Экуменисты дискредитировали слово "экуменизм"
Во-первых, любой православный христианин, который хоть немножечко серьезно относится к своей вере, не может не понимать, что участвуя в религиозных по своему смыслу акциях других религий он заочно признает их истинность, в данном случае истинность четырех других религий, не признающих Божественную Троицу и нашего Господа Иисуса Христа. Если православный человек участвует в этом сознательно, отдавая себе отчет в смысле происходящего, то он фактически отрекается от своей веры, не говоря уже о том, что это в любом случае скажется на его духовном состоянии и поэтому такие акции нужно избегать из чувства элементарной духовной гигиены, элементарного самосохранения.
Во-вторых, такие акции имеют негативные последствия не только для их участников, но и для зрителей, многие из которых не столь сознательны в религиозном отношении, чтобы не впасть в соблазн и подумать, что раз православный хор участвует в религиозных песнопениях других религий, то никакой разницы между православием и этими религиями нет. Наконец, в-третьих, особо удивляет тот факт, что участниками этих песнопений с православной стороны были не какие-то случайные и несведущие в православии миряне, а хор Белгородской семинарии, где, кстати, находится Миссионерский отдел Русской Православной Церкви и мы знаем, что организаторы этого сценического действия благодарят белгородского архиепископа, который также является председателем Миссионерского отдела. Если исключить какие-либо экстремальные версии, то такое возможно только в том случае, если организаторы этого действия с белгородской стороны проявили колоссальную халатность и поставили в неудобное положение своего владыку. В любом случае этот эксцесс достоин всякого осуждения и было бы очень правильно, если паства Русской Православной Церкви и другие люди будут знать, что сама Церковь осуждает это мероприятие, дабы ищущим повода не обвинять нашу Церковь в гиперэкуменизме.
Произнося слово "экуменизм", мы должны четко сформулировать для себя, что мы имеем в виду, потому что само это понятие имеет сложную историю и означает разные вещи. Скажем так, есть "экуменизм" в хорошем смысле слова и "экуменизм" в плохом смысле слова. В хорошем смысле слова "экуменизм" это стремление вести диалог между всеми христианскими конфессиями, основанный на признании того очевидного факта, что в догматическом смысле многие христианские конфессии, например, православие, католицизм и, так называемый, традиционный протестантизм, больше объединяет, чем разъединяет, потому что все эти конфессии признают Божественную Троицу и Господа Иисуса Христа, но, при этом, те немногие в количественном отношении догматические различия, которые есть между ними, имеют очень важное качественное значение.
Читайте также: Выступление архиерейского хора признали причиной соблазна
Поэтому экуменический диалог — это именно богословский, культурный и социальный диалог, ставящий своей целью обмен мнениями по разным проблемам и координацию своих позиций по внедогматическим вопросам, а ни в коем случае не объединение этих конфессий. Например, и православные, и католики, и так называемые традиционные протестанты уже давно сталкиваются с вызовом секулярного либерализма с одной стороны, воплощенного в идеологии сегодняшнего Евросоюза, а с другой стороны, с экспансией азиатских религий, и было бы недальновидно не реагировать на эти вызовы совместными усилиями.
Однако в реальном экуменическом движении, как оно развивалось в ХХ веке, фактически возобладали люди, которые ставят своей целью нечто большее, чем диалог и сотрудничество, а именно стирание догматических и канонических различий между конфессиями, и поэтому возник экуменизм в плохом смысле слова, как игнорирование этих различий и стремление слиться в единую псевдоцерковь. Такие экуменисты настолько противоречат православию, что они дискредитировали само слово "экуменизм" и теперь пора задуматься о том, как можно было по-другому назвать это стремление к межконфессиональному диалогу без риска оказаться в дурной компании. Нужно ли создавать внутри Церкви какое-то особое антиэкуменическое движение? Я считаю, что таким движением является сама Русская Православная Церковь, которая в лице своих ведущих представителей и, в частности, самого Патриарха Кирилла всегда блокировала подобные риски — достаточно ознакомиться с историей его деятельности в ОВЦС, чтобы в этом убедиться, но для этого нужно реально поинтересоваться этим вопросом, а не довольствоваться случайными домыслами. В этом контексте я могу порекомендовать весьма обстоятельную книгу нынешнего главы ОВЦС митрополита Илариона (Алфеева) "Патриарх Кирилл: жизнь и миросозерцание", где подробно описана история отношений Русской Православной Церкви и экуменического движения.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии