о Боге и подгонке своей души под непонятно кем выработанные шаблоны, то тайна встречи с Божественной неуловимостью уйдет из сердца, как свежая дождевая вода уходит в трещины иссохшей земли.
Актерство, лицемерие, фарисейство, фальшь в вере намного хуже неверия и атеизма. Искренняя церковность всегда светла и прекрасна, как первые полевые цветы. Ей скучны пустые разговоры о Боге и снобизм «профессионалов в области религии». Тяжело воспринимать даже на слух завязшие до терпкости в устах безблагодатных проповедников слова о Боге, смирении и несении креста. Без Бога даже самая талантливая душа обречена на то, чтобы стать дикой и колючей. Без веры и покаяния в сердце человека остается только не выкошенный бурьян страстей и дикое поле дурных помыслов.
Величественные красоты горных вершин, взметающие ввысь стволы вечнозеленых сосен, глубины чистых горных озер могут рассказать о Боге намного больше, чем тезисы всех религиоведческих конференций вместе взятых.
Это может показаться странным, но можно произносить правильные слова, рассуждать о добродетелях, с энтузиазмом цитировать святоотеческие тексты и в то же самое время носить в себе демонизм в виде глубочайшего эгоизма. Показная религиозность похожа на правду, но внутренне ею не является, так как всегда самодовольна. Она живет двойной жизнью – на людях псевдодуховность, в узком кругу – вседозволенность.
* * *
Православный человек – тот, кто живет Евангельской правдой, кто сумел мечом Божественной Любви разрубить кандалы своего греховного рабства. Свободный от раба отличается тем, что у первого всегда спокойное, смиренное и мягкое сердце, а у второго раздражительная, суетливая, постоянно недовольная и ропщущая душа. От свободного идет нежное тепло, а от раба веет ледяным холодом.
Подлинное христианство всегда выстрадано кровью и потом живой веры. Православное сердце живет в благодати Христовой любви. Только кроткой душе открываются тайны Премудрости Божией. Поэтому истинное Православие так и остается не понятым многими людьми. Но во всем многообразном и пестром мире только оно способно пробить в человеческом сердце источник Живой Воды, текущей в Жизнь Вечную. Только в Православии душа человеческая преображается в действительную любовь и приходит к пониманию того, что самым близким чувством по отношению к любви есть – смирение.
https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/75931-epitafija-na-nadgrobije-pr...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии