ЕПИСКОПЫ: хранители Церкви, или преемники апостолов. Юрий Пущаев

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Толковый словарь

Когда после февральской революции 1917 года на разных национальных территориях Российской империи задули «ветры свободы», на Украине помимо прочего началось и движение за создание своей автокефальной церкви, независимой от Русской. В годы Гражданской войны при покровительстве петлюровской Директории возникает так называемая Украинская автокефальная православная церковь, канонически никем не признанная.

Впрочем, она и не могла быть признана, учитывая то, как там в 1921 году были хиротонисаны или поставлены в епископы первые «иерархи» самопровозглашенной церкви. Дело в том, что епископскую хиротонию согласно церковным канонам могут совершать только другие епископы. В то же время никто из архиереев Русской Православной Церкви в украинском псевдособоре не участвовал. Сторонники автокефалии долго искали хотя бы одного епископа, который бы к ним присоединился, но так никого и не смогли уговорить. В итоге участники собора сами совершили хиротонию в епископы новой «церкви» одного из своих предводителей, причем это «архиерейское» поставление было совершено вопреки всем каноническим правилам. В частности, на нового «архиерея» были самовольно возложены мощи (рука) жившего в 15 веке священномученика Макария, митрополита Киевского. Этот же фокус был проделан и во время их следующей «епископской» хиротонии. За все это сторонники новой «церкви» получили ироническое название «самосвятов».

Почему же при епископской хиротонии согласно церковным канонам обязательно участие других епископов? Дело в том, что епископы – это преемники апостолов. От самих первых посланников Иисуса Христа, до наших дней, сквозь века и тысячелетия идет в Церкви непрерывная череда рукоположений в епископы. И весь епископат через эту непрерывную цепочку рукоположений имеет благодатную связь с апостолами, а через них – со Христом. Ведь по слову Господа Церковь пребудет до скончания веков, а значит – нужны те, кто заменит собой апостолов и будет осуществлять их функции преемственно и неизменно. Непрерывное преемство необходимо для хранения Святого Духа и канонического порядка в Церкви.

Русское слово епископ – это древнегреческое слово ὁ πίσκοπος (episkopos), которое переводится как блюститель или хранитель. Древнегреческое ὁ πίσκοπος образовано от глагола πισκοπέω, который можно переводить как«смотреть», «производить осмотр», «посещать», «исследовать», «призирать». Вот и получается, что епископы – это своего рода хранители Церкви.

В священнической иерархии епископат – это высшая, третья степень церковного служения после диаконов и пресвитеров (священников). Епископы могут совершать все семь Таинств Церкви. В Русской Православной Церкви они назначаются из монашествующих (черного духовенства). Также епископы также именуются архиереями, то есть старшими иереями или священнослужителями.

Таким образом, высшую управленческую власть в Церкви апостолы вручили своим преемникам – епископам. Другие чины священнической иерархии являются лишь помощниками епископа в церковном управлении.

Также следует знать, что архиепископ (от греч. αρχή – «власть» и ὁ πίσκοπος) – это старший епископ, церковная правительственная степень, следующая перед митрополитом. Митрополитами же (древнегреч. μητροπολίτης происходит от μητροπολις – столичный город, матерь городов) называли епископов главных городов в провинциях, которые имели под своим началом нескольких подчиненных им епископов, управляющих епархиями. Впоследствии так стали называть епископов, которые управляли крупными епархиями. В настоящее время в нашей Церкви титул «митрополит» является почетным званием (отличительная черта митрополита – белый клобук), следующим после титула «архиепископ». 


Источник: Журнал "Фома"