ЭЛЛАДСКАЯ ЦЕРКОВЬ НЕ ПРИЗНАЕТ «ПЦУ», УНИЯ ФАНАРА И РИМА, ТЕСТИРОВАНИЕ ПРЕЕМНИКА ПАТРИАРХА ВАРФОЛОМЕЯ
10–18 июля 2019 года в Православном мире: новости и аналитика
Новый президент со старыми подходами
До парламентских выборов на Украине остались считанные дни. Те, кто не определился с политическими симпатиями раньше, наверняка делают это сейчас, взвешивая все за и против. Без сомнений, отношение политических сил к религиозным вопросам станет одним из критериев выбора для украинских граждан. Может быть, и не главным, однако достаточно весомым, чтобы повлиять на итоговый расклад парламентской кампании.
Если Владимир Зеленский и его политическая сила и хотели получить поддержку со стороны прихожан УПЦ, то сейчас уже можно твердо говорить о том, что они не приложили каких-либо значительных усилий для достижения этой цели. С одной стороны, президент не эксплуатировал религиозную тему в публичной риторике (в отличие от своего предшественника). С другой стороны – он никак не реагировал на факты нарушений прав верующих канонической Церкви. Гарант Конституции попросту самоустранился от решения соответствующих проблем, оставив все на усмотрение местных властей.
В результате некоторые чиновники на Западной Украине продолжают действовать так, будто президентом остается Петр Порошенко, а главной задачей в церковно-государственных отношениях является поддержка одной конкретной конфессии и дискриминация другой конкретной конфессии.
11 июля 2019 года временно исполняющий обязанности главы Волынской областной государственной администрации Александр Киричук издал распоряжение о перерегистрации сразу 10 общин УПЦ в «ПЦУ». При этом чиновник полностью проигнорировал протоколы собраний религиозных общин, которые подтвердили свою верность Украинской Православной Церкви.
«Что интересно – временно исполняющего обязанности не остановил даже тот факт, что представители таких общин УПЦ, как Свято-Преображенская в селе Четвертня и Свято-Покровская в селе Хмельницкое, подавали в ОГА соответствующие обращения и решения протоколов, которые подтверждают, что в этих селах так называемого перехода в ‟ПЦУ” не произошло как юридически, так и фактически. То же касается и других общин, перечисленных в распоряжении»,
– отметил клирик Волынской епархии Олег Точинский.
Нужно отметить, что Александр Киричук – это ставленник нового президента. 11 июня 2019 года Зеленский подписал указ о назначении на тот момент первого заместителя Волынской ОГА временно исполняющим обязанности ее главы.
Следовательно, за действия этого человека несет ответственность уже сам Зеленский. И эти действия ничем не отличаются от политики времен Порошенко. Напомним, что по информации УПЦ, Волынская епархия больше всего пострадала от незаконных перерегистраций. По состоянию на июнь таким способом в «ПЦУ» были «переведены» 67 общин. На втором месте – Ровенская область (48 общин), на третьем – Хмельницкая (42 общины). Всего по Украине зафиксировано 222 случая незаконных переводов общин УПЦ в контролируемую Фанаром религиозную структуру.
По мнению экспертов, действия местных властей привели к разочарованию значительной части прихожан УПЦ в новой политической силе.
Действия властей привели к разочарованию части прихожан УПЦ в новой политической силе
«Я так понимаю, что ‟новые” люди и в дальнейшем планируют действовать методами предшественников, проводя такую же агрессивную и беззаконную политику по отношению к тем гражданам, которые не желают быть частью ‟томосиады”, запущенной Порошенко. Как оказалось, можно наступать на те же грабли, деля украинцев на ‟правильно” верующих и неполиткорректно верующих. Жаль... Ведь так все хорошо начиналось... Один хорошо всем известный человек недавно сидел перед Предстоятелем УПЦ и, глядя ему в глаза, обещал, что все будет ‟по закону”»,
– прокомментировал ситуацию на Волыни протоиерей Олег Точинский.
При этом не стоит забывать и то, что партийного списка партии «Слуга народа» не был исключен сын одного из главных гонителей УПЦ, директора департамента Минкультуры Андрея Юраша – Святослав (который, как утверждают эксперты, планирует создать своеобразный «коррупционный тандем» со своим отцом, заняв место в парламентском комитете, регулирующем вопросы взаимодействия государства и Церкви). И это невзирая на то, что он и генеральный продюсер телеканала «1+1» Александр Ткаченко стали лидерами антирейтинга в ходе так называемой процедуры постпраймериз (когда все желающие могли высказаться за или против того или иного кандидата). Верующие воспользовались предоставленной возможностью и выразили свое негативное отношение к фигуре Юраша, однако никакой реакции со стороны партии не последовало.
Ирония заключается в том, что несмотря на лояльное отношение к «ПЦУ», партия президента «Слуга народа» не получила ни малейшей лояльности в ответ.
Более того, из заявления, сделанного пресс-службой «ПЦУ» по случаю выборов, стало понятно, что руководство созданной при поддержке Порошенко религиозной структуры по-прежнему делает ставку на экс-президента. Некоторые тезисы из этого заявления фактически повторяют предвыборные лозунги «Европейской солидарности», направленные против Зеленского.
«ПЦУ» – головная боль Константинополя
Ностальгия «ПЦУ» по бывшему президенту объяснима. Поражение Порошенко на выборах стало для нее настоящим ударом, ведь именно благодаря его усилиям сохранялся хрупкий баланс между Филаретом, Епифанием и другими «центрами влияния» внутри этой организации. В отсутствие внешнего «скрепляющего» фактора «ПЦУ» закономерно начала распадаться на части.
После того, как Филарет откололся от подконтрольной Фанару структуры, соответствующее противостояние переросло в настоящую войну, где, как говорится, все средства хороши. Напомним, что на прошлой неделе глава «УПЦ КП» заявил, что Епифаний является внебрачным сыном «епископа» «Киевского патриархата» Даниила Чокалюка.
Реагируя на выпады «почетного патриарха», его бывший пресс-секретарь Евстратий Зоря заявил о том, что Филарет болен, зависим от таблеток и не отдает отчет в своих действиях.
В ответ пресс-служба «УПЦ КП» пригрозила Зоре судом, если он публично не извинится и не опровергнет свои слова о бывшем наставнике. При этом выиграть суд Филарету не составит труда – ему достаточно будет предъявить справки о том, что он находится в здравом уме и памяти.
В целом тактика Евстратия Зори понятна. Он всеми силами пытается отвлечь внимание от темы наказания Филарета и сравнений с 1992-м годом, когда экс-митрополит УПЦ создал «Киевский патриархат» теми же методами, какими сейчас он его «воссоздает». «Почетный патриарх» поставил перед «ПЦУ» достаточно сложную задачу, в рамках которой нужно одновременно осудить его действия, отразить компромат и не подставить под удар собственное историческое основание. Похоже, что в структуре Епифания ничего лучше не придумали, чем выставить Филарета старым маразматиком, который не понимает, что делает и говорит. Однако попытка сделать из «почетного патриарха» сумасшедшего получилась слишком топорной.
Попытка сделать из «почетного патриарха» сумасшедшего получилась слишком топорной
Об этом, среди прочего, свидетельствует тот факт, что грубые инсинуации Зори вызвали неприятие даже среди тех, кто не поддерживает Филарета.
В частности, один из идеологов украинской автокефалии архимандрит Кирилл (Говорун) обвинил представителя «ПЦУ» в манипуляциях. С соответствующей критикой выступил также один из «епископов» «ПЦУ» Адриан (Старина).
Все это показывает, что внутри «ПЦУ» нет единой стратегии реагирования на возникшую ситуацию, и разные ее части трактуют происходящее, исходя из собственных интересов и представлений. В результате процесс демифологизации истории «Киевского патриархата» неумолимо усугубляется.
В пользу данного тезиса говорит очередной факт. 12 июля 2019 года один из представителей «ПЦУ» «епископ» Адриан Кулик обвинил Филарета в работе на КГБ и провале автокефального движения в начале 1990-х.
В данном случае нужно понимать, что Кулик – представитель «УАПЦ», который руководствуется обидой своей структуры на действия Филарета и его сподвижников. Как бы там ни было, желая того или нет, Кулик дискредитирует ту часть «ПЦУ», которая пришла из «Киевского патриархата».
А вот со стороны Филарета мы видим достаточно последовательные шаги, наносящие серьезные удары по структуре Епифания. В Окружной административный суд города Киева поступило ходатайство от «Киевской патриархии УПЦ КП» о запрете передачи ряда киевских храмов и монастырей в пользу «ПЦУ». В частности, речь идет о Михайловском монастыре, в котором в данный момент находится резиденция Епифания.
Если описать происходящее одним словом, все можно свести к такому понятию, как энтропия. Запас энергии, который обеспечил своему детищу Патриарх Варфоломей, предоставив томос в январе, быстро иссяк в череде внутренних скандалов, а также неудач в попытках наладить отношения с Поместными Церквями.
В этой ситуации «ПЦУ» необходимы были срочные шаги, которые переломили бы ситуацию и вывели креатуру Константинополя из «крутого пике». 11–12 июля представителиориентированной на Фанар структуры встретились с Патриархом Варфоломеем, после чего он сделал ряд громких заявлений в интервью украинскому телеканалу «1+1».
Нужно отметить, что Константинополь редко делает какие-то громкие заявления. В данном контексте интервью Патриарха Варфоломея означает, что ситуация настолько критична, что потребовалось экстренное вмешательство кураторской организации с целью реанимации автокефального проекта.
Еще одним фактором, который побудил Константинополь вмешаться, следует считать скорое празднование украинскими верующими Дня Крещения Руси. Дело в том, что последние пять лет раскольнические структуры не могли продемонстрировать реально массовую поддержку со стороны украинского общества. На фоне огромного количества верующих УПЦ шествия «Киевского патриархата» и «УАПЦ» выглядели настолько жалкими, что провластным СМИ приходилось прибегать к откровенным фальсификациям (занижая количество участников Крестного хода УПЦ и завышая цифры в пользу «Киевского патриархата»; в некоторых случаях доходило до откровенного абсурда, когда многолюдное молитвенное шествие канонической Церкви выдавалось за мероприятие раскольников).
А ведь одним из базовых аргументов Патриарха Варфоломея в вопросе вмешательства в украинские «церковные дела» всегда выступало утверждение о том, что к нему с просьбой о даровании автокефалии обратилось «большинство украинцев». В этом разрезе анонсированный привоз Фанаром в Киев мощей апостола Андрея Первозванного можно считать не более чем пиар-акцией, призванной привлечь к праздничным мероприятиям «ПЦУ» как можно больше людей, чтобы хоть как-то компенсировать разительную количественную разницу между ее паствой и паствой УПЦ.
Помимо этого, понимая разочарование сторонников «ПЦУ» отсутствием обещанного признания со стороны Поместных Церквей, Константинополь попытался заверить их в том, что в скором времени в общение с Епифанием вступит Элладская Церковь.
Впрочем, данные слова Варфоломея можно подвергнуть сомнению, ведь накануне интервью каналу 1+1 греческое издание Ромфея озвучило информацию, согласно которой «украинский вопрос» не был включен в повестку дня будущего Архиерейского Собора ЭПЦ, назначенного на осень этого года.
По мнению замглавы Отдела внешних церковных связей УПЦ протоиерея Николая Данилевича, члены Архиерейского Собора Элладской Церкви приняли мудрое и вполне понятное решение.
«Это правильно. Подавляющее большинство иерархов ЭПЦ против признания ‟ПЦУ”. Отдельные не столько за признание, сколько за то, чтобы как-то поддержать Фанар. Таким образом, этот вопрос может спровоцировать разделение внутри ЭПЦ. И это понимает архиепископ Иероним, – отметил протоиерей Николай в Facebook. – Действительно, зачем способствовать решению проблем Фанара, которые он сам себе создал, ценой создания проблем в своей Церкви? Таким образом, даже Элладская Церковь, на которую возлагали надежды враги единства Церкви Христовой, не признает раскол, то есть ‟ПЦУ”».
Даже Элладская Церковь не признает раскол, то есть «ПЦУ»
В данном контексте следует напомнить, что представители Фанара и раньше заявляли о том, что признание произойдет «в течение нескольких месяцев» (называя среди первых Элладскую и Кипрскую Церкви). Однако прошло уже больше полугода, но никаких серьезных шагов на этом пути не последовало. Более того, практически все Церкви в той или иной форме заявили о своем неприятии действий Константинополя.
Исходя из этого, высока вероятность того, что и сейчас Фанар просто блефует, поскольку ему не остается ничего другого.
Пожалуй, единственным средством убеждения, которым пока еще обладает Константинополь, является угроза отобрать томосы, а также спекуляция на теме «эллинизма». Нужно признать, что желание защитить «греческий мир» присутствует у многих греческих иерархов, однако насколько эффективным инструментом это послужит для продвижения интересов Фанара, покажет только время.
То, что давление на греческие Церкви действительно осуществляется, подтвердили три иерарха Кипрской Церкви. Митрополит Лимассольский Афанасий, митрополит Киккский и Тиллирийский Никифор и митрополит Тамасосский Исаия обнародовали совместное коммюнике в ответ на ряд «злонамеренных» манипулятивных публикаций, в которых слова епископов были умышленно искажены «для посторонних целей».
«Как епископы Церкви Христовой, мы осознаем свою миссию, поскольку нас интересует единство Церкви, которая из-за украинского вопроса сталкивается с явным и угрожающим расколом внутри, в лоне Православной Церкви, и о котором мы в свое время предупреждали. Мы по-прежнему придерживаемся мнения, что предоставление Томоса об автокефалии Церкви Украины должно было соответствовать правилам и традициям Церкви, и церковный порядок является единственным, который может решить возникшую проблему и предотвратить риск раскола»,
– отметили иерархи.
Как мы видим, в отношении Кипрской Церкви давление пока не сработало, и она открыто призывает к восстановлению канонического порядка. Впрочем, нет сомнений и в том, что Константинополь будет продолжать пытаться сломить сопротивление Поместных Церквей. И единственным способом прекратить этот процесс является проведение Всеправославного совещания.
События в мире
15 июля 2019 года митрополит Черногорский Амфилохий прислал Блаженнейшему митрополиту Онуфрию письмо с объяснениями по поводу встречи с представителем «ПЦУ» Евстратием Зорей.
В послании отмечено, что владыка принимал подчиненного Епифания из-за опасения того, что украинские раскольники могли прибыть в Черногорию на мероприятия тамошних раскольников. Что в свою очередь могли использовать власти страны в своих комбинациях против Сербской Церкви.
Как мы видим, встреча состоялась не в результате добрых намерений сторон, а возникшей угрозы для одной из Поместных Церквей.
Это фактически обнуляет всю значимость этого мероприятия. Как бы это ни пытались опротестовать в «ПЦУ», неприятный для них факт остается фактом.
Исходя из письма, также становится понятным, что владыка Амфилохий пожаловался на ситуацию Патриарху Варфоломею. Тот дал отмашку, и... «ПЦУ» сразу же написала письмо с извинениями.
Как ни крути, но это является очередным свидетельство того, что Фанар управляет украинскими раскольниками, и никакой автокефалии на самом деле у «ПЦУ» нет.
Не менее интересно и то, что по итогам своего визита Зоря стыдливо умолчал о позиции главы Черногорской митрополии, который считает необходимым урегулировать вопрос Украины на Всеправославном совещании (что указывает на недостаточность авторитета Варфоломея, который надеялся, что его признание автоматически выведет «ПЦУ» в число признанных Поместных Православных Церквей).
Более того, владыка Амфилохий прямо указал на то, что считает РПЦ Матерью-Церковью для украинского народа.
По мнению экспертов, эти моменты является крайне болезненными как для Фанара, так и для «ПЦУ», поскольку они полностью развенчивают ранее растиражированные восторженные реляции о том, что глава Черногорской митрополии стал на путь признания украинских раскольников.
Фанар управляет украинскими раскольниками, и никакой автокефалии на самом деле у «ПЦУ» нет
16 июля 2019 года американская исследовательская организация «Jamestown Foundation» опубликовала материал о Грузинской Православной Церкви. В нем, в частности, было указано, что только 9 из 47 членов Священного Синода Грузинской Православной Церкви в той или иной форме поддерживают автокефальный церковный проект в Украине.
Как отмечает автор публикации, всего лишь 3 епископа открыто выразили свою симпатию «ПЦУ».
Речь идет о митрополите Шемокмедском Иосифе, митрополите Чкондидском Петре и митрополите Поти и Хоби Григоле.
Еще 6 епископов (епископ Бодбийский Иаков, митрополит Цилканский и Душетский Зосима, титулярный митрополит Цуртавский Вахтанг, епископ Бельгийский и Голландский Досифей, епископ Северо-Американский Савва, архиепископ Дманисский и Агарак-Таширский, управляющий грузинскими приходами в Великобритании и Ирландии Зинон) так или иначе высказывали свою поддержку идее предоставления автокефалии Украине.
В свою очередь, остальные 38 епископов настроены против признания «ПЦУ». Примечательно, что в их число входит и потенциальный преемник нынешнего главы Грузинской Православной Церкви – местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сенакский и Чхороцкуйский Шио.
17 июля 2019 года архиепископ Тельмисский Иов (Геча) в интервью изданию The Orthodox Worldзаявил о том, что Папа Римский передал в дар Константинопольскому Патриархату мощи апостола Петра. По мнению представителя Фанара, это «пророческий знак», указывающий на будущее единство Православной Церкви и РКЦ.
Президент США Дональд Трамп с архиепископом Элпидофором (Ламбриниадисом)
В тот же день президент США Дональд Трамп встретился с главой Греческой архиепископии Константинопольского Патриархата в Америке архиепископом Американским Элпидофором (Ламбриниадисом).
В ходе беседы стороны затронули вопрос готовящегося визита Патриарха Варфоломея в Соединенные Штаты, который состоится «в будущем».
Стоит отметить, что, помимо Трампа, Элпидофор также встретился с вице-президентом США Майком Пенсом, советником по национальной безопасности Джоном Болтоном и министром торговли Уилбером Россом.
РЕЗЮМЕ:
1) Невзирая на ротацию губернаторов, гонения в отношении Украинской Православной Церкви продолжаются. Ставленники Зеленского не изменяют политике времени Петра Порошенко и подписывают документы по незаконной перерегистрации общин УПЦ в «ПЦУ». Подобные беззакония замечены в Волынской и Винницкой областях.
2) Путем передачи мощей апостола Петра Фанар и Ватикан сделали очередной серьёзный символический шаг на пути к слиянию.
Невзирая на ротацию губернаторов, гонения в отношении Украинской Православной Церкви продолжаются
Данное событие следует считать элементом процесса дальнейшего расширения окна Овертона в вопросе искусственного объединения Католицизма и Православия (в обход канонов и на основе абстрактной «братской любви»).
3) Одним из важнейших инструментов влияния Фанара на Греческие Православные Церкви остается чувство принадлежности к «греческому миру».
Эксперты указывают на то, что греки реально считают себя чуть ли не «народом-богоносцем». Эллинизм для них – избранная Богом культура для распространения христианства по всему миру. Поэтому «украинский вопрос», по мнению ряда религиоведов, вызывает у греков двойственные чувства. С одной стороны, они видят вопиющее нарушение Фанаром канонов, с другой – в них шевелится чувство национализма и срабатывает защитный механизм «наших бьют» («наших» – в смысле греков). Что по итогам перевесит – верность эллинизму или Православию – это большой и сложный вопрос.
4) Встречу митрополита Элпидофора с президентом США Дональдом Трампом следует рассматривать в качестве «смотрин» кандидата на замену Варфоломею.
У главы Фанара уже давно наблюдаются проблемы со здоровьем, поэтому в любой момент может быть поставлен вопрос о выборе его преемника. На эту роль претендует не так уж много людей. Среди них – и митрополит Элпидофор.
При этом стоит отметить, что реальным руководителем Американской архиепископии является священник Александр Карлуцос, обладающий серьёзными связями в истеблишменте страны (кстати, он тоже присутствовал на встрече с Трампом и, судя по фото, чувствовал себя в Белом доме как дома).
Именно поэтому можно предположить, что одной из важнейших задач перевода Элпидофора в США является его тестирование как главного кандидата на замену Варфоломею.
5) Не менее важно обратить внимание и на состоявшуюся встречу Элпидофора с с Министром торговли США Уилбуром Россом (там также присутствовал отец Александр Карлуцос).
Очевидно, что в ее рамках обсуждались вопросы финансового характера. Ведь Карлуцос является исполнительным советником фонда «Faith: An Endowment for Orthodoxy and Hellenism», а одной из целей этой организации выступает финансирование институтов Греческой Православной Архиепископии Америки. Благодаря этому отца Александра даже прозвали «казначеем Патриарха Варфоломея».
Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что Константинополь всерьез взялся за свою финансовую базу и делает ставку на помощь правительства США.
Константинополь делает ставку на помощь правительства США
Причем Фанар рассчитывает не только на материальную поддержку.
Ключевым остается привлечение ресурсов США для убеждения Поместных Церквей в необходимости признания «ПЦУ».
В данном контексте показательным выглядит приезд Патриарха Иерусалимского Феофила в Соединенные Штаты, где он принял непосредственное участие в общении с Элпидофором и чиновниками государственных органов.
Евстратий Зоря и Климент Кущ сфотографировались с Патриархом Феофилом. Фото: Order of Saint Andrew the Apostle
6) Что же касается Элладской Церкви, то, по нашей информации, она не собирается признавать в октябре «ПЦУ».
СМИ, которые разгоняют эту информацию, ссылаясь на якобы решение специальной комиссии Элладской Церкви рекомендовать её епископату пойти по пути Фанара и поставить «ПЦУ» вровень с Поместными Православными Церквями мира, либо дезинформированы, либо сознательно отрабатывают поставленную задачу по распространению фейка.
Стоит отметить, что в самой Элладской Церкви такие публикации встретили с возмущением. Более того, там их считают одним из способов давления по вопросу признания «ПЦУ».
На самом деле комиссия подготовила некий текст, однако его содержание знает ограниченное количество лиц. После провокации, которую Фанар устроил архиепископу Иернониму в Стамбуле (с приглашением на именины Варфоломея Епифания), глава Элладской Церкви решение комиссии положил под сукно, и попыток как-то активно продвигать данную тему с его стороны пока не наблюдается.
В этой связи фанариоты очень надеются на поддержку историка Власия Фидаса, который написал текст томоса и который работает в рамках упомянутой комиссии. Впрочем, даже этот факт не сыграл особо на руку Константинополя. По нашей информации, в решении комиссии могут быть пункты, оправдывающие претензии Фанара на дарование автокефалии, но прямой рекомендации признать «ПЦУ» там нет.
Как бы там ни было, в октябре ЭПЦ вопрос Украины поднимать не будет, он не включён в повестку дня.
По процедурным нормам внести в неё изменения уже нельзя. Во всяком случае, ранее подобных прецедентов не было.
Суммируя сказанное, можно сказать только одно – невзирая на огромное давление со всех сторон, Элладская Церковь продолжает держаться и не сдает свои позиции в угоду раскольникам.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии